Понятие и правовая природа гражданско правовой защиты авторских прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и правовая природа гражданско правовой защиты авторских прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.

Способы защиты авторских прав

Защитить свои авторские права можно. Законом предусмотрено несколько способов. О них мы и поговорим в нашей статье. Но несмотря на защиту авторства государством, эти права нарушаются на каждом шагу. Соответственно, отстаивать свои интересы придется в суде или с помощью правоохранительных органов.

Авторское право — очень сложная категория дел, и с этим сможет справиться только опытный юрист. Самостоятельно, без знаний и судебной практики, вступать в спор с вором не стоит, так как есть большой риск проиграть дело или получить слишком маленькую сумму компенсации.

Однако найти действительно толкового юриста в области авторского права в наше время нелегко. Поэтому мы и создали сервис R.TIGER, где собрали только профессионалов. Здесь вы можете найти себе правоведа за ту цену, которую считаете приемлемой. А мы, в свою очередь, даем гарантию качественно выполненной работы, так как исполнитель получит деньги только по ее завершении.

Административная и уголовная защита

Также свои авторские права можно защитить с помощью административного и уголовного законодательства. Однако привлечь нарушителя к такой ответственности можно, если он извлекает из этого прибыль.

За незаконное использование, ввоз, продажу или прокат контрафакта правоохранительные органы могут наложить штраф:

  • на граждан — до 2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — до 20 тысяч рублей;
  • на организации — до 40 тысяч рублей.

К сожалению, штрафы небольшие. Однако к положительным моментам можно отнести то, что вместе со штрафом вся контрафактная продукция и оборудование для ее изготовления будут конфискованы.

Если говорить о защите авторства с помощью уголовного права, то злодей понесет ответственность, только если размер ущерба составит более 100 тыс. рублей. Само наказание зависит от суммы убытков и от того, сколько участников было задействовано в преступлении.

Если чужими авторским правами в корыстных целях воспользовался только один человек и сумма ущерба не превысила 1 млн рублей, то ему могут присудить:

  • штраф до 200 тысяч рублей или в размере дохода нарушителя за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 12 месяцев;
  • арест до полугода.

Если в преступлении против авторского права участвовало несколько человек или оно совершенно на сумму более миллиона рублей, то наказание будет суровее. В этом случае преступники могут лишиться свободы на срок до 6 лет, и при этом им придется заплатить штраф в размере до 500 тысяч рублей.

В России идет борьба с «пиратством», но хороших специалистов, которые могут предоставить реальную защиту в суде, мало. Кроме того, на рынке юридических услуг много мошенников. Они берут предоплату, но работу не выполняют.

В связи с этим мы советуем воспользоваться нашим ресурсом. У нас самые надежные юридические компании с большой судебной практикой. Вы абсолютно не будете рисковать своими деньгами, так как мы предлагаем безопасную сделку. Что это такое? После оформления заявки и выбора исполнителя вы переводите деньги на наш ресурс. Они лежат на депозите под полной защитой. Юрист получит оплату только после вашего подтверждения, что услуги оказаны надлежащим образом.

Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:

  • Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Способы защиты авторских прав

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты интеллектуальных прав имеет судебная защита, реализуемая через обращение в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. При этом судебная защита обеспечивается применением предусмотренных Законом способов защиты.

Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные Законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Способы защиты авторских прав можно разделить на способы защиты личных неимущественных авторских прав и способы защиты имущественных авторских прав.

К способам защиты личных неимущественных авторских прав относятся:

  • (1) признание права;
  • (2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • (3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • (4) компенсация морального вреда;
  • (5) публикация решения суда о допущенном нарушении.

Что понимается под интеллектуальными правами?

При этом под интеллектуальной деятельностью понимается умственный (мыслительный, духовный, творческий) труд человека в области науки, техники, в том числе генной инженерии и микробиологии, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом (Гражданское право: учебник в 4 томах / Отв. ред. Е.А. Суханов. Москва, 2008. Том 2, стр. 263).

Категория интеллектуальных прав, впервые введенная в законодательство в статье 1226 части четвертой ГК РФ, включает права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). К этим правам относятся исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права. В число личных неимущественных интеллектуальных авторских прав входят:
— право авторства, или копирайт (статьи 1265 и 1257 ГК РФ);
— право автора на имя (статья 1265 ГК РФ);
— право на неприкосновенность произведения (статья 1266 ГК РФ);
— право на отзыв (статья 1269 ГК РФ);
— право на обнародование произведения (статья 1268 ГК РФ).

Понятие защиты, субъекты права на защиту, формы и способы защиты интеллектуальных авторских прав

Статья 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это объясняется тем, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав. Применительно к этому еще в советское время А.И. Ваксберг утверждал, что «ввиду появления новых форм авторского творчества было бы желательно не давать подробного перечня объектов авторского права… Наличие исчерпывающего перечня означало бы, что авторы произведений, не вошедших в этот перечень, лишены правовой охраны»59. Внешне иной, но в конечном счете аналогичной по сути точки зрения придерживался профессор О.С. Иоффе, полагавший, что «если бы закон закреплял исчерпывающий перечень охраняемых им авторских произведений, создание произведений новых видов осталось бы вне юридической охраны»60. Разделяя в целом подобные мнения, следует отметить, что конкретизированный перечень охраняемых объектов авторского права, определенный статьей 1259 ГК РФ, бесполезен с точки зрения правовой охраны. И в этой связи не случайно, что, например, в соответствии с пунктом «a» 102 Закона об авторском праве США авторско-правовой охране подлежат авторские произведения, зафиксированные не только в любой уже известной осязаемой форме, но и в той форме, которая будет открыта впоследствии.

Читайте также:  Целостность государства понятие ее обеспечение

Перечень охраняемых объектов авторских прав, аналогичный содержащемуся в статье 1259 ГК РФ, предусмотрен не только в пункте «a» статьи 102 Закона США об авторском праве, но и в пункте viii статьи 2. Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности61, а также в законодательстве Великобритании, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, в том числе в статье 3 французского Закона № 57-298 от 11.03.1957 об охране литературной и художественной собственности, вошедшего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, в статье10 (1) Закона Японии № 48 от 06.05.1970, и в британском Законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах (CDPA), вступившем в действие с 01.08.198962.

Таким образом, по действующему законодательству как России, так и зарубежных стран к объектам авторских прав относится весьма широкий круг произведений науки, литературы и искусства. Тем более, если учитывать, что, к примеру, только к литературным произведениям можно отнести романы, детективы, фантастику, повести, стихи, статьи, научные рецензии, тексты песен к музыкальным произведениям, опубликованные и неопубликованные речи.

В этой связи представляет интерес вопрос о юридической природе авторских прав на частные письма, дневники, заметки. Можно ли отнести их к объектам авторских прав и защищать права на них традиционными гражданско-правовыми способами? Профессор М.В. Гордон, отвечая на этот вопрос, писал, что закон «не упоминает в качестве объектов авторского права частные письма и дневники. Думается, что для исключения их из числа объектов авторских прав нет оснований».

Внешне иной, но в конечном счете сходной по сути точки зрения придерживались и профессора Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц. По их мнению, «вопрос об опубликовании писем не является вопросом авторского права в собственном смысле слова, но тесно связан с проблемами авторского права. Это не вопрос авторского права, так как письмо не всегда является результатом творческого труда, произведением в том смысле, какой придают этому слову законы об авторском праве. Очень часто письма ученого, писателя, художника являются лишь сообщениями о событиях личной жизни, мыслями и суждениями, предназначенными к доведению их до сознания только адресата писем и ему доверительно сообщаемыми. Опубликование таких писем есть всегда вторжение в «интимную сферу» их автора, а часто и адресата письма. В то же время во многих письмах личные моменты перемежаются с изложением мыслей, представляющих большой общественный интерес. Кроме того, общество заинтересовано и в ознакомлении со многими чертами личной жизни общественных деятелей, в частности, деятелей науки, литературы, искусства. Иногда такое ознакомление далеко не безразлично для правильной оценки личности политического деятеля, иногда оно полезно для правильного понимания отдельных литературных произведений. Ввиду сказанного вопрос о правовых основах опубликования писем представляется сложным. Понятно, что при жизни автора письма адресат не вправе опубликовать его без согласия автора, а автор без согласия адресата. После же смерти автора право на опубликование писем должно осуществляться его наследниками не иначе, как с согласия адресата или наследников последнего, и притом под контролем тех же государственных учреждений, которые призваны контролировать осуществление авторского права наследниками автора»64. На наш взгляд, наиболее убедительной является позиция профессора Л.О. Красавчиковой, полагающей, что «отдельные письма (дневники, заметки и т.п.) тех или иных отправителей (лиц, ведущих дневники, делающих заметки) могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям литературы и, соответственно, стать объектом авторского права»65. К сказанному следует добавить, что если частные письма, дневники и заметки являются результатом творческого труда в том смысле, какой придает этому труду часть четвертая ГК РФ, то они, на наш взгляд, вполне могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям науки, литературы и искусства, и права на них должны защищаться гражданско-правовыми способами, традиционно используемыми для защиты авторских прав.

К объектам авторских прав могут относиться фотографические, аудиовизуальные и составные произведения, а к произведениям искусства — не только традиционные картины или рисунки, но даже макияж как лицевой грим, запечатленный в образе на фотографии, если этот макияж создан в результате творческой деятельности. Признание макияжа одним из объектов авторских прав обусловлено тем, что он является результатом самостоятельного творческого труда (пункт 1 статьи 1228 и статья 1257 ГК РФ). Эта трактовка нашла подтверждение в материалах судебной практики66. Указанный объект охраняется авторским правом, а права его создателя защищаются гражданско-правовыми способами.

Возмещение убытков как гражданско-правовой способ защиты интеллектуальных авторских прав

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает неустойку в качестве способа защиты гражданских прав. В судебной практике сформировалась позиция, согласно которой неустойка по своей природе является санкцией (мерой ответственности) за ненадлежащее исполнение обязательства291.

В силу статей 329 и 330 ГК РФ неустойка по своей юридической природе является не только способом обеспечения исполнения обязательства, но и формой гражданско-правовой ответственности. По словам В.В. Витрянского, «такой вывод подтверждается тем, что неустойка взыскивается по решению суда либо добровольно уплачивается должником только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, т.е. при наличии правонарушения; во-вторых, суть неустойки состоит в обязанности должника, нарушившего обязательство, нести дополнительные имущественные потери; в-третьих, неустойка, так же как и убытки, подлежит применению только при наличии условий, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности, что вытекает из пункта 2 статьи 330 ГК РФ, согласно которому кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства; и наконец, в четвертых, обязанность должника, нарушившего обязательство, уплатить неустойку обеспечивается государственным принуждением, о чем свидетельствует включение взыскания неустойки в число способов судебной защиты гражданских прав статьи 12 ГК РФ»292. Следовательно, неустойка одновременно является и распространенным способом обеспечения исполнения обязательств, и мерой гражданско-правовой ответственности, и способом защиты права. Важно и другое: по своей юридической природе неустойка носит компенсационно-карательный характер и направлена на наказание правонарушителя (должника) и компенсацию потерь пострадавшей стороны (кредитора).

При этом, как отмечается в юридической литературе, «основания возникновения обязанности по уплате неустойки совпадают с основаниями возложения на должника гражданско-правовой ответственности. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за нарушение обязательства»293.

Триединая природа неустойки как меры ответственности, способа обеспечения исполнения обязательства и способа защиты права не только поддерживается в современной правовой доктрине России, но и подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ) от 22.01.2004 № 13-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бочаровой Нины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью первой ст. 333 ГК РФ»294. Согласно данному определению статья 330 ГК РФ признает неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу части 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Такой способ защиты, как взыскание неустойки, применим только при нарушении исключительного (имущественного) авторского права. Как отмечается в юридической литературе, гражданско-правовая ответственность наступает при совершении правонарушения, предусмотренного императивными нормами гражданского законодательства или договором295. Например, неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом обязанностей, вытекающих из договора. Поэтому если исключительные (имущественные) авторские права нарушаются в результате неисполнения обязательств, вытекающих из договора, то, разумеется, применяется договорная ответственность. Так, основанием наступления имущественной ответственности приобретателя исключительного права (лицензиата или заказчика по договору авторского заказа) является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по уплате правообладателю (лицензиару и автору произведения) предусмотренного вознаграждения возмездным договором об отчуждении исключительного (имущественного) права, возмездным лицензионным договором и возмездным договором авторского заказа. В данном случае правообладатель (лицензиар и автор) в целях защиты нарушенных или оспоренных авторских прав вправе предъявить в суд иск о взыскании договорной неустойки, если она была предусмотрена договором.

Взыскание неустойки возможно и за другое правонарушение. Как известно, статья 1237 ГК РФ на лицензиата возложена обязанность по представлению лицензиару отчета об использовании результата интеллектуальной деятельности на условиях лицензионного договора. Чтобы правовой механизм отчетов был действенным в отношении исполнения лицензиатом обязанности по представлению лицензиару отчета, в договоре можно устанавливать санкцию в виде неустойки за неисполнение лицензиатом возложенной на него обязанности.

Читайте также:  Соц карта Москвича действует в автобуспх Подмосковья

В таком случае при непредставлении лицензиатом отчета об использовании результата интеллектуальной деятельности в порядке и сроки, предусмотренные лицензионным договором, лицензиар мог бы в целях защиты своих прав предъявить иск о взыскании договорной неустойки. При этом к рассматриваемым отношениям вполне применима норма статьи 333 ГК РФ, в соответствии с которой «договорная неустойка может быть уменьшена судом», но «только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика». Общим критерием по уменьшению размера неустойки выступает явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств должником, как это не только прямо предусмотрено статьей 333 ГК РФ, но и подтверждается правовой позицией КС РФ, изложенной в определениях от 20.11.2008 № 824-О-О, от 24.01.2006 № 9-О и от 14.10.2004 № 293-О296, в соответствии с которыми предметом регулирования статьи 333 ГК РФ является способ осуществления судом своих правомочий по реализации основанного на общих принципах права требования о соразмерности ответственности, направленный против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. При этом критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть в основном: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; и длительность неисполнения обязательств.

Ответственность за нарушение авторских прав

Вопрос номер один при любом нарушении авторских прав: «а что мне за это будет?»

И в самом деле, зачастую единственным мотиватором воздерживаться от нарушения чужих интеллектуальных (в том числе и авторских) прав является не осознание сложности труда автора или благодарность создателю произведения, а банальное нежелание отвечать за свои неправомерные действия.

Несмотря на кажущуюся обывателю скупость правовых инструментов для преследования нарушителей, в действительности законодательство РФ может приятно удивить ассортиментом возможностей для привлечения к ответственности. При этом стоит заметить, что за совершение одного противоправного деяния, нарушитель может быть привлечён одновременно к гражданско-правовой и к уголовной (или административной) ответственности. Взаимоисключают друг друга в этом случае только административная и уголовная ответственность.

Интеллектуальная деятельность человека проявлялась и в глубокой древности. Однако ее правовое регулирование не вызывало какой либо нужды. Только тогда, когда возникли определенные столкновения интересов по поводу результатов интеллектуальной деятельности, встал вопрос о закреплении права человека на результаты такой деятельности. Право интеллектуальной собственности формируется вследствие развития интеллектуальной деятельности и необходимости правовой ее регламентации.

Возникновение первых и до сих пор сохраняющих важное значение институтов права интеллектуальной собственности, таких как авторское и патентное право, обусловлено развитием массового «товарного производства» в духовной сфере.

Наиболее древним институтом права интеллектуальной собственности является авторское право. Первые идеи об авторском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена Античности. В Древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.

Первым в истории законом об авторском праве стал принятый в 1710 г. в Англии «Статут королевы Анны», закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения. Прообразом современных патентных законов стал также принятый в Англии «Статут Якова I» (или Статут о монополиях) 1624 г. Данным статутом было установлено важное правило: королевская власть не может выдавать никаких патентов, кроме патентов на изобретения.

Международное право интеллектуальной собственности начинает складываться с конца ХIХ в. Были приняты акты, регулирующие право интеллектуальной собственности в отношениях между разными государствами (Парижская, Бернская, Женевская конвенции).

В России право интеллектуальной собственности складывается несколько позже, чем в других странах. В 1911 г. было принято «Положение об авторском праве», регламентировавшее права авторов произведений на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени. В 1917 г. был принят Декрет ЦИК «О государственном издательстве», которым вводилось разрешение объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию. После присоединения СССР (России) к международным актам (1965 г., 1973 г., 1995 г.) право интеллектуальной собственности стало соответствовать нормам международного права.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.

Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:

1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);

2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (вступила в силу в 1968 г.);

3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);

5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);

6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);

7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);

8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);

10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).

Евразийская патентная организация (ЕАПО) – организация, действующая на основе патентного ведомства бывшего СССР и включающая в свой состав республики бывшего СССР, подписавшие Евразийскую патентную конвенцию.

Членами ЕАПО являются все договаривающиеся организации. Депозитарием Конвенции является Генеральный директор ВОИС, который также выступает в качестве посредника при возникновении какоголибо спора по вопросам толкования или применения Конвенции. Штабквартира ЕАПО находится в Москве, использует ресурсы патентного ведомства бывшего СССР и пользуется поддержкой Патентного ведомства РФ.

Органы ЕАПО – Административный совет и Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ). Административный совет (высший орган ЕАПО) назначает Президента ЕАПО, утверждает бюджет ЕАПО, а также Патентную, Финансовую и Административную инструкции, одобряет соглашения, заключенные ЕАПО с государствами и межгосударственными организациями. Все вопросы рассматриваются на очередных (один раз в календарный год) и внеочередных заседаниях Административного совета, в которых с правом совещательного голоса принимает участие и полномочный представитель ВОИС.

ЕАПВ выполняет все административные функции ЕАПО, включая рассмотрение заявок и выдачу евразийских патентов. ЕАПВ возглавляется Президентом, в штате которого каждое государствоучастник имеет свою квоту.

Евразийская патентная конвенция вступила в силу 12 августа 1995 г. Евразийская патентная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, которыми либо устанавливаются единые требования по ряду вопросов, либо допускается их самостоятельное решение в национальном патентном законодательстве стран—участниц Конвенции. ЕАПВ выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Главная цель Конвенции – создание межгосударственной системы правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств – участников Конвенции. Патент выдается ЕАПВ по резуль татам экспертизы по существу, проводимой по ходатайству заявителя, при условии соответствия изобретения критериям патентоспособности. Срок действия евразийского патента – 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

В соответствии с Конвенцией ЕАПО является самофинансируемой. Никакое договаривающееся государство не может быть обязано уплачивать взносы в ЕАПО. Однако Российская Федерация предоставляет ЕАПО авансы, при чем размеры этих авансов и условия являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством РФ.

Гражданско-правовая защита авторских прав

Правообладатель — это субъект гражданского права, который имеет исключительное право распоряжения на полученное творчество.

Может ли быть автор правообладателем и наоборот? Авторское право – это совокупностью норм, которые регулируют право пользования творческой деятельностью, способы владения и распоряжения ею.

Это могут быть литературные, музыкальные и аудио произведения, перевод текстов, хореографические постановки, художественное творчество, фотография, изобретения, компьютерные программы, секреты производства, селекционные достижения и даже архитектурные объекты.

Читайте также:  Молит правило. Краткое молитвенное правило

Автор — это обязательно физическое лицо, трудом которого получен предмет творческой деятельности, он может быть и правообладателем, если нет никаких особых условий передачи его труда.

А правообладателем может быть как сам автор, так и юридическое лицо, которое получило возможность пользоваться плодами творений на основе договора отчуждения.

Организация может быть правообладателем при условии исполнения служебного задания на основе договора.

  • неимущественные права;
  • исключительное право.

К первой категории относится право на имя и авторство (указывать на объекте творчества), на неприкосновенность произведения (не изменять его) , на обнародование (доведение до общества). Ко второй категории относится само пользование и распоряжение. Этот вид права может быть передан другому лицу.

Следуя из вышесказанного, правообладатель может быть как автором произведения, так и лицом, получившим исключительные права на распоряжение этим творчеством. Возможно постоянное и временное пользование на основе лицензионного соглашения, которое может оговаривать полную или частичную передачу прав правообладателю на установленных договором пределах.

Правообладатель может распоряжаться приобретенным творчеством по своему усмотрению, если это не ограничено законом. А также разрешать или запрещать пользоваться предметом интеллектуальной деятельности. Разрешение может нести в себе финансовые условия, на базе которых передается ряд возможностей для пользователя за вознаграждение.

Правообладатель при этом должен соблюдать условия и нести обязательства в течение всего срока договора. Оплата может быть как фиксированной, так и иметь некоторую периодичность.

Далее о приказе на уменьшение рабочего времени в связи с жаркой погодай.

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Субъекты авторского права — лица, которые обладают субъективным правом автора на результат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Обладателями авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники (независимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

  • Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.
  • Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.
  • В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведения в каком-либо виде.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Такие авторы называются соавторами.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.

Соотношение понятий «охрана» и «защита» авторских прав

  • Материалы, опубликованные за июнь 2021 года
  • Подборка материала за май 2021 года, 11.06.2021
  • Опубликованные материалы за апрель 2021 года, 01.05.2021
  • Подборка материала за март 2021 года, 01.04.2021
  • Юридические статьи за февраль 2021 года, 05.03.2021
  • Проблемы правового регулирования сроков годности в договорах розничной купли-продажи и поставки продуктов питания
  • Независимая гарантия как способ обеспечения обязательства
  • Проблемы защиты прав добросовестных приобретателей
  • Понятие и способы злоупотребления процессуальными правами в арбитражном процессе
  • Толкование положений о привлечении к ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом

Пользоваться своими и чужими произведениями в России разрешается согласно требованиям законодательства. Знание того, что относится к авторским правам, помогает сориентироваться в этом вопросе.

Кроме того, важно помнить, что один и тот же объект творческого труда может быть предметом приложения норм не только авторского, но и других институтов права. Тогда требуется принимать во внимание требования правового режима — в отношении как произведений, так и других юридических объектов.

Особенно важно точно придерживаться закона, когда произведения используются, чтобы получать прибыль. Поэтому, прежде чем опубликовать у себя на сайте, баннере или флаере чужое фото, разместить в рекламном объявлении чужой текст, стоит задуматься, не нарушите ли вы тем самым чьи-либо права.

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характеризовалось низким уровнем охраны прав, как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социально-экономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.

Система защиты авторских и смежных прав, созданная в России, в целом обычно характеризуется как отвечающая мировым стандартам, требованиям международно-правовых актов. Вместе с тем Российская Федерация по-прежнему остается среди государств с одним из самых высоких уровней оборота контрафактной продукции. Не последнюю роль в этом играют отдельные недостатки правового регулирования защиты авторских и смежных прав [10, с. 32].

Актуальность темы. Существует ряд вопросов, которые не нашли до настоящего времени однозначного решения на теоретическом уровне, в отношении некоторых в законодательстве нет достаточной определенности, что вызывает проблемы практического характера. В частности, отсутствует единый подход к определению круга рассматриваемых способов защиты, к пониманию отраслевой принадлежности, места в системе этих способов некоторых специфических способов защиты, закрепленных гражданским законодательством. Детально такие вопросы в теоретических работах не исследовались. В области охраны интеллектуальной собственности можно отметить тенденцию усиления защиты интересов коммерческих обладателей исключительных прав. В сфере защиты авторских и смежных прав возникающие в связи с отмеченной тенденцией проблемы встают наиболее остро, поскольку здесь в наибольшей степени затрагиваются интересы правообладателей — физических лиц, таких как авторы и исполнители. Использование охраняемых объектов в Интернете породило специфические проблемы, связанные с защитой результатов творческой деятельности. Например, поиск эффективной правовой охраны использования технических средств защиты авторских и смежных прав поставил под угрозу поддерживаемый авторским правом баланс интересов правообладателей и пользователей.

Законодателем установлена единая общая система гражданско-правовых способов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, закрепленная в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Совершенствование гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав имеет значение не только для авторско-правовой сферы, но и для механизма защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в целом [12, с. 43].

Масштабность незаконного использования результатов творческой деятельности, наличие объективной потребности устранения недостатков правового регулирования гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав, нерешенность ряда связанных с такой защитой проблем на теоретическом уровне определяют актуальность темы курсовой работы.

Степень разработанности темы в правовой науке составляют работы российских цивилистов в области авторского права и прежде всего Б.С. Антимонова, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, В.Г. Камышева, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, Д.Н. Сутулова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, А.К. Юрченко, а также специалистов в области международного частного права — М.М. Богуславского, Г.К. Дмитриевой, СБ. Крылова, М.Н. Кузнецова, Л.А. Лунца, Ю.Г. Матвеева, В.П. Шатрова.

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;

  • дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;

• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Предметом исследования являются правовое регулирование и практическая реализация гражданско-правовых способов охраны авторских и смежных прав.

Объектом исследования выступают общественные отношения в области охраны авторских прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *