Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций это региональный или федеральный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налог на имущество организация платит в ту налоговую, которая находится по месту нахождения недвижимости. Хотя для крупных налогоплательщиков, у которых недвижимость в разных районах, населенных пунктах и регионах, делают исключение. И они платят налог по месту регистрации головного офиса.
Как определить объект налогообложения?
Правильно определить базу для начисления налога поможет ведение бухгалтерского учета имущества организации:
- Недвижимость, которая принадлежит компании, отображается на счете 01 «Основные средства». При этом не имеет значения, используется объект в хозяйственной деятельности предприятия или нет. Важен сам факт владения.
- Информацию о недвижимости, переданной в аренду или лизинг, содержит счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Подобные объекты также подлежат налогообложению.
Статья 378.2 НК РФ включает перечень особенностей по определению налоговой базы. Согласно положениям данной статьи, к объектам налогообложения причисляют:
- объекты в доверительном управлении;
- здания и сооружения, находящиеся в совместной деятельности по договору простого или инвестиционного товарищества;
- помещения, полученные по концессионному соглашению (предприятие принимает обязательство по реконструкции недвижимости за счет собственных финансов);
- жилые дома (помещения), приобретенные организацией для перепродажи.
Структура налоговой системы
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.
Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.
Плательщики налога на имущество организаций
Налогоплательщиками являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ими могут быть:
1) российские организации;
2) иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ;
3) иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ.
Кто не платит налог на имущество организаций? Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т.д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
- ЕСХН – только в отношении имущества, которое они используют при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и при оказании услуг;
- УСН – в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость;
- ЕНВД – в отношении имущества, которое используется для осуществления «вменённой» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.
Как посчитать налог на имущество организаций
В соответствии с п. 12 ст. 378 НК РФ авансовые платежи равны:
База, рассчитанная за отчетный период × ставка / 4
В том случае, если базой для налога на имущество организаций является их кадастровая стоимость, авансовые платежи при возникновении или прекращении у организации права на данный объект в течение налогового периода рассчитываются по формуле:
1/4 кадастровой стоимости на 01.01 × ставка налога × количество полных расчетных месяцев / количество месяцев в отчетном периоде
Расчетный месяц признается полным в том случае, если данный объект стал собственностью организации до 15-го числа или перестал быть ею после 15-го числа текущего месяца (п. 5. ст. 382 НК РФ).
Величина годового платежа равна произведению базы, рассчитанной за весь год, на налоговую ставку за вычетом ранее учтенных авансовых платежей.
Вернемся к предыдущему примеру.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Функции региональных налогов
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
- стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Виды налогов по методу взимания
Все налоги по методу взимания могут быть двух типов. Бывают виды налогов прямые и косвенные:
- При прямом методе налог взимают с любого дохода (прибыли) или имущества. Субъект и объект налогообложения при этом совпадают, а процент ставки напрямую будет зависеть от стоимости имущества или размера дохода. Прямые налоги в строгом порядке должны платить все граждане нашей страны, а обложению при этом подлежит доход (прибыль организации) или имущество. Они появились намного раньше косвенных. Сейчас к ним относятся несколько выплат: подоходный налог, налог на прибыль от деятельности организации (предприятий), имущественный налог, налог на получение наследства или дарения (налог начинают выплачивать при вступлении в право наследования) и налог на добычу природных ресурсов (добыча и использование полезных ископаемых). Для такого налогообложения объектом всегда будет доход или имущество. Каждый гражданин нашей страны обязан регулярно выплачивать прямой налог, иначе судебные приставы будут привлекать нарушителя к ответственности и назначать ему соответствующие санкции и штрафы.
- Косвенные виды налогов являются прибавкой к установленной цене продукта или услуги, которые мы приобретаем. Компания производит продукт на своем предприятии и устанавливает на него цену вместе с надбавкой, которую потом отдает в бюджет страны. Этот вид налога бывает разделяется на: налог на добавленную стоимость (прибавка к цене продукта), акцизы (например, за алкогольную продукцию) и таможенные пошлины.
Обновят правила уплаты налога на имущество
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
- в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- по Почте России заказным письмом;
- лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
Ставки налога на имущество в 2021 году
Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2021 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.
В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).
Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году — от 0,1 до 0,2%.
Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот. Если в вашем регионе не установлены налоговые ставки на имущество следует применять ставки, указанные в статье 380 НК РФ.
Порядок заполнения декларации по налогу на имущество 2021 года
В связи с тем, что с 1 января 2019 года организации освобождены от уплаты налога на движимое имущество, а также в связи с некоторыми законодательными изменениями, в декларацию по налогу на имущество внесены поправки. Расскажем о том, как заполнить обновленную форму декларации, которую необходимо будет первый раз предоставить за 2020 год в 2021 году.
При заполнении Раздела 2 Декларации:
по строке с кодом 001 указывается код вида недвижимого имущества, в отношении которого заполняется Раздел 2 Декларации, в соответствии с приложением N 5 к Порядку заполнения декларации. Всего таких кодов 13.
Также в разделе 2.1. появились графы для указания адреса объекта недвижимости.
Требования, правила и порядок заполнения декларации по налогу на имущество сводятся к следующему:
1. В каждой строке должен указываться только один показатель. При отсутствии показателей необходимо поставить прочерки в соответствующих ячейках.
2. Все суммы прописываются в полных рублях (менее 50 копеек отбрасываются, а более 50 копеек — округляются до полного рубля).
3. Текстовые показатели следует заполнять заглавными буквами. В последних незаполненных ячейках нужно поставить прочерки.
4. В документе нельзя исправлять ошибки при помощи корректирующего средства.
5. На каждом листе декларации необходимо указать КПП и ИНН (организации).
6. Заполненный Раздел 2 предоставляют:
- организации РФ;
- иностранные организации, у которых есть в России постоянные представительства.
Отдельно Раздел 2 заполняется в отношении:
Имущество |
Код вида имущества |
имущества, налог по которому уплачивают по местонахождению российской организации или постоянного представительства иностранной организации |
3 |
имущества каждого обособленного подразделения российской организации (с отдельным балансом) |
3 |
территориально удаленной недвижимости |
3 |
имущества, при налогообложении которого применяют разные ставки налога |
3 |
каждого объекта недвижимости, который одновременно расположен на территории разных субъектов РФ |
2 |
каждого объекта недвижимости, который одновременно расположен на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ, континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ |
2 |
недвижимости, входящая в Единую систему газоснабжения |
1 |
собственного имущества российской организации, если оно расположено на территории другого государства, где налог с него уже перечислили |
4 |
резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, которое он создал (приобрел) при реализации инвестиционного проекта |
5 |
железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов |
6 |
Местные налоги и сборы
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
Какие налоги относятся к региональным
Среди региональных сборов выделяется несколько, в данном разделе каждый из них будет рассмотрен подробнее:
- На имущество. Налогоплательщиками являются юридические лица, на балансе которых находится любое имущество, которое является объектом основных средств. Исключением являются земельные участки или имущество, которое находится на балансе органов исполнительной власти.
- На транспорт. Сбор касается всех граждан, которые владеют регистрацией на транспортные средства. Среди последних – мотоциклы, автомобили, транспорт по передвижению по воде и воздуху, мотороллеры, снегоходы и так далее. Существует ряд особенностей для вычисления ставки по каждому виду ТС.
- На игорный бизнес. Касается всех организаций, работающих в сфере игорных развлечений. Налогообложение может касаться всего – игровых столов, «одноруких бандитов», кассовых аппаратов букмекерских контор и тотализаторов.
Функции региональных налогов
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Значение региональных налогов
Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.
Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.
Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.