В 2023 году фирма заявила банкротство какие года проверит налоговая

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2023 году фирма заявила банкротство какие года проверит налоговая». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность

Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.

К ним могут относиться:

  • учредители;
  • руководители;
  • главный бухгалтер;
  • и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.

Если вы не согласны с остатками на едином налоговом счете, придется искать источник расхождений.

5 действий бухгалтера для поиска источника расхождений:

1. Поиск ошибок в собственном учете. Все ли документы корректно проведены? Правильно ли сформировано входящее сальдо? Как учтены суммы, которые не входят в состав ЕНП и не учитываются на ЕНС в соответствии с действующим законодательством?

2. Проведите сверку с ФНС. Корректно оформите акт сверки. Укажите ФНС на наличие расхождений. Проследите, чтобы все разногласия были документально оформлены в акте.

3. ФНС может запросить документы. Будьте готовы. Если налоговики не учли какой-то платеж или отчет, придется предоставить платежное поручение или уточненную декларацию.

4. Ошибку в своих данных ФНС обязана устранить сама. Подпишите финальный акт сверки. Через неделю-две проконтролируйте еще раз сальдо ЕНС, чтобы убедиться, что все в порядке.

5. Если нашли свою ошибку, придется откорректировать свой учет и, возможно, доплатить налоги.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

Как распределяется ЕНП и как работать с ЕНС

Суммы обязательств юридических лиц и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.

Если налогоплательщик перевел ЕНП в сумме меньшей, чем заявлена в декларациях (уведомлении), то возникает задолженность, которая будет называться «отрицательным сальдо».

Если денег недостаточно и сроки уплаты совпадают, налоговый орган распределит поступившие деньги пропорционально исчисленным суммам.

В следующий месяц, 28 числа, налогоплательщик переведет некоторую сумму на счет, и она будет распределена таким образом:

  1. сначала погасится отрицательное сальдо, возникшее в прошлом месяце,
  2. потом начисления с текущим сроком уплаты, то есть те, которые 25 числа налогоплательщик предъявил к начислению;
  3. затем пени, проценты, штрафы.

При отрицательном сальдо ЕНС в Личном кабинете юридического лица можно посмотреть, по каким налогам эта задолженность возникла. Сверку с налоговой заказывать не надо. Достаточно кликнуть на обязательства и посмотреть каждый налог.

Читайте также:  Шумные работы Санкт-Петербург в 2023 году

Пополнить свой ЕНС можно не только платежным поручением, но и в Личном кабинете юрлица двумя способами:

  1. Списать со счета.
  2. Оплатить банковской картой.

Камеральная налоговая проверка при банкротстве

Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос

Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:

  • юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
  • у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
  • юрлицо сдавало нулевые балансы;
  • у общества единственный учредитель;
  • несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.

Новая форма оплаты налогов касается не только бизнеса, но и всех государственных и муниципальных учреждений, то есть всех юрлиц без исключения. О важности темы местных депутатов предупреждал в конце 2022 года министр финансов края Данил Ситников на совещании в краевом парламенте.

«С учетом прохождения платежей, того, что механизм новый и на нем начнет работать вся страна, убедительная просьба вместе с администрациями, главами подумать о необходимой подушке безопасности, которая позволит перечислить хотя бы зарплату. Конечно, все это будет под нашим контролем. Но просьба максимально подготовиться», – настоятельно обратился он к коллегам, подчеркнув, что пройдет еще немало совещаний по этому вопросу.

Как проходит проверка?

По сути, правила проведения налогового аудита в отношении фирм-банкротов ничем не отличаются от контрольных мероприятий работающих в обычном режиме компаний.

  • Если инициируется камеральная проверка (для ее проведения не требуется разрешительных документов), фирма должна подать в установленный срок декларацию, в случае необходимость – пояснительные документы и ждать результатов. При несогласии с итогами аудита – обжаловать их.
  • При выездной проверке инспектор должен предъявить разрешение своего руководителя на ее проведение, приехать в офис и начать работу. Владелец бизнеса, соответственно, вынужден предоставить налоговику все необходимые условия для деятельности – рабочее место, доступ к нужным документам. При выявлении нарушений налогоплательщик также будет об этом документально уведомлен.

Что если о факте несостоятельности заявляется уже тогда, когда проверка началась? Проведение аудита не прекратят, он завершится в обычном режиме. Однако об итогах контрольных мероприятий будет заявлено уже с учетом специфики процедуры банкротства (то есть требования к компании и взыскания могут быть предъявлены только путем внесения их в соответствующий реестр).

Тем не менее это не значит, что владелец бизнеса сможет совсем избежать уплаты недоимки. Она будет взыскана после погашения требований конкурсных кредиторов. В случае с ликвидацией ИП, например, долги предприятия сохраняются за бывшим владельцем бизнеса, только теперь он их должен будет выплатить как физлицо. Причем проверка может проводиться еще в течение трех лет после закрытия ИП.

Стоит помнить также о том, что уклонение от налогов является уголовно наказуемым деянием. И руководство может быть привлечено к ответственности. Поэтому если бизнесмен получил требования об уплате недоимки, их стоит исполнить в двухмесячный срок. Иначе материалы могут быть направлены в судебные органы для возбуждения дела. Это правило распространяется как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.

Контроль ФНС при банкротстве ООО

При банкротстве ООО налоговая проверка может производиться как в выездном, так и штатном режиме. В ходе банкротства обычно отстраняется руководящий состав компании и все полномочия переходят к временному управляющему. В такой ситуации все требования налоговиков о запросе дополнительных сведений должны проводиться через назначенного судом арбитражного управляющего. Сами представители органов управления могут привлекаться в качестве свидетелей.

Казалось бы, по результатам процедуры банкротства компании все долговые обязательства компании аннулируются, а долги по налогам подлежат списанию. И даже если налоговики при ревизии выявят нарушения, но денег на удовлетворение требований перед бюджетом у компании не останется (размер конкурсной массы получится меньше, чем вся задолженность перед кредиторами), то будет считаться, что они погашены.

Но в некоторых ситуациях возможно привлечение к субсидиарной ответственности руководителей компании-банкрота. Ведь уклонение от уплаты налогов в России относится к уголовным деяниям. Кратко процедура привлечения к ответственности руководства будет выглядеть так:

  1. По результатам налоговой проверки при банкротсве составляется акт и принимается решение о доначислении налогов и привлечении уполномоченных лиц к ответственности.
  2. Вступление принятого решения в законную силу и направление лицу требования об уплате налогов.
  3. Неисполнение требования руководством в течение двух месяцев.
  4. Направление материалов инспекторами в ОВД и принятие решение о возбуждении/отказа в возбуждении уголовного дела.

В России криптовалюту считают имуществом. Закон о налогообложении сделок с цифровыми активами вступит в силу в январе 2023 года. Чиновники рассчитывают получать не менее 1 трлн рублей в год. Обязательства по сборам возложат на лицензированные биржи и обменные пункты — налоги будут взимать при переводе денег на карты.

Механизм таких операций пока не ясен. Большинство обменных пунктов работают неофициально на условиях публичной оферты. Платформы переводят деньги на карты частями через сторонних операторов. Чиновники рассчитывают, что биржи будут взимать налог с полной суммы продажи. Инвесторы смогут вернуть часть денег, приложив к декларации документы, подтверждающие затраты на покупку активов. Чтобы снизить ставку налога, можно оформить самозанятость (при общей сумме дохода менее 2,4 млн рублей).

Изменения в налоговом законодательстве – 2021

Для осуществления проверки сведений о банкротстве физических лиц на сайте ЕФРСБ необходимо ввести в поисковое поле Ф. И. О., адрес, регион, категорию (гражданин/ИП). Поиск осуществляют по ИНН, ОГРНИП, СНИЛС. Поисковый запрос выдаст информацию по имеющимся в базе данным. Если должников по указанным критериям нет, это значит, что дело в отношении гражданина не возбуждено. На Федресурсе проверить на банкротство физическое лицо онлайн бесплатно можно в любое время, реестр работает без ограничений и не требует платы за предоставление сведений.

Читайте также:  Минимальный размер оплаты труда в Кемеровской области в 2023 году

Невыплаченные долги по налогам ведут к нежелательным последствиям.

Однако, налоговики не задаются целью незамедлительно применить меры к принудительному взысканию через суд с последующей работой приставов.

Перед запуском процедуры изыскания долгов инспекторы направляют предупреждающие уведомления.

В них говорится об обязательстве уплаты налогов в оговоренные сроки.

При этом применяется автодозвон, в ходе которого налогоплательщика ставят в известность о факте задолженности.

В некоторых случаях сотрудники совершают обход неплательщиков по адресам регистрации. Если налоговая задолженность не была исполнена на добровольной основе, инспекторы приступают к процессу принудительного взыскания. При этом обычно инициируется процедура банкротства. Предприятие может быть признано неспособным закрыть долговые требования кредиторов, если обязательные выплаты не осуществлялись на протяжении трех месяцев с момента крайнего срока погашения.

Дело о банкротстве возбуждается исключительно судебной инстанцией, при условии что итоговая сумма долгов юрлица составляет не менее ста тысяч рублей, либо имеются другие признаки банкротства , которые оговариваются в статье 3 Закона о Банкротстве.

Инициатором банкротства при непогашенных долгах перед государством выступает Федеральная налоговая служба, руководствуясь при этом постановлением Правительства РФ № 257. Процедура запускается посредством оформления и передачи формы-заявления в судебный орган.

В заявлении содержится требование о необходимости запуска процесса банкротства в отношении злостного неплательщика.

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Исходя из юридической практики, можно действительно сделать вывод о том, что заинтересованность налоговиков к компаниям, ходатайствующим о признания банкротства, значительно ниже. Тому есть несколько причин:

  1. Вероятность того, что удастся применить денежные взыскания, крайне мала, поскольку налоговые сборы в списке требований кредиторов значатся третьей очередью, и фактически реальные взыскания применяются крайне редко.
  2. Даже если налоговики все же решили провести аудит, не факт, что выявленные нарушения попадут в кредиторский реестр и будут удовлетворены. На проведение контрольных мероприятий, составление документации нужно время, и чаще всего его недостаточно даже для того, чтобы инспекторы успели заявить о санкциях до того, как реестр закрыт.
  3. Зачастую налоговики сами не заинтересованы в проведении аудита в отношении компании, находящейся на грани банкротства, из-за нежелания портить показатели статистики (как уже было сказано, вероятность денежных взысканий в таких ситуациях крайне мала, а вот показатели собираемость налогов и пени испортить можно).

Благодаря всем этим причинам компании, являющиеся потенциальными банкротами, чаще всего исключаются из плана контрольных мероприятий. Однако стоит понимать, что этот тезис действует только в отношении фирм, находящихся на заключительной стадии банкротства, то есть фактически уже не функционирующих. На начальных этапах или же в случае, если началось так называемое «оздоровление бизнеса», визита налогового инспектора скорее всего избежать не получится.

После того, как фискальный орган узнает, что коммерческая организация подала заявление на получение статуса неплатежеспособности, ей нужно принять решение о проведении проверки в отношении данной компании. Но в целом возможности ФНС ограничены, так как она является кредитором третьей очереди, а это значит, что у нее будет небольшая мотивация проверять будущего банкрота. Собрание бенефициаров задолженности также не может помочь налоговому органу как-то воздействовать на юридическое лицо-должника.

К каким же процедурам банкротства юридических лиц налоговая может участвовать? Надо сказать, что финансовые претензия ФНС часто не включаются в список бенефициаров долгов при проведении процедуры несостоятельности. А это означает, что возможность получения налоговых сборов от предбанкротного плательщика уменьшается. Это связано с тем, что фискальные работники не укладываются в сроки подачи финансовых требований, чтобы они были учтены арбитражным судом. Чтобы не ухудшать свою статистику по сбору налоговых платежей, специалисты могут через какое-то время отменить ревизию юридического лица, которая была ранее назначена. Но, если отвечать на вышеуказанный вопрос о процедуре, то это можно употребить только на стадии конкурсного производства.

Когда компания работает и дальше, выполняя свои финансовые обязательства по платежам, и находится на этапах реструктуризации своей деятельности, такие ревизии могут в полной мере осуществляться Федеральной Налоговой Службой. Это нужно усвоить каждому руководителю своей организации.

Кроме того, когда коммерческая организация проходит процедуру банкротства, и выясняется, что у нее большой долг по обязательным платежам перед налоговыми органами, то это увеличивает вероятность осуществления камеральной проверки службой. В другом случае, как уже писалось, это будет маловероятно, так как отсутствует большая мотивация у ФНС.

Еще один способ, чтобы к вам не пришла налоговая, заключается в том, что можно также провести мероприятие, аналогичное закрытию предприятия. В данном случае имеется в виду такая процедура как реорганизация предприятия.

Налоговые проверки при банкротстве организации С помощью банкротства организации можно избавиться от долгов по закону и избежать налоговой проверки.

Закон не запрещает фискальным органам проверять обанкротившуюся организацию. На практике подача заявления о несостоятельности в Арбитраж лишает налоговиков желания контролировать процесс. На это есть ряд причин:

  • Часто решение ИФНС привлечь организацию-должника к ответственности вступает в силу после закрытия реестра кредиторов. После выплаты долгов кредиторам у банкрота вряд ли останутся средства на удовлетворение требований налоговиков.
  • Претензии кредиторов удовлетворяются в порядке очередности (п. 2 ст. 142 закона о банкротстве).
Читайте также:  Программа возвращение соотечественников в Россию 2023 году из Украины

При наличии подтвержденной на момент начала банкротства приличной задолженности по налогам, налоговый орган скорее воспользуется правами, предоставленными законом о банкротстве (по крайней мере, если банкротство инициировал кто-то другой, сами они не активничают в этом плане, насколько мне известно).

Никаких формальных препятствий провести налоговую проверку в преддверии начала процедуры банкротства не вижу (касается и камеральной, и выездной) Уже после введения наблюдения выбить из соответствующего ООО любые задолженности можно только в рамках процедуры банкротства, с соблюдением требований закона «О несостоятельности (банкротстве)», приостанавливаются исполнительные документы и далее по списку. При закрытии общества прекращается его деятельность, меняются учредители или гендиректор.

По сути, правила проведения налогового аудита в отношении фирм-банкротов ничем не отличаются от контрольных мероприятий работающих в обычном режиме компаний.

  • Если инициируется камеральная проверка (для ее проведения не требуется разрешительных документов), фирма должна подать в установленный срок декларацию, в случае необходимость – пояснительные документы и ждать результатов. При несогласии с итогами аудита – обжаловать их.
  • При выездной проверке инспектор должен предъявить разрешение своего руководителя на ее проведение, приехать в офис и начать работу. Владелец бизнеса, соответственно, вынужден предоставить налоговику все необходимые условия для деятельности – рабочее место, доступ к нужным документам. При выявлении нарушений налогоплательщик также будет об этом документально уведомлен.

Что если о факте несостоятельности заявляется уже тогда, когда проверка началась? Проведение аудита не прекратят, он завершится в обычном режиме. Однако об итогах контрольных мероприятий будет заявлено уже с учетом специфики процедуры банкротства (то есть требования к компании и взыскания могут быть предъявлены только путем внесения их в соответствующий реестр).

Тем не менее это не значит, что владелец бизнеса сможет совсем избежать уплаты недоимки. Она будет взыскана после погашения требований конкурсных кредиторов. В случае с ликвидацией ИП, например, долги предприятия сохраняются за бывшим владельцем бизнеса, только теперь он их должен будет выплатить как физлицо. Причем проверка может проводиться еще в течение трех лет после закрытия ИП.

Стоит помнить также о том, что уклонение от налогов является уголовно наказуемым деянием. И руководство может быть привлечено к ответственности. Поэтому если бизнесмен получил требования об уплате недоимки, их стоит исполнить в двухмесячный срок. Иначе материалы могут быть направлены в судебные органы для возбуждения дела. Это правило распространяется как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.

Перед тем как начать разбирательство, требуется узнать больше информации о правах и обязанностях, которыми наделяется государственная служба. Важно понимать, что начиная процедуру признания финансовой несостоятельности, уполномоченный орган обладает следующими правами:

  • при отсутствии уплаты налога может обратиться в арбитражный суд с заявлением;
  • собирать и принимать участие в собрании кредиторов, отправлять на него своих представителей и обмениваться информацией со всеми действующими лицами;
  • осуществлять контроль над юридическим лицом, выполнением всех обязательств по задолженностям.

Деятельность ФНС России обусловлена многими законами, но процедура банкротства для предприятий проходит согласно ФЗ№127.

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Какие налоги платить при ОСНО?

Сколько придется заплатить при переходе на ОСНО с 2023 года:

ЮЛ

ИП
Налог на прибыль организаций – 20 %. НДС – 20 %.
НДС – 20 %. НДФЛ – 13–15 %.

Имущественные налоги (при наличии собственности).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *