Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объективная сторона преступления выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение к распространению информации либо к отказу от распространения информации.

Комментарии к статье 144 УК РФ

Статьей 29 Конституции РФ гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.

Объект преступления. Основным объектом рассматриваемого преступления является конституционное право на свободу массовой информации, а также установленный порядок профессиональной деятельности журналиста.

Дополнительным объектом выступает свобода печати и других средств массовой информации.

Потерпевшим от этого преступления может быть журналист, выполняющий свой профессиональный долг.

Профессиональная деятельность журналистов в РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). Статьей 47 Закона о СМИ предусмотрены права журналиста.

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.

Реальные случаи ограничения деятельности журналиста

Например, гражданин работал в какой-либо крупной газете. Он занимался расследованиями по событиям, связанными с уголовно-правовыми нарушениями и последствиями.

Гражданин получил сведения о том, что в одном из преступлений замешано высокопоставленное лицо из управленческого аппарата города вместе с несколькими крупными бизнесменами. Данные передало неизвестное лицо, преждевременно заявившее о возможных последствиях. Один из бизнесменов сам узнал об этом, после чего позвонил.

По ходу разговора несколько раз упоминались последствия обнародования сведения, ставших известными. Прямых угроз и намёка на них не последовало. Сотрудник удалил сведения, а потом обратился к своему коллеге. В результате тот и стал инициатором обращения к судебной инстанции.

Есть ещё одна ситуация. Один гражданин получил анонимку с серьёзной информацией. Решил посоветоваться с представителем администрации газеты, где он работал. В качестве непосредственного руководителя второе лицо приказало, чтобы расследование оставалось незавершённым. И пригрозил, что в противном случае надо будет составить заявление на увольнение. Или же та же процедура будет организована в принудительном порядке.

В последней ситуации сам руководитель создавал препятствия для дальнейшей работы.

Какие законодательные меры предусмотрены за совершённое правонарушение?

В Уголовном кодексе первой частью статьи 144 УК РФ предусмотрено наказание за склонение корреспондентов к освещению каких-либо данных или же к отказу от огласки сведений в виде:

  • взыскания, сумма которого не превышает 80 тыс. руб. либо же равна полугодовой зарплате или любой прибыли осуждённого за указанный период;
  • выполнения обязательных работ в течение срока, не превышающего 360 часов;
  • выполнением исправительных работ в течение одного года или меньше.

Объективный приговор будет вынесен судом после рассмотрения всех материалов дела.

В ч. 2 статьи 144 УК России указаны меры пресечения для лиц, совершивших те же нарушения, которые описаны в части первой, но с той поправкой, что виновный человек использовал своё служебное положение для совершения преступного деяния.
В этом случае наказание может быть таким:

  1. Выплата штрафа в объёме от 100 до 300 тыс. руб. или же в количестве зарплаты либо денежных средств злоумышленника, полученных из других источников за период от одного до двух лет.
  2. Выполнение обязательных работ длительностью до 480 ч.
  3. Выполнение исправительных работ в течение 2 лет и менее.
  4. Принудительный труд на протяжении 2 лет, а также лишение возможности работать на определённых постах или заниматься конкретной деятельностью в течение 3 лет.
  5. Заключение сроком до двух лет с запретом работать в должностях и быть задействованным в деятельности, указанной судом.

Ограничение в виде запрета на ведение осуждённым определённой деятельности применяется не всегда.

Статья 144 Уголовного кодекса РФ в своей третьей части определяет меру пресечения за совершение ранее описанных действий, осложнённые дополнительными обстоятельствами в виде насилия или угрозы насилия над работником СМИ или над его семьёй, а также в виде порчи или уничтожения имущества потерпевших.

Виновник может быть приговорён:

  • к принудительному труду максимальной длительностью 5 лет;
  • к тюремному заключению на шестилетний период или меньше.

Действующее уголовное законодательство РФ закрепляет лишь один состав преступления, потерпевшим в котором является журналист. Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Однако в правоприменительной практике соответствующие дела почти не встречаются. В этом смысле мы ощущаем себя первопроходцами, ставя перед собой в качестве одной из приоритетных задач нашей работы попытку разобраться в причинах такого неприятия судами и правоохранительными органами указанной правовой нормы. Ведь отсутствие данных милицейской статистики о совершенных преступлениях, предусмотренных этой статьей уголовного законодательства, отнюдь не означает, что такие преступления не совершаются. Как показывает практика работы различных правозащитных организаций, в том числе и опыт зарубежных правозащитников, преступные посягательства на профессиональную деятельность журналистов происходят в нашей стране не так уж и редко, скорее наоборот, – их количество давно уже превышает все мыслимые пределы и создает угрозу демократическим принципам, провозглашенным Конституцией нашего государства.

Для исследования проблемы мы решили воспользоваться теоретико-методологическим принципом изучения предмета от общего к частному и прибегнуть к структурно-логическому анализу названной нормы.

Конструкция любой статьи Уголовного кодекса строится по единой, созданной наукой уголовного права теоретической модели, включающей в себя такие понятия, как «признаки» и «элементы» состава преступления. Составы преступлений всегда совпадают по элементам, но их признаки индивидуальны. Признаки характеризуют отличительные черты преступления и позволяют отграничить один состав от другого. В связи с этим, признаки состава делятся на четыре группы и соответствуют его четырем элементам, характеризующим: а) объект преступления; б) объективную сторону; в) субъективную сторону; г) субъект преступления.

Разберем конструкцию состава преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ, на его составляющие элементы, и рассмотрим каждый из признаков, характеризующих эти элементы, отдельно. Такой анализ поможет нам выяснить, какие именно квалифицирующие признаки этой статьи сформулированы законодателем неточно, или неполно, и затрудняют судам и правоохранительным органам ее применение. Начнем с объекта преступления, предусмотренного ст.144 УК РФ.

Объект.

Общий объект – един для всех преступлений. Преступление, предусмотренное ст. 144 УК РФ, как и любое другое, в конечном счете, посягает на всю совокупность благ общества, которые находятся под охраной уголовного закона. Понятие общего объекта наиболее полно раскрывается в ст. 2 УК РФ.

Родовой объект этого преступления охватывает достаточно широкий круг однородных общественных отношений, связанных с личностью. По этому признаку ст. 144 УК РФ занимает место в VII разделе Особенной части УК.

По видовому объекту названная статья располагается в 5 главе Особенной части, т. к. охватывает однородный круг отношений в сфере конституционных прав и свобод человека. И, наконец, исходя из более узкой совокупности правоотношений, затрагивающих политические права и свободы личности, место ст. 144 УК РФ во втором параграфе данной главы.

Таким образом, видовым объектом преступления, связанного с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов, являются конституционные и политические права и свободы личности.

Читайте также:  Льготы для многодетных в Москве в 2023 году семей

При классификации объектов на общий, родовой и видовой мы исходим из их диалектического соотношения как «целого», «части целого» и «части части» («особенного»), постепенно приближаясь к «единичному» – непосредственному объекту преступления, на который, собственно, и происходит общественно опасное посягательство.

Следуя этой логике и используя в своих суждениях методологический принцип продвижения от общего к частному, мы приходим к пониманию того, что непосредственным объектом также является совокупность общественных отношений, но еще в более узком объеме. К ним мы относим отношения, обеспечивающие законную профессиональную деятельность журналистов, ставя под сомнение компетентное мнение большинства наших воображаемых оппонентов в лице авторов учебников по уголовному праву и комментариев к УК Российской Федерации. Впрочем, их толкования на этот счет также неоднозначны. Зачастую они носят противоречивый характер и не дают единого представления о предмете нашего исследования.

«Препятствуя законной профессиональной деятельности журналиста, виновный посягает на конституционные права и свободы, закрепленные в ч.5 ст. 29 Конституции РФ», – читаем мы в учебнике по уголовному праву РФ под редакцией профессора Б.В. Здравомыслова. – «Непосредственным объектом преступления является свобода печати и других средств массовой информации. Дополнительный объект – законные права и интересы профессионального журналиста».

В комментариях к ст. 144 УК РФ прямые ссылки на непосредственный и дополнительный объект, как правило, отсутствуют. Авторы стараются не заострять на этом внимания и прибегают к более широкому толкованию этого вопроса, не конкретизируя его и не выделяя из общего числа понятий. «Воспрепятствование законной деятельности журналистов ведет к ограничению трудовых прав журналиста, а также свободы печати и других средств массовой информации», – говорится в комментарии к ст. 144 УК РФ под редакцией В.М. Лебедева. Ответа на вопрос, какие отношения при этом являются непосредственным объектом преступления, а какие дополнительным, мы не находим.

«Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации. Статья 144 УК служит одной из гарантий этих прав и свобод», – убеждают нас авторы комментария под редакцией А.В. Наумова. Если строить свои выводы на этом толковании, то можно сделать предположение, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 144 УК, является ст.29 Конституции РФ, а свобода массовой информации – факультативным признаком, характеризующим этот объект. Законные права и интересы профессионального журналиста в данном случае остаются за кадром.

Единственным комментарием к Уголовному кодексу, в котором конкретизируется понятие объекта преступления, является комментарий под редакцией первого заместителя председателя Верховного суда Российской Федерации В.И.Радченко. «Объектом преступления, предусмотренного статьей 144, является свобода печати или других средств массовой информации, являющаяся одной из форм гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на свободу мысли, слова и убеждений, а также права поиска, получения и свободного распространения информации».

Как видим, единого понятия об объекте данного преступления не существует. Противоречивые толкования, вызванные отсутствием четко прописанных в диспозиции нормы квалифицирующих признаков состава, не отягощенные судебными прецедентами, лишний раз убеждают нас в том, что мы имеем дело с декларативной нормой закона, не имеющей практической перспективы. Однако, несмотря на разницу в интерпретации авторских суждений и оценок, все приведенные выше высказывания имеют одну, как нам кажется, общую направленность. Так или иначе, они подводят нас к мысли, что непосредственным объектом преступления является свобода печати или других средств массовой информации, а законные права и интересы профессионального журналиста относятся к дополнительному объекту – факультативному признаку, который законодатель использует, чтобы выделить специфические свойства данного преступления, дополнительно характеризовать объект и объективную сторону. Такой подход полностью совпадает с утверждениями авторов учебника под редакцией профессора Б.В. Здравомысло-ва, но, как мы уже отмечали, идет вразрез с нашими убеждениями. Достаточно поставить себя на место следователя, судьи или прокурора, чтобы представить, с какой неразрешимой проблемой мы столкнемся при квалификации данного преступления, если примем за панацею предлагаемые нам трактовки.

Дополнительные рекомендации

Трактовка некоторых вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации, может отличаться в зависимости от самого конкретного случая и других подобных обстоятельств.

При этом до сих пор не существует единого понятия, которое было бы связано напрямую с объектом преступления. Квалифицирующие признаки состава нарушений не прописаны достаточно чётко, из-за чего и возникают проблемы. Судебных прецедентов пока тоже накопилось недостаточно много. Но есть и одна общая направленность, которую выделяют в этом случае.

Из-за неё легко прийти к мысли, что главный объект для правонарушений – свобода печати и других средств массовой информации. К дополнительному объекту относят права с интересами каждого отдельно взятого журналиста. Это факультативный признак, которым пользуются законодатели для выделения специфических свойств, присущих преступлению.

Комментарии к статье:

1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.

2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.

3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК). Каждому гражданину Российской Федерации Конституцией предоставлено право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Нормативную базу реализации избирательного права, права участвовать в референдуме, а также деятельности избирательной комиссии составляет совокупность федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выбоpax Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», а равно иные нормативные акты, устанавливающие порядок, сроки и оформление проведения выборов, а также регламентирующие деятельность избирательных комиссий (например, Временное положение о проведении выборов депутатов органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ), не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за посягательства в сфере осуществления указанного права, что является одной из гарантий его реализации.

Объект преступления: основной — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией гражданином предоставленного ему Конституцией РФ избирательного права. В качестве факультативного объекта посягательства может выступать здоровье личности (ч. 2 ст. 141 УК).

Объективная сторона выражается, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав; во-вторых, в воспрепятствовании реализации права участвовать в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Воспрепятствование означает создание различных преград, помех осуществлению избирательного права или деятельности избирательных комиссий. Оно может совершаться путем активных действий (например, создание препятствий явке избирателя на избирательный участок, создание препятствий деятельности избирательных комиссий и др.) и путем бездействия (например, несообщение избирателям о перемене места голосования, непредоставление необходимых средств избирательной комиссии и т.д.). Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 141 УК деяния.

Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 141 УК предусматривает ответственность за названные деяния,если они:

Читайте также:  Выплаты в фонде занятости в 2023 году

а) соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения. Подкуп — предложение гражданину каких-либо материальных благ или обещание их в будущем за поведение, угодное виновному (например, за неявку на избирательный участок для голосования, за выдвижение указанного виновным кандидата в депутаты и др.). Обман — введение в заблуждение гражданина, что создает помехи в осуществлении им своих избирательных прав (например, введение в заблуждение относительно порядка заполнения избирательных документов, листа проведения выборов, референдума и т.д.). Насилие — физическое воздействие на потерпевшего различной интенсивности, препятствующее осуществлению избирательного права, права участвовать в референдуме или в работе избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума. Это может быть незаконное лишение свободы, нанесение побоев, вреда здоровью той или иной степени тяжести, убийство. Составом рассматриваемого преступления охватывается нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью, неквалифицированное лишение свободы. Причинение более тяжкого вреда здоровью и убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Угроза применения насилия — обещание применить его при нежелательном поведении потерпевшего;
б) совершены лицом с использованием своего служебного положения, т.е. должностными лицами, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных негосударственных организациях;
в) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов

Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК). Объект преступления аналогичен основному объекту деяния, предусмотренного ст. 141 УК. Предмет посягательства — избирательные документы и документы референдума. К ним относятся списки избирателей, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, подписные листы и другие, перечень, форма и порядок оформления которых устанавливается законом.

Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в диспозиции ст. 142 УК действий:

а) фальсификация избирательных документов;
б) фальсификация документов референдума;
в) неправильный подсчет голосов;
г) неправильное установление результатов выборов, референдума;
д) нарушение тайны голосования.

Фальсификация документов предполагает внесение в них заведомо ложных сведений, изготовление поддельных документов, внесение в них исправлений, составление их от имени вымышленных лиц и т.д.

Неправильный подсчет голосов означает искажение результатов голосования, т.е. заведомо неверное определение количества голосов, поданных «за» или «против».

Неправильное установление результатов выборов, референдума — это заведомо неверный вывод об итогах выборов, референдума.

Нарушение тайны голосования —это совершение деяния, в результате которого создается возможность ознакомления соответствующих лиц с волеизъявлением избирателя или гражданина, участвовавшего в референдуме. Например, отсутствие кабин для голосования на избирательном участке, наблюдение за действиями граждан в избирательных кабинах, опрос голосующих или участвующих в референдуме.

Состав преступления формальный, т.е. оно является оконченным в момент совершения одного из вышеперечисленных деяний.

Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект специальный: члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума.

Нарушение неприкосновенности жилища

Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК). Статья 25 Конституции предоставляет и гарантирует гражданам России право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Объект нарушения неприкосновенности жилища: основной — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией названного конституционного права граждан РФ; факультативный — здоровье личности.

Объективная сторона выражается в незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица. Если проникновение в жилище осуществляется с соблюдением требований закона (например, при производстве обыска с санкции прокурора), состав преступления отсутствует.

Жилищем является помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (квартира, дача, дом, комната в общежитии и т.д.). Проникновение может осуществляться любым способом — открыто, тайно, с преодолением препятствий или без такового, но всегда против воли проживающих в нем лиц.

Преступление является оконченным с момента незаконного проникновения в жилище.

Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Цели и мотивы могут быть различными. Если лицо незаконно проникает в жилище с целью совершения хищения, его деяние следует квалифицировать как кражу, грабеж или разбой, совершенные с незаконным проникновением в жилище соответственно по п. «в» ч. 2 ст. 158; п. «в» ч. 2 ст. 161 или п. «в» ч. 2 ст. 162 УК.

Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 139 УК предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное с применением насилия или угрозой его применения. Составом рассматриваемого преступления охватывается нанесение потерпевшему побоев и причинение его здоровью легкого вреда. Причинение более тяжкого вреда здоровью потерпевшего требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления является совершение его лицом с использованием своего служебного положения (например, должностным лицом).

Дополнительные рекомендации

Трактовка некоторых вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации, может отличаться в зависимости от самого конкретного случая и других подобных обстоятельств.

При этом до сих пор не существует единого понятия, которое было бы связано напрямую с объектом преступления. Квалифицирующие признаки состава нарушений не прописаны достаточно чётко, из-за чего и возникают проблемы. Судебных прецедентов пока тоже накопилось недостаточно много. Но есть и одна общая направленность, которую выделяют в этом случае.

Из-за неё легко прийти к мысли, что главный объект для правонарушений – свобода печати и других средств массовой информации. К дополнительному объекту относят права с интересами каждого отдельно взятого журналиста. Это факультативный признак, которым пользуются законодатели для выделения специфических свойств, присущих преступлению.

Правовые основы деятельности средств массовой информации

Эффективное расследование и раскрытие воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов невозможно, на наш взгляд, при отсутствии четкого представления о правовых основах деятельности российских средств массовой информации и отечественной журналистики. Мы считаем, что и следователь, которому поручено следствие по делу, и суд, выносящий по нему приговор, должны разбираться хотя бы в основных понятиях и принципах, на которых строится журналистская деятельность в России, а также быть в курсе ее актуальных проблем. Тому есть немало причин, в частности, большие сложности на практике связаны с терминологическим аппаратом, которые ниже будут нами рассмотрены. Поскольку работа журналиста всегда неразрывно связана с деятельностью того или иного средства массовой информации, необходимо рассмотреть нормативное регулирование такой деятельности.

Конституция Российской Федерации впервые без всяких условий (в отличие от прежних редакций Основного закона государства1), провозглашает свободу массовой информации, свободу мысли, слова, выражения своего мнения, свободу информации и запрещает цензуру1. Данные принципы развиваются в российском отраслевом законодательстве.

Отметим, что вся система российского законодательства о средствах массовой информации с момента принятия в 1991 году Закона РФ «О средствах массовой информации» переживает процесс бурного развития, незавершенность которого выражается уже в том, что непосредственно в самом Законе о СМИ говорится о необходимости его дополнения специальными нормами, регулирующими иные аспекты деятельности СМИ в России, в том числе, непосредственно касающиеся темы нашего исследования: защиту чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста (ч.4 ст. 49); конкретизацию мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58); основания и порядок привлечения к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59); ответственность за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60 Закона о СМИ).

При этом, по мнению авторитетных ученых, развитие отечественной системы законодательства о СМИ имеет тенденцию к дальнейшему ограничению свободы массовой информации и укреплению государственного контроля в этой области3. За последние десять лет был также принят целый ряд нормативных актов, регулирующих как правовой режим информации , так и отдельные аспекты деятельности средств массовой информации5.

Среди первоочередных, но так и не реализованных задач законодателя -принятие закона о телерадиовещании, о доступе к информации, о персональных данных, о коммерческой тайне и многих других. В то же время, среди «избыточных», на наш взгляд, нормативных актов, пытающихся регулировать те общественные отношения, которые в этом не нуждаются, можно обнаружить законопроекты: «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации», «О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера», «О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» и др.1. По нашему мнению, эти законопроекты основаны на смешении правовых и этических норм, и во многом противоречат Европейской Конвенции о защите прав человека и Конституции России.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году сумма в Тюмени

В новый КоАП РФ включены положения, касающиеся деятельности средств массовой информации (ст. ст. 5.5., 5.6., 5.17., 5.25, 13.21., 13.22), в том числе ст. 13.15. «Злоупотребление свободой массовой информации» и 13.16. «Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации». В российском уголовном законе закреплена норма, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста ст. 144 УК РФ (преемница ст. 140.1 УК РСФСР).

На уровне субъектов федерации также принимаются соответствующие нормативные акты: законы (Кабардино-Балкария, ХМАО, Чувашская Республика) и даже кодексы о средствах массовой информации

(Башкортостан). Зачастую, в сравнении с федеральным законодательством, они неправомерно сужают комплекс прав журналистов и в той или иной мере способствуют ущемлению свободы массовой информации. Кроме этого, подписан и ряд соответствующих договоров между субъектами Российской Федерации, к примеру, Соглашение о сотрудничестве в области СМИ, издательской деятельности, книгораспространения и полиграфии, подписанное 15.06.1995 представителями восемнадцати субъектов РФ.

По вопросам деятельности СМИ имеется и ряд актов, изданных Президентом России1. Среди актов Верховного Суда наиболее важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 18.08.1992 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Необходимо упомянуть Постановление Пленума Верховного Суда № 5 от 27.04.1993 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» и № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».

Другой комментарий к статье 144 Уголовного Кодекса РФ

1. Статья 29 Конституции РФ провозглашает право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это важнейшее политическое право граждан имеет первостепенное значение для печати и других средств массовой информации. Ущемление их свободы влечет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

В комментируемой статье речь идет об опасности и наказуемости действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов.

2. Непосредственный объект данного преступления — свобода печати и других средств массовой информации. Под журналистом понимается лицо, занимающееся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средства массовой информации, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по его уполномочию.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), характеризующемся: а) в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов; б) в принуждении их распространять определенную информацию; в) в принуждении к отказу распространять определенную информацию.

Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов понимается противодействие со стороны различных лиц: установление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановка деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Принуждение журналистов распространять или, наоборот, не распространять информацию может выражаться в шантаже, обещаниях продвинуть по службе либо, наоборот, угрозах затормозить такое продвижение и т.д.

4. Состав данного преступления формальный: оно считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий независимо от последствий, т.е. независимо от того, удалось ли виновному фактически принудить журналиста распространять (или не распространять) информацию в интересах виновного, а также независимо от наступления иных последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями пытается воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналиста, и желает совершить эти действия. Мотивы могут иметь как личный, так и иной характер (ложно понятые служебные интересы, политические симпатии или антипатии, сочувствие лицам, заинтересованным в распространении либо, наоборот, в нераспространении данной информации и т.д.). На квалификацию деяния они не влияют.

6. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если лицо действовало от имени какого-то органа, учреждения и организации, оно несет лишь персональную ответственность за свои действия независимо от административной или иной ответственности данной организации.

7. Часть 2 ст. 144 устанавливает повышенную уголовную ответственность, если преступление совершено с использованием виновным своего служебного положения. Под использованием служебного положения следует понимать использование возможностей, вытекающих из должностного статуса виновного, а также служебных связей и действий, выходящих за рамки непосредственных служебных полномочий, т.е. их превышение (например, руководитель учреждения или предприятия издает приказ не допускать журналистов на территорию соответствующего учреждения или предприятия).

При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

  1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
  2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
  3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
  4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
  5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
  6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
  7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

В статье 144 УПК РФ определен порядок рассмотрения поступающей информации. В частности, отражены следующие вопросы об алгоритме рассмотрения поступающих сообщений о правонарушениях:

  • список уполномоченных лиц, которые принимают информацию о любых преступлениях и рассматривают их;
  • срок, в течение которого должна быть осуществлена проверка – трое суток по ч. 1 статьи УПК;
  • действия лица, получившего сообщение о преступлении;
  • необходимость неразглашения сведений и обеспечение безопасности участника процессуальных действий;
  • возможность использования полученных данных в качестве доказательств по делу;
  • регулирование вопроса распространения СМИ сведений о преступлении (передача материалов следствию);
  • ситуации, когда возможно увеличить срок рассмотрения заявки о правонарушении.

Статья 145 УПК описывает возможные решения, принимаемые по итогу проверки поступившего сообщения.

В чём заключается воспрепятствование деятельности репортёров согласно закону?

В статье № 29 Конституции РФ сообщается, что каждому гражданину предоставлено право на сбор, получение, передачу, производство и распространение различных сведений любым доступным методом в рамках закона, не считая сведений, которые расцениваются как государственная тайна. Также граждане имеют конституционное право на свободу массовой информации.

Такая свобода может быть реализована различными способами:

  • при помощи письма;
  • используя устную речь;
  • посредством СМИ;
  • с привлечением других законных методов.

Наиболее популярным способом для реализации прав, закреплённых 29 статьёй основного документа государства, выступают средства массовой информации.

Препятствование нормальной работе прессы встречается очень часто и касается как газетчиков, так и работников телерадиовещания.

Так, свобода слова репортёров может быть ущемлена следующими способами:

  1. Установка цензуры.
  2. Осуществление прекращения работы СМИ незаконным путём.
  3. Вторжение в работу и помеха профессиональной независимости редакций.
  4. Принуждение представителя прессы к распространению или отказу от распространения каких-либо сведений.

Несмотря на то, что в создание помех СМИ в осуществлении их непосредственной работы рассматривается в Уголовных и Административных правовых нормах, криминальную ответственность за ущемление свободной деятельности средств масс-медиа предусматривает лишь 144 статья Уголовного кодекса РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *