Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целостность государства понятие ее обеспечение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.
Целостность государства, государственный и национальный суверенитет
Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая одинаково верна для любого исторического типа государства.
Если целостность государства предполагает прежде всего наличие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, проистекающей из одного источника, опирающейся на общие и обязательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.
Целостность не может существовать в государстве, где отсутствуют социальное равновесие, стабильность общественных отношений, единство экономического, политического, правового, территориального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устройство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедерация — это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политическая власть, один государственный суверенитет — таковы объективные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества и политической власти обеспечивает как целостности, так и суверенитету государства всеобщий, императивный характер, превращает их в реальность.
Целостность государства и его суверенитет — это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не переставали быть определяющими условиями жизнеспособности государства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства — это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализованная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирования общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.
Располагая собственными политико-управляющими структурами, иерархизированной, субординированной и относительно замкнутой организацией, политическая власть имеет совершенно особое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.
Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного пространства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэтому они сопутствуют государству как единой политической организации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.
Вопрос 12 Целостность государства: понятие и ее обеспечение
3.
1 Определение конституционно-правового статуса РФ
Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:
1)Российская Федерация – суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве.
2)Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в включает в себя15:
- территории ее субъектов (сухопутная территория);
- внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;
- территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;
- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.
Согласно ч.3 ст.4 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории1.
Положение о целостности и неприкосновенности территории России органично вытекает из территориального верховенства Российской Федерации.
Вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета Российской Федерации.
Теория государства и права — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) с ответами
Функции государства подразделяются:
- по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
- по значению: на основные и дополнительные,
- по видимости: на явные и латентные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:
- Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
- деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
Уголовное право, гражданское право
Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.
Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.
Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.
Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Роль нормотворческой деятельности органов внутренних дел в конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности России
В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.
Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.
Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .
Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.
Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.
Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.
Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.
Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.
Основные направления политики (9 класс)
Политика разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя политика представляет собой сферу публичной власти, в которой регулируются отношения между государствами. К ней относят:
- установление дипломатических отношений между государствами;
- открытие представительств государств;
- проведение международных переговоров;
- обеспечение безопасности государственной границы;
- заключение международных договоров;
- членство в международных организациях.
Направления внешней политики: оборонное, внешнеэкономическое, культурное и иные.
Внутренняя политика представляет собой управление внутри государства.
Управлением в экономической сфере занимается экономическая политика (денежно-кредитная политика, распределение доходов государства, выпуск национальной валюты, производство товаров, стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией, взимание налогов, инвестиционные процессы и так далее).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет (10-11 класс)
Власть бывает формальной и неформальной.
Формальная власть – это власть должности, которая обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления предприятием. Формальная власть измеряется либо количеством подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими лицами.
Реальная власть – это власть как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системой отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Выделяют пять основных форм власти: власть принуждения, власть вознаграждения, законная власть, экспертная власть и власть примера.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное усилие политического развития.
1.Целостность территории России является сложным и многогранным геополитическим явлением. Оно отражает многочисленные аспекты этого понятия: наземное пространство, воздушное пространство, подземное пространство, недра земли, внутренние воды, территориальное море, государственная граница, территория федерации, территория субъекта федерации, неделимость территории, целостность государства, суверенитет над территорией, территориальные споры и др.
Обеспечивают целостность территории многие механизмы, среди которых на первый план выходят нация с ее культурной самоидентификацией политическая система общества. Основная же роль в сохранении целостности территории принадлежит государству. Помимо государства активными субъектами в обеспечении целостности территории являются политические партии, церковь, средства массовой информации и коммуникации, профсоюзы и т.д. Особое место занимают угрозы, порожденные глобализационными процессами.
Отдельные стороны современной глобализации в политической и экономической сферах, особенностями которых являются: однополюсная модель мира, стратификация сообщества на богатые и бедные страны, обострение борьбы за ограниченные природные ресурсы планеты, борьба за распределение, перераспределение мирового дохода, несправедливое международное распределение труда, неэквивалентый обмен финансами, товарами и услугами — формируют потенциальную опасность территориальной целостности России. Кроме того, глобализация в информационной сфере характеризуется становлением глобального информационного пространства. Это явление, помимо положительных моментов, несет в себе и деструктивный потенциал целостности российской территории, что проявляется в широких возможностях негативного влияния: на умы российского населения, на моральное разложение нации, на политическую элиту и лидеров государства, на проведение информационных интервенций и т.д. Чрезвычайно важным аспектом является глобализация в культурной сфере. Этот аспект глобализации кроме положительных моментов (формирует глобальное поликультурное пространство, усиливает взаимосвязь между странами и народами) имеет и негативные стороны: стремление западных культур и мировоззрений к глобальному и региональному господству над другими культурами путем осуществления культурной экспансии. Культурная экспансия в последние годы все чаще используется развитыми странами в качестве инструмента реализации политических и экономических устремлений.
Удар по культуре как механизму, формирующему целостность территории, несет мощный потенциал разрушения наций, опасный возможностью территориального расчленения страны. В современном мире глобальное противоборство в культурной сфере только начинается, в перспективе же оно, возможно, будет обостряться, и оказывать сильнейшее влияние на геополитическую ситуацию в целом. России необходимо быть готовой к такому сценарию развития событий. Особую опасность целостности России представляют развитие глобальных демографических и миграционных процессов. В последние годы сложилось глобальное демографическое напряжение между «Севером» и «Югом», которое характеризуется сокращением населения северных стран и ростом населения южных и восточных государств. Это обстоятельство во многом определяет характер мировых миграционных процессов.
Под их влиянием из России на Запад устремляются лучшие представители нации, а в страну широким потоком хлынули иммигранты с южных границ государства, а также со стороны Китая, Северной Кореи и Вьетнама с низким уровнем образования и чуждой культурой. В результате неэквивалентного миграционного обмена в России нарастают процессы деградации нации, межэтнической и религиозной распри. Особенно неблагополучная ситуация в этой связи возникла в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Там катастрофическими темпами убывает коренное население и на этом фоне быстро растет количество иммигрантов из азиатских стран.
Современная трактовка понятия «государство» представляет его как сложное многофункциональное единство, отличающееся высочайшей концентрацией власти и наибольшими возможностями в решении проблем общества. Задачей государства как политической силы является обеспечение целостности и организованности человеческого общества, наличия в нем определенного порядка, при этом следует принимать во внимание, что осуществление данной задачи невозможно без гарантий безопасности и реализации интересов граждан.[1]
Анализируя эволюцию понятия «государство», необходимо учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.
Г. Кельзен отмечал, что «трудности в определении понятия “государство” усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».[2] Действительно, его нередко применяют, обобщенно характеризуя некий тип общества, он используется и в самом узком смысле, обозначая, например, нации или территории, которые населяют жители той или иной страны. Изменение смысла подразумевает смену самого объекта, а следовательно, состав признаков также претерпевает метаморфозы. Таким образом, неудовлетворительное состояние теории государства есть следствие неопределенности самого термина, который в исследованиях правоведов часто используется некорректно.
В современной отечественной науке отмечается возврат к дореволюционным представлениям о государстве как об институте «все и для всех». Например, по определению Г. Г. Арутюняна и М. В. Баглая, государство представляет собой «суверенную организацию публичной политической власти, создаваемую и поддерживаемую для защиты их прав и свобод, управления общественными делами, обеспечения безопасности, создания благоприятных условий для жизни».[3] В соответствии с данной концепцией государство является частью общества и выполняет функции контролирующего органа, управляющего общественной жизнью и использующего в числе прочих методы принуждения. Рассматривая государство с юридической точки зрения, исследователи предлагают определять его как «аппарат государственной власти, систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти». [4] Однако эта трактовка фактически не принимает во внимание наличие таких признаков, как суверенитет, территория и др. Подобный недостаток наблюдается и в работах других правоведов. Так, в формулировке М. Ф. Чудакова также упущен из виду целый ряд признаков, его определение гласит, что государство представляет «организацию, регулирующую социальную жизнь и использующую свою суверенную власть в интересах большинства людей». [5]
Одно из наиболее полных определений представил правовед В. Е. Чиркин: государство — это универсальная политическая организация в обществе, обусловленная его социальной асимметрией, необходимостью выполнения его «общих дел» и организации легализованного и легитимного принуждения, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом, выражающая прежде всего экономические, политические и идеологические интересы доминирующего социального слоя и выполняющая в определенной степени функции арбитража между различными слоями общества. [6]
Ю.А. Тихомиров рассматривает государство как политическую организацию общества, которая гарантирует его целостность, выполняет управление делами общества и осуществляет суверенную публичную власть с помощью государственного механизма, а также придает праву общеобязательное значение и гарантирует законность, правопорядок, права и свободы граждан. [7]
Профессор В. П. Пугачёв уточняет, что термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле это понятие рассматривается как «общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории», и отождествляется со страной и народом. В более узком значении в современной науке государство получает значение: «учреждение, организация, обладающие верховной властью на определенной территории», что противоречит тому факту, что организация или учреждение не обладают обязательным признаком государства — суверенитетом. [8]
Понятие государства как публичной и властной силы организованного народа оказалось достаточно устойчивым. По словам Г. В. Атаманчука, «государство — публичное выражение общества, целью которого является обеспечение международных отношений, свободы, безопасности и мирной жизни своих граждан». [9] По мнению многих исследователей, публичная власть не просто покровительствует обществу, но служит его центром, ядром, источником его организованности. Благодаря этому общество становится государственно-организованной коллективностью, которая отличается от народонаселения или нации наличием иерархии. Именно публичная власть обусловливает образование пирамиды публично-властных отношений, которая порождает многоступенчатую систему политико-юридических ролей.[10]
На протяжении длительного времени понятие государства воспринималось исключительно сквозь призму классового подхода, что, безусловно, представляет собой воплощение максимализма. Однако, по заявлению М. Н. Марченко, общечеловеческий подход, сменивший его со временем, является не меньшей крайностью, искажавшей действительность. [11] По утверждению исследователя, оптимальным определением государства могла бы стать формулировка, в которой государство рассматривается как «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». [12] Такой подход отражает значение государства в роли социального института, обеспечивающего реализацию интересов как общества в целом, так и стоящих у власти классов. Ю. В. Костин, развивая идею М. Н. Марченко, квалифицирует государство как особую организацию публичной политической власти, охватывающую определенную территорию и воплощенную в социально-правовых нормах и институтах, которые осуществляют управление обществом, основываясь на принципах непреложности государственных решений; при этом государство обеспечивает интересы отдельных классов, социальных групп или всего общества и в то же время выступает в качестве особого механизма управления, подавления и обеспечения правопорядка, опираясь в необходимых случаях на средства и меры принуждения.[13]
Ю. А. Тихомиров подошел к этому вопросу несколько иначе, полагая, что государство можно определить как политическую организацию, управляющую общественными делами и регламентирующую действия граждан с применением права, при этом данная трактовка относится к разным видам государств.[14] В этой дефиниции отмечается стремление избежать упоминания признаков государства, что делает его довольно расплывчатым.
Многие исследователи сходятся на мысли, что государство является политическим институтом. Так, определение, данное в энциклопедии «Геополитика», характеризует его как «способ организации общества и его политической системы на определенной территории, центральный институт власти».[15] Стоит отметить, что в некоторых прочтениях термин «государство» имеет довольно узкое значение, близкое к западному пониманию слова «нация» (например, Организация Объединенных Наций является всемирной организацией государств), при этом состав признаков государства существенно изменяется.
Целостность государства, государственный и национальный суверенитет
Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая одинаково верна для любого исторического типа государства.
Если целостность государства предполагает прежде всего наличие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, проистекающей из одного источника, опирающейся на общие и обязательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.
Целостность не может существовать в государстве, где отсутствуют социальное равновесие, стабильность общественных отношений, единство экономического, политического, правового, территориального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устройство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедерация — это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политическая власть, один государственный суверенитет — таковы объективные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества и политической власти обеспечивает как целостности, так и суверенитету государства всеобщий, императивный характер, превращает их в реальность.
Целостность государства и его суверенитет — это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не переставали быть определяющими условиями жизнеспособности государства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства — это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализованная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирования общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.
Располагая собственными политико-управляющими структурами, иерархизированной, субординированной и относительно замкнутой организацией, политическая власть имеет совершенно особое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.
Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного пространства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэтому они сопутствуют государству как единой политической организации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.
Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа невмешательства в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций.
Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.
Из общего правила есть исключение, касающееся применения принудительных мер на основании гл. VII Устава ООН.
Принудительные меры – это действия, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, наруше-. ния мира или акта агрессии. Поэтому понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не относится только к территориальным проблемам, это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего. Если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, такие события перестают быть внутренним делом данного государства и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государств. Однако определенные общественные отношения за пределами государственной территории (например, отношения, возникающие из действующего международного договора) продолжают оставаться внутренним делом государств – участников таких отношений.
Решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. С развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию, но это не означает автоматического изъятия всех таких вопросов из сферы внутренней компетенции государств.
Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно приходить к решению этого вопроса.
Вопрос 22: . Сущность теории целостности государства
Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая одинаково верна для любого исторического типа государства.
Если целостность государства предполагает прежде всего наличие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, проистекающей из одного источника, опирающейся на общие и обязательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.
Целостность не может существовать в государстве, где отсутствуют социальное равновесие, стабильность общественных отношений, единство экономического, политического, правового, территориального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устройство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедерация — это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политическая власть, один государственный суверенитет — таковы объективные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества и политической власти обеспечивает как целостности, так и суверенитету государства всеобщий, императивный характер, превращает их в реальность.
Целостность государства и его суверенитет — это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не переставали быть определяющими условиями жизнеспособности государства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства — это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализованная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирования общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.
Располагая собственными политико-управляющими структурами, иерархизированной, субординированной и относительно замкнутой организацией, политическая власть имеет совершенно особое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.
Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного пространства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэтому они сопутствуют государству как единой политической организации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.
Для государства как определенной общественно-политической системы есть такая правда, которая единовременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного социума: от происхождения, становления и до идеального состояния. Эта та обоснованность, которая идентично правильна для всякого исторического типа государства.
Если целостность государства полагает, прежде всего, присутствие целостной политической власти, т.е. внутренне целой, проистекающей из одного источника, опирающейся на всеобщие и непременные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, владеющая самостоятельным либо суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.
Теория целостного государства.
Происходящее в условиях глобализующегося мира усложнение внутренних процессов функционирования федеративных государств, изменение в целом их роли на международной арене, распад одних федераций (Чехословацкой федерации в 1993 г., Югославии (СФРЮ) в 1992 г., СССР в 1991 г.), проявление кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративных государственных образований (Канада,
Австралия, Бразилия, Бельгия, Швейцария и др.) требуют поиска наиболее оптимальных форм и методов обеспечения государственной целостности. В связи с этим необходимо изучение различного опыта, в том числе и зарубежного, так или иначе связанного с обеспечением государственной целостности федераций. Именно государственная целостность является естественной чертой независимых государств.
Как сказал СМ. Липсет, «если вы знаете одну страну, Вы не знаете ни одной». «Сегодня как никогда ранее возросла необходимость более широкого использования сравнительного метода в правовых исследованиях» . По мнению А.В. Саленко: «Бесспорным плюсом сравнительного метода является то, что с его помощью гораздо проще выявить сильные и слабые стороны изучаемого явления»2. Немецкие юристы К. Цвайгерт и X. Кетц отмечают, что «правовые исследования приобретают по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимаются выше исследований любой национальной системы» .
Поэтому, как видится, федералистский компаративизм позволит исследовать и сравнить конституционно-правовое обеспечение государственной целостности в зарубежных странах в современной мировой практике. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность конституционно-правового механизма, направленного на укрепление целостности государства и федерализма в России.
Современное государство является одним из сложнейших политико-правовых институтов. И для любого государства, в том числе федеративного государства, проблема обеспечения целостности относится к жизненно важным вопросам.
В настоящее время вопросы сохранения государственной целостности страны актуальны и для конституционной практики Германии, США и Канады. Здесь важным является то, что они входят в шестерку государств с исторически сложившейся системой федеративных отношений. На земном шаре «отдельные федеративные государства, обладая военной мощью, экономическим потенциалом и природным ресурсами, определяют политику мирового сообщества в своих интересах и навязывают иным участникам международных отношений определенную линию поведения (США, Россия, Германия). Нередко противостояние происходит непосредственно между ними. Поэтому имеются все основания утверждать, что некоторые федерации являются государствами, определяющими политическую ситуацию в мире (Германия, Канада, Россия, США)»1.
Но подходы к решению этого вопроса различны. Во многом это можно связать с теми историческими условиями, в которых формировалась та или иная федерация. Если для федераций североамериканского континента Канады и США, сравнительно «недавно» возникших как государственные образования и расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитых пространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличие положений о возможности, в частности, «формирования» центральными властями новых субъектов в рамках федераций, то в Европе ситуация выглядит уже несколько иначе. Федеральные органы «обязаны» гарантировать неприкосновенность территориальных границ субъектов от внешних и внутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственны за обеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальных границ субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, с законодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласии общефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации .
Прежде всего, стоит отметить, что фундаментальные положения международного права, закрепленные в Уставе ООН2 и Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и других международных документах базируются на необходимости соблюдения стабильности в существующей системе международных отношений и относят вопрос о целостности современного государства к его внутреннему законодательству, а опыт современных развитых федераций показывает, что основной упор делается на профилактические, предупредительные меры по сохранению целостности государства.
Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что некоторый «эгоизм» земель и определенные внутрипартийные интересы таят в себе опасность размывания федеративного принципа, подчеркнем, что современная дискуссия о федерализме в Германии показывает, что федеративный принцип является надежным механизмом обеспечения политической, социальной и экономической стабильности общества и как следствие целостности всего федеративного государства.
Обеспечение государственной целостности России на уровне субъектов федерации является частью общей проблемы обеспечения целостности федеративного государства. В связи с этим субъекты федерации решают двойную задачу: во-первых, сохраняют свою целостность и уникальность как субъекта федерации с учетом различных интересов проживающего на его территории населения (целостность субъекта как часть общей целостности). При этом не должно быть противопоставления целостности субъекта федеративной целостности; во-вторых, обеспечивают государственную целостность России как федерации.
Поэтому, при закреплении отношений центра с регионами необходимо учесть существование естественных причин асимметрии федеративных отношений Российской Федерации, среди которых следует назвать этническое, географическое, климатическое и экономическое многообразие субъектов. Они не устранимы.
Дискуссии о проблемах федеративного устройства России показывают, что в настоящее время ведется научный и практический поиск такой модели федеративных отношений, которая смогла бы обеспечить последовательное преодоление еще сохраняющихся противоречий федерального и регионального законодательства и государственную целостность.
Стоит присоединиться к мнению, что «для сохранения целостности государства и создания политической стабильности необходим учет всего многообразия интересов России, как в этническом, так и в региональном аспекте. Только этот принцип может объединить Россию» . В связи с чем и предлагается вести речь о разработке конституционно-правового механизма с учетом этих особенностей.
Практика конституционного и законодательного нормотворчества, сложившаяся на всех уровнях, говорит о том, что проблемы укрепления российской государственности, территориальной целостности и единства правового пространства, развития федеративных отношений приобретают принципиальное значение. Нормотворчество субъектов становится все более значительным фактором, влияющим на целостность российского государства.
С точки зрения исследуемого конституционно-правового механизма обеспечения государственной целостности Российской Федерации конституционно-правовое регулирование охватывает уровни субъектов федерации и муниципальных образований, расположенных на их территории.
Безусловно, ни Российская Федерация, ни ее субъекты, являющиеся частью целого, определяемого как федерация, не могут рассматриваться вне связей друг с другом. Как писал Г.В.Ф. Гегель, — часть вне целого — уже не часть, а иной объект, так как в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства . Но также очевидным является и то, что исследование целого, т.е. федерации, без учета его частей, т.е. субъектов федерации невозможно, ибо не будут выявлены и раскрыты свойства ни целого, ни его частей, ни характер их взаимодействия в целях поддержания целостной федеративной системы.
Поэтому важность такого регулирования заключается в том, что оно способно более четко, детально регулировать отношения в сфере обеспечения государственной целостности России, среди которых можно выделить следующие: 1. взаимоотношения регионов с федеральным центром, исходя из позиции регионов; 2. взаимоотношения между субъектами федерации по поводу их территорий и границ, а также в экономической, культурной и иных сферах; 3. взаимоотношения внутри субъекта между территориальными образованиями, в том числе и по вопросам их границ; 4. взаимоотношения органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления. 5. взаимоотношения между органами местного самоуправления.
Коллизионность федеративных отношений в Российской Федерации достигла пика в начале и середине 90-х годов XX века. Противоречивость законодательства Российской Федерации, причины которой коренятся, в первую очередь, в самих особенностях переживаемого страной периода, в неоднозначности формы сегодняшнего Российского государства. Она нашла своё выражение в принятии субъектами РФ значительного массива правовых актов, прямо противоречащих федеральным законам, федеральной Конституции, игнорировании или открытом противодействии применению многих правовых норм, подписании многочисленных договоров и соглашений, игнорирующих, а иногда и прямо нарушающих Конституцию Российской Федерации и так далее.
Примером юридических коллизий в федеративных отношениях являются положения конституций многих республик в составе РФ, предусматривавшие в 90-х годах XX века суверенитет республик, их ассоциированное членство в Российской Федерации, право приостанавливать действие актов РФ на территории республики и др., и положения многих двусторонних федеративных договоров, прямо нарушающие российскую Конституцию1.
В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.
Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.
Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .
Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.
Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.
Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.
Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.
Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.
Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:
- Единый язык. В большинстве стран мира существует единый язык, считающийся государственным. Это не обязывает граждан общаться на этом языке, но он должен использоваться во всех официальных документах. В то же время во многих странах утверждено 2 государственных языка или даже больше (например, в Бельгии таковых 3: французский, немецкий и нидерландский).
- Единство транспортной, информационной и энергетической инфраструктур. Данный признак подразумевает, что все уголки страны связаны дорогами, железнодорожными путями, каналами связи, линиями электропередач, трубопроводами и прочими системами.
- Единая внешняя политика. Государство вырабатывает внешнюю политику, которую поддерживают все регионы и организации, участвующие в международном сотрудничестве.
- Государственная символика. Исторически так сложилось, что у государств есть государственный флаг, герб и гимн.
- Собственная денежная единица. Большинство государств имеет собственную денежную единицу и полностью контролирует систему обращения денег в стране. Но страны Евросоюза, к примеру, используют общую для всех денежную единицу – евро.
Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:
- Демократический. Представительская демократия – наиболее распространённый политический режим. Он подразумевает, что источником власти является народ, но страной управляют выборные органы (Франция, Швеция).
- Авторитарный. При авторитаризме власть фактически сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а возможности народа по смене власти ограничены (Китай).
- Тоталитарный. Характерная черта тоталитаризма состоит в том, что государство стремится полностью контролировать граждан, регулируя все аспекты их жизни (нацистская Германия, КНДР, СССР в период правления Сталина).
В общественных отношениях философские категории «свобода» и «необходимость» неразрывно связаны. При этом следует отметить, что при изменении точки зрения на то или иное явление или событие, «необходимость» может превратиться в «принуждение».
Вопросы теории и применения государственного принуждения в настоящее время приобрели особую значимость. Проводимая в Российской Федерации политика демократизации и частичной либерализации всех сфер общественной жизни не должна исключать применения такого эффективного метода управления государством, каким является государственное принуждение. Вместе с тем, этот метод должен развиваться и совершенствоваться вместе с обществом и государством, нести в себе новую социальную нагрузку, соответствующую новым историческим условиям. Это требует разработки общей теории государственного принуждения, находящейся на стыке ряда социально-гуманитарных наук и исследующей проблемы теории государственного принуждения на основе системного, комплексного подхода, который позволяет определить ее закономерности и детерминированность социальными и другими факторами.
При этом необходимо отметить, что теория государственного принуждения и ее практическое применение находятся в диалектической взаимосвязи. Применяемые меры государственного принуждения не могут существовать отдельно от теории, они должны являться реализацией накопленных теоретических знаний о формах принуждения. При этом нельзя забывать, что государственное принуждение безусловно должно основываться на праве, иначе оно превратится в произвол.
Сущность государственного принуждения в том, что это легальное государственное насилие, которое также должно быть и легитимным. Только в этом случае данный метод государственной власти, осуществляемый специальным государственным механизмом, будет иметь высокую эффективность.
Механизм государственного принуждения представляет собой социально-правовую систему, включающую подсистему субъектов, применяющих меры государственного принуждения в процессе своей деятельности, подсистему организационно-правовых мер государственного принуждения, а также инфраструктуру, обеспечивающую процесс принудительного воздействия.
Таким образом, государственное принуждение можно определить как осуществляемое специальным государственным механизмом в отношении физических и юридических лиц в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством, психическое, физическое, имущественное и организационное воздействие, влекущее для объекта принуждения определенные негативные последствия с целью сохранности существующего строя общественных отношений.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что принуждение является неотъемлемым признаком государства и одним из эффективных методов регуляции общественных отношений.
Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.