Денационализация и приватизация различия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Денационализация и приватизация различия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом — Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную политику в области приватизации. На местах — в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с соответствующими Советами народных депутатов территориальными агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России финансируется за счет средств республиканского бюджета.

Проведение Госкомимуществом России единой государственной политики по приватизации обеспечивается разработкой Государственной программы приватизации, организацией и контролем за ее выполнением, осуществлением методического руководства, а также подготовкой различных предложений практического характера. Госкомимущество России готовит предложения по разграничению государственной собственности на федеральную, республиканскую и местных органов. Решения Госкомимущества России, принятые во исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, районов (кроме районов в городах), организуют соответствующие комитеты по управлению имуществом, которые входят в состав соответствующих органов управлния по месту их нахождения. По поручению Госкомимущества России комитеты могут проводить приватизацию предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями.

В соответствии с действующим законодательством продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности, а также долей государства (паев, акций) в капитале предприятий являются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители, наделенные соответствующими правами. Этот фонд создантся по решению Президиума Верховного Совета РСФСР и подотчетен ему и Верховному Совету, является юридическим лицом. Фонд создает на местах свои отделения. Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных нормативными и законодательными документами. Фонд финансируется за счет средств, получаемых от приватизации государственных предприятий , находящихся в федеральной собственности.

Фонд выполняет следующие функции: продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в течении месяца после учреждения общества; временно , до момента продажи, владеет свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Госкомимуществом России, и осуществляет полномочия России как собственника на общих собраниях акционеров; с этой целью он может привлекать на договорных началах представителей соответствующих министерств; продает указанные доли (паи, акции); выступает учредителем акционерных обществ; приобретает акции и паи; получает и распределяет дивиденды; обменивает принадлежащие России акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при их учреждении, осуществляет контроль за предоставленными льготами работникам приватизируемых предприятий. Поскольку Российский фонд федерального имущества является представителем государственной собственности, то в его владении находятся разнообразные ценные бумаги и акции. В этом случае из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20% от общего числа акций каждого общества. Остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, являются привилегированными и право голоса не имеют. При продаже Фондом этих акций они конвертируются в обыкновенные. Важным моментом в деятельности Фонда и его местных отделений является то, что он совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур содействует процессам демонополизации экономики и создания конкурентной среды, благоприятной для развития негосударственных предприятий. Российский Фонд федерального имущества не вправе делегировать свои полномочия другим организациям.

Приватизация — что это и для чего нужно

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова[1]. Однако качество управления и вид собственности — не прямо взаимосвязаны, и качество менеджмента в приватизированном секторе оставляет желать лучшего ([2] с. 144. Например, строительство Богучанской ГЭС в неблагоприятных условиях привело к падению акций Русал, и способствовало падению прибыли в 21 раз и убытку по итогам 2012г 55 млн долларов).

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.

Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Правовые отношения уполномоченных органов и граждан обозначены законом №1541-1. Внутри акта содержится информация по приватизационному процессу, а именно:

  • список объектов для передачи;
  • требования к участникам;
  • правила обращения.

Регулирует все особенности процесса ГК РФ.

Процесс приватизации был необходим для России. Российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы управления экономикой, и с 1920-х годов предпринимались попытки заменить ее чем-то более научным и рациональным. Однако был создан неэффективный механизм управления экономикой. Это подтверждается тем, что на его основе непроизводительные затраты и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% от валового национального продукта страны. По сути, мы не прогрессировали, а сбились с магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого пытаемся выбраться по сей день. Правительство, пытавшееся выйти из этой ситуации, создало в России рыночную экономику. Для этого необходимо было создать условия для формирования рынка, рыночной инфраструктуры, такие как: социальная поддержка населения, приватизация собственности, стабильность рубля, наличие конкуренции, формирование норм рыночного поведения, развитие внешнеэкономических связей и тому подобное. Советское государство пыталось обеспечить интересы общества, но в основном оно обеспечивало интересы правящего класса, которым в то время была коммунистическая партия и партийная номенклатура, которая управляла и распределяла, а следовательно, навязывала отношения собственности.

Следует отметить, что будь то в Советском Союзе, в Восточной Европе или в Китае сегодня, конкретным коллективным собственником является в основном партия и партийная номенклатура. Растущие противоречия между государственной формой и общественным характером производства привели к реформам Хрущева, Андропова, косыгинским реформам и горбачевской перестройке. Целями этих реформ были:

  • демократизация социальной и политической жизни;
  • вовлечение работников в вопросы управления производством.

Вторая задача объясняет импульс общества к демократии, особенно в период перестройки. В то время очень быстро сформировались группы ученых и политиков, отвергавших примат государственной собственности и государственного влияния на экономику (как форму участия государства в собственности), позже они стали известны как «реформаторы» и «либералы». В эти группы входили, например, Г. Попов, Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс и другие.

Пути и цели национализации

Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:

  • принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
  • принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
  • принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
  • добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).
Читайте также:  После смерти родителей как вступить в наследство без завещания

Главной целью проведения национализации является обеспечение политической, экономической безопасности и обороноспособности государства. Национализация позволяет в этом случае обеспечить в полном объеме потребности государства в предметах, работах или услугах, требуемых для поддержания обороноспособности страны. Она же сохраняет полный контроль государства над выпуском стратегической продукции и сохранением необходимых мощностей для выпуска данной продукции.

Еще одной целью национализации является необходимость обеспечения общественных благ. То есть во главу вопроса положены интересы общества, а не отдельных частных лиц. Проводится национализация несколькими вариантами. Это может быть приобретение стратегической продукции на открытом рынке или путем организации нового производства для выпуска данной продукции. Еще один путь предполагает мобилизационные задания за счет государственных запасов (резервов).

К целям национализации можно отнести еще следующее:

  • стремление сохранить предприятия социальной и производственной сферы, которые необходимы обществу;
  • необходимость обеспечения экологической безопасности;
  • стремление обеспечить защиту потребителей от естественной монополизации;
  • обеспечение возможности структурной перестройки хозяйственного комплекса страны;
  • пресечение нарушений государственного законодательства (незаконный вывод капиталов и прибыли из страны).

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — «не навреди!»

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.

2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.

3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.

4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.

6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации — это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.

3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Приватизация в России как притворная «политическая» сделка. Можно ли вернуть ее стороны (государство и народ) в первоначальное положение?

Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.

Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.

На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.

Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.

Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.

Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение возможности широкого участия граждан в приватизационных процессах.

Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.

Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой «соискателей» (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.

Приватизация промышленности (или большая приватизация)

Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.

Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой: предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.

Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.

Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.

На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.

Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.

Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).

Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения» со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?

Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.

Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.

Со своей стороны «ключевой» оппонент власти (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.

Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

Читайте также:  Будет ли единовременная выплата с маткапитала в 2023 году

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модельс преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).

Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется. На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей. Для них и предназначены нижеследующие советы.

Формы и методы в современной России

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

Существуют две различные модели передачи собственности в частные руки.

Передача собственности на безвозмездных условиях осуществляется в целях превращения формального владельца государственного имущества в реального собственника. Для этого часть собственности государства бесплатно передается физическому лицу для стимулирования производительности труда, снижению затрат и бережному использованию ресурсов. По факту бесплатная приватизация осуществляется в виде ваучеризации.

У возмездной приватизации существуют различные схемы. Это может быть продажа объектов собственности на торгах, продажа акций компаний на фондовых рынках.

Приватизация может быть завершена в разные сроки.

Но в пользу сторонников медленного процесса приватизации говорят:

  • крупные объекты промышленности реализуются, накопление средств для их приобретения в нужных объемах требует определенного количества времени;
  • объективность стоимостной оценки продаваемых предприятий может быть обеспечена только на хорошо функционирующем рынке, для чего тоже требуется время;
  • централизованная промышленность слишком громоздкая и продажа ее возможна только по частям, для чего необходимо изменение ее структуры;
  • аргументы сторонников быстротечной приватизации сводились к возможности создания в короткий промежуток времени класса собственников. Но компромиссные решения предпочтительнее крайних точек зрения.

Проведение приватизации в РФ и ее последствия

Приватизация в России начала осуществляться в России с начала 1990-х годов.

О начале правительство заявило официально в 1990 году. Процесс назывался «500 дней» и включал 20 законодательных проектов. Первый закон вышел 24 декабря 1990 года и назывался «О собственности в РСФСР». В законе перечислены объекты для продажи или передачи в собственность.

К объектам относятся:

  • предприятия, цеха, участки;
  • здания, оборудование;
  • нематериальные активы предприятий в виде лицензий, патентов;
  • доли, акции государства, коммерческих банков, совместных предприятий и пр.

Определен перечень имущества, которое:

  • запрещалось приватизировать;
  • приватизировалось в особом порядке,
  • имело ограничение к приватизации;
  • подлежало передаче в собственность в обязательном порядке.

Например, не подлежали продаже объекты муниципальной собственности — учреждения культуры, образования. Оставались в собственности государства стратегические оборонные предприятия, дороги общего пользования, леса, недра.

Правительство намеревалось провести передачу собственности в ускоренные сроки. Этому способствовали Указы Президента:

  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 декабря 1991 года.
  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 января 1992 года.

Выделяют два периода приватизации: ваучерный с 1992 по 1994 годы и денежный с 1994 по 1997 год.

Этапы проведения:

  1. Передача жилья. Квартиры, в которых жили граждане, стали собственностью. Их можно было покупать и продавать.
  2. Выпуск ваучеров (чеков), которыми можно было оплачивать выкупаемое имущество.
  3. Выкуп арендованного имущества мелкими собственниками (кафе, столовые, парикмахерские и пр.).
  4. Денежный этап: продажа предприятий и акций за деньги.
  5. Проведение залоговых аукционов: государство отдавало в залог под кредитные обязательства пакеты акций крупных предприятий без права возврата. Аукционы должны были наполнить бюджет страны. Предприятия получили новые названия: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Появилось понятие — частный предприниматель.
Читайте также:  С какого возраста пенсия в 2023 году

Правительство намеревалось реализовать следующие задачи:

  1. Оздоровить финансовое положение, пополнить бюджет страны.
  2. Сформировать слой частных собственников для развития рыночной экономики.
  3. Повысить эффективность предприятий, обеспечить финансовыми средствами.
  4. Создать конкурентную среду.
  5. Привлечь иностранных инвесторов.
  6. Обеспечить социальную защиту населения, поднять благосостояние народа.
  7. Перестроить структуру экономики.

В результате приватизации в стране произошла смена общественного строя. Итоги приватизации критикуются учеными-экономистами.

Минусы проведенной приватизации:

  1. Слишком короткие сроки, с 1992 по 1997 год. Это сильно отличалось от мирового опыта. Переходный период был сокращен. Процессы требовали более длительного времени. Ускоренные темпы привели к спаду производства.
  2. Продажа имущества шла по заниженным ценам. В результате большую часть собственности выкупили приближенные к государственному аппарату чиновники. В народе происходящие процессы стали называть «прихватизацией».
  3. Государство недополучило в результате миллиарды долларов. Доходы от приватизации ниже, чем в других странах, например, по сравнению с Китаем — в 10 раз.
  4. Капитал сосредоточился в руках небольшой группы акционеров. Не был сформирован средний бизнес, на котором стоит фундамент успешной экономики.
  5. Помимо предприятий приватизировали собственность совхозов, колхозов, земля. Все это было сделано негласно.
  6. Налаженное общенародное хозяйство распалось на отдельных собственников. Разрушилась система взаимоотношений в стране. Нарушились научно-технические и другие связи. Количество ученых в стране сократилось. Многие уехали на запад.
  7. Приватизированные предприятия, которые были убыточны, не получили государственной поддержки.
  8. Ваучеры, розданные населению, фактически не имели цены, хотя она была объявлена в 10000 руб. Глава Госкомимущества Анатолий Чубайс, руководивший передачей собственности, утверждал, что на ваучер можно было купить две машины «Волга». Реальная стоимость была низкой. Население не знало, что делать с ваучером. В результате их скупали спекулянты. Поэтому большинство граждан не участвовало в передаче собственности.
  9. В результате проведения залоговых аукционов крупные, дающие хорошую прибыль промышленные предприятия, были проданы в руки узкого круга лиц, названных позже «олигархами». Им выдавались денежные займы, кредиты, которые не были возвращены государству, т.е., они купили собственность на деньги государства.
  10. В обществе за счет расслоения населения повысилась социальная напряженность. В тяжелом положении оказались работники бюджетной сферы. Началась безработица. Снизилось доверие к власти.

Так выглядел ваучер.

Приватизация государственной собственности и жилья результаты

26.3. Приватизация. Этапы и последствия приватизации в России

Огосударствление. В первые годы советской власти в соответствии с теоретическими установками государственного социализма было осуществлено огосударствление экономики. Концепция государственного социализма основывалась на осуществлении следующих положений:
♦ обобществление государством всех средств производства;
♦ привлечение всех трудоспособных граждан к работе по найму государства;
♦ установление со стороны общества и государства строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина.
При реализации этих установок были национализированы: крупная промышленность, банки, железные дороги, учреждения науки, образования, медицины, культуры и т. д. Практика показала, что отдельные положения государственного социализма не дали ожидаемых результатов. Больше того, в период «военного коммунизма» расширилась бесхозяйственность, «продовольственная разверстка» привела к массовому недовольству крестьянства. В результате В. И. Ленин пересмотрел теоретические установки государственного социализма и пришел к выводу: «Теоретически не обязательно принимать, что государственная монополия есть наилучшее с точки зрения социализма».
С марта 1921 г. взамен «военного коммунизма» была введена новая экономическая политика (НЭП). В этот период характерной особенностью явилось развитие многоукладной экономики:
♦ оживление мелких товаропроизводителей и частнокапиталистического предпринимательства;
♦ привлечение иностранного капитала для ускорения развития производства;
♦ создание свободного рынка с устойчивым денежным обращением;
♦ перевод государственных предприятий на хозрасчет с самоокупаемостью и самофинансированием;
♦ проведение реконструкции всего народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО.
НЭП позволил за короткий период преодолеть разруху и добиться высоких хозяйственных результатов. По сравнению с уровнем 1913 г. (принятого за 100 %) продукция промышленности, составляющая в 1921 г. 14 %, в 1926 г. достигла 96 %; продукция сельского хозяйства — 188 %. Но с начала 1930-х гг. НЭП был приостановлен и в СССР утвердились командно-административные методы управления.
Необходимо отметить, что разгосударствление и приватизация отнюдь не тождественны.
Разгосударствление — это переход от государственно-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов. Разгосударствление включает изменение структуры собственности за счет расширения частной и сокращения общественной; переход от директивных методов регулирования хозяйственной деятельности к экономическим; замену обязательных государственных заданий системой государственных закупок; отмену централизованного распределения ресурсов; ликвидацию государственной монополии во внешнеэкономической деятельности.
Приватизация — это одна из форм разгосударствления, т. е. передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную и акционерную собственность. Приватизацию в России предполагалось осуществлять разными способами:
♦ выкупом арендного имущества арендным предприятием;
♦ продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
♦ продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и частным лицам.
Первоначально намечалось, что приватизация будет осуществляться с соблюдением следующих принципов: постепенность, добровольность, многообразие форм. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации будет предоставляться трудовым коллективам. Основным критерием проведения приватизации была избрана экономическая эффективность. На практике приватизация была проведена по темпам, масштабам и срокам самым радикальным способом. Она была осуществлена в два этапа:
♦ 1-й этап — ваучерный, обмен ваучеров на акции;
♦ 2-й этап — денежный, скупка акций за деньги.
На первом этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек — ваучер. С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах.
За 1993 г. из государственного сектора было передано 42,9 тыс. предприятий. Из них путем продажи — 29,4 тыс. предприятий и акционирования — 13,5 тыс.
Всего по официальным данным до 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35 %.
На втором этапе с 1 июля 1994 г. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. В этой связи продажа предприятий или акций происходила на аукционах и разного рода конкурсах, а также путем выкупа арендованного имущества и другими способами. Главное назначение денежного этапа — создание новых эффективных собственников. Цель приватизации ни на первом (ваучерном), ни на втором (денежном) этапах не была достигнута.
Последствия первого этапа.
В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и легитимности приватизации, но и к новой системе прав собственности в целом.
Последствия второго этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов. Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.
При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В результате произошел резкий спад развития народного хозяйства по всем социально-экономическим показателям (табл. 26.2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *