Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на доходы физических лиц государственная пошлина акцизы земельный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
-
Прямые налоги – непосредственно падающие на плательщика и взимаемые непосредственно с его имущества ими доходов (взимаются по именным спискам и кадастру). Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджетной системы России составляет примерно 44%. Прямые налоги подразделяются на:
— Прямые реальные налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Ими облагаются продажа, покупка или владение имуществом (земельный налог, налог на имущество организаций).
— Прямые личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц, или у источника дохода, или по декларации (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).
-
Косвенные налоги – взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в виде надбавки в цену товара, тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Косвенные налоги подразделяются на:
— косвенные индивидуальные налоги – облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);
— косвенные универсальные налоги – облагаются практически все товары и услуги (НДС);
— государственные пошлины – облагаются услуги публично-правового характера;
— государственные фискальные монополии – облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах (в РФ отсутствуют).
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
-
В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги с физических и юридических лиц, а также смешанные. Из предусмотренных
Налоговым кодексом к группе налогов с физических лиц относятся налог на доходы с физических лиц, налог на имущество физических лиц.
К смешанным относят налоги, уплачиваемые как гражданами (резидентами и нерезидентами РФ), так и индивидуальными предприятиями, организациями. В их числе – НДС, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог, НДПИ, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, ЕНВД, ЕСХН, единый налог при УСН. Плательщиками всех других налогов являются юридические лица (налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц и т.д.).
3. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачислятся в бюджеты различных уровней;
региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.
4. По назначению (целевой направленности) налоги подразделяются на общие, к которым относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога могут служить транспортный налог, НДПИ.
Иное название таких налогов – маркированные и немаркированные.
5. По порядку зачисления в бюджет различают:
закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетные фонды (например НДС – 100 % зачисляется только в федеральный бюджет));
регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (налог на землю, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход и т.д.)
-
По порядку введения принято выделять общеобязательные и факультативные налоги. Первые устанавливаются федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории страны независимо от уровня бюджетной системы, в которую они поступают. При этом по некоторым из них региональным и местным органам власти предоставлено право изменять или устанавливать ряд конкретных элементов налога (например, региональной ставки по налогу на имущество предприятий или дополнительных индивидуальных льгот по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц).
Факультативные налоги, предусмотренные налоговым законодательством России, непосредственно могут вводится нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления.
7. По источникам начисления налогов. В целях исследования места налогов в совокупном общественном продукте, их влияния на формирование цен и товаров, а также для определения конкретного источника уплаты и отнесения налога принято разделять налоговые платежи на следующие группы.
7.1 Первая группа – налоги, включаемые в себестоимость продукции. К таковым, в частности, относятся ресурсные (рентные) платежи (в пределах установленных нормативов), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и т.д.. Источником их уплаты служит часть выручки, направляемая на возмещение издержек производства, а носителем налога – конечный потребитель товара (работ, услуг). Таким образом, данная группа налогов затрагивает интересы товаропроизводителей с точки зрения повышения цен и тарифов на их продукцию и снижения из-за этого объемов продаж. Но в большей степени от этого страдают конечные потребители товаров – население. Поэтому представляется важным перенос налоговой нагрузки с себестоимости на прибыль или доход налогоплательщиков.
Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.
В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.
1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов.
2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.
Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.
3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.
В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.
Существуют основные подходы к отраслевой природе налогового права:
1) налоговое право – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;
2) налоговое право – самостоятельная отрасль права с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированным законодательством и другими атрибутами отрасли;
3) налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.
Для обособления в отдельную отрасль необходимы следующие предпосылки: 1) однородная совокупность отношений, охватывающая сравнительно обособленную и значимую сферу жизнедеятельности социума; 2) специфический режим правового регулирования, включающий особым образом организованную систему средств, методов, приемов правового регулирования; 3) значительный нормативный массив, как правило, кодифицированный; 4) четко структурированная общая часть, включающая общеотраслевые принципы, основы правового статуса участников соответствующих отношений, специальную терминологию, систему источников и т. д.; 5) наличие процессуального блока, обеспечивающего реализацию материальных норм; 6) признание научным сообществом (т. е. правовой доктриной) нормативного комплекса в качестве самостоятельной отрасли права.
Все объективные условия для отраслевой самостоятельности налогового права в настоящее время сформировались: предмет, метод, правовые принципы, специальная терминология, кодификация, субъектный состав, процессуальные нормы и другие нормативно закреплены и прошли правоприменительную апробацию.
Трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права – процесс длительный и до настоящего момента не завершенный.
Конституционное право отличается универсальностью и всеобщностью правового регулирования, охватывающего все сферы правоотношений. Конституционно-правовые принципы находят свое развитие в отраслевом законодательстве. Налоговое право применительно к своему предмету конкретизирует и развивает общие принципы конституционного права.
Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. В ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-право-вым нормам, так как налогообложение является частью системы государственного управления. Некоторые институты административного права в более конкретизированном виде регулируются налогово-правовыми нормами. Например, есть соответствие между следующими административно-правовыми и налогово-правовыми институтами: контроль и надзор – налоговый контроль; административный процесс – налоговый процесс.
Налоговое и гражданское право регулируют имущественные отношения, связанные с институтом собственности. Их объединяет объект правового регулирования – отношения собственности.
Они различны по методу правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения между частными лицами. Налоговое – между частными лицами и государством, его органами, наделенными властными полномочиями и реализующими публичные функции. Гражданское относится к частноправовым отраслям, налоговое – к публично-правовой отрасли.
Системы налогообложения
Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.
Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.
Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.
Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.
Этот налог связан с операциями с подакцизным товарами, в том числе при их перемещении через таможенную границу. Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели. Состав подакцизных товаров приведен в Налоговом кодексе. В этом перечне находятся:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция и пиво, табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
- автомобильный бензин, дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
- прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья).
При этом уточним, что многие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, которые прошли государственную регистрацию, не рассматриваются как подакцизные товары.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории страны произведенных подакцизных товаров, в том числе предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основах;
- передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;
- передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
- передача произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на дав альческой основе;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию;
- получение денатурированного этилового спирта, прямогонного бензина организацией.
При этом ряд операций освобождается от налогообложения, например передача подакцизных товаров одним структурным подразделением для производства других подакцизных товаров другому структурному подразделению этой организации или реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Налоговая база определяется несколькими способами. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, в качестве налоговой базы используют объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, учитывают стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без учета акциза и налога на добавленную стоимость).
Применяется и расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров исходя из максимальных розничных цен, например для исчисления акциза по табачным изделиям. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости, с которой платится таможенная пошлина.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц. Можно вьщелить два варианта налоговых ставок: твердые (специфические в денежном выражении) ставки и адвалорные (в процентах). Примеры налоговых ставок приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в рублях и копейках за единицу измерения) | ||
---|---|---|---|
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Этиловый спирт из всех видов сырья [в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья] за 1 л безводного этилового спирта | 25,15 | 27,7 | 30,5 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% [за исключением вин] и спиртосодержащая продукция за 1 л безводного этилового спирта | 173,5 | 191 | 210 |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие за 1 л | 10,5 | 10,5 | 11,55 |
Вина натуральные [за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих] за 1 л | 2,35 | 2,6 | 2,9 |
Сигары за штуку | 17,75 | 17,75 | 17,75 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [1 50 л.с], мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [150 л.с.] за 0,75 кВт [1 л.с] | 194 | 214 | 235 |
Прямогонный бензин за 1 тонну | 2657 | 3900 | 4290 |
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. К объектам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Некоторые виды транспортных средств не облагаются данным налогом. Это весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с, автомобили, специально оборудованные для движения использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные через органы социальной защиты населения. В этот список входят тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, используемые при сельскохозяйственных работах, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
Налоговая база определяется в зависимости от вида средств. Для транспортных средств, имеющих двигатели, — это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств, для движения которых осуществляется тяга реактивного двигателя, — это паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств — это валовая вместимость в регистровых тоннах.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки (в рублях) устанавливаются законами субъектов РФ. Сведения о транспортных средствах представляются органами, осуществляющими их государственную регистрацию. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
Налог – это обязательная, безвозмездная выплата, взимаемая с граждан и организаций в пользу государства с целью обеспечения его деятельности.
Сбор – обязательный взнос, который взимается с физических лиц и организаций в качестве условия совершения государством юридически-значимых действий, например, предоставление прав или передачу разрешений/лицензий.
Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть «операции по реализации товаров/работ/услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров/работ/услуг либо иной объект».
Налоги – главный источник финансирования деятельности государства, однако они выполняют и ряд других, не менее значимых функций:
- Фискальная заключается в том, что из налогов формируется государственный бюджет.
- Регулирующая заключается в том, что с помощью налогов государство может стимулировать или тормозить производство тех или иных товаров.
- Контролирующая заключается в том, что государство через налоги наблюдает за деятельностью экономических субъектов.
- Социальная или перераспределительная заключается в том, что с помощью налогов государство может уменьшить финансовое неравенство между гражданами.
- Экономическая состоит в том, что с помощью понижения налогов государство может стимулировать экономическую деятельность предпринимателей.
Виды налоговой ставки
Налоговая ставка – это величина налога, которая приходится на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли и так далее).
- 25-01-2019, 05:36
- ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ
- pushkin
- 13 679
Налоговая система — законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
Всеобщность — охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом.
Обязательность. Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом.
Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения.
Однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза.
Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.
Простота и доступность для восприятия.
Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.
Справедливость.
В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги.
I. Налоги и сборы. Функции налогов.
Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.
Выделяют следующие функции налогов:
- фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства);
- социальную (распределительную) (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства);
- регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.).
Также выделяют стимулирующую функцию (обеспечение развития научно-технического прогресса, снижение безработицы)
Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.
Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объекты налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость.
Основное отличие налога от сбора
Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).
ВАЖНО!
Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.
В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ.
Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.
Функции налога и сбора
Функции налога и сбора являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.
Функции налога — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.
В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.).