Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оплаты электроэнергии: законно ли требование аванса?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.
Нормативные порядок и сроки оплаты
Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
В соответствии с п.п. 40, 44, 65 (1), 79 Основных положений N 442 поставка электроэнергии разбивается на расчётные периоды, равные одному месяцу. Определение объёма взаимных обязательств поставщика и потребителя электроэнергии, в том числе объёма поставленной энергии и её стоимости, осуществляется по итогам каждого расчётного периода.
Сроки оплаты зависят от того, кто приобретает электроэнергию по договору электроснабжения:
- Исполнители коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязаны вносить оплату стоимости поставленной за расчётный период электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Аналогичное правило закреплено в п. 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами N 124.
- Для иных лиц предусмотрено два промежуточных авансовых платежа за электроэнергию: до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, то есть месяца, в котором осуществлялась поставка энергии (п. 82 Основных положений N 442). Заметим, что речь идёт именно об авансе, а не о предоплате 100% стоимости.
До 10-го числа вносится 30% стоимости договорного объёма потребления электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата.
Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии
В случае, когда абонент своевременно не оплачивает фактически принятую электроэнергию, переданную через присоединенную электрическую сеть, к абоненту в соответствии с п. 3 ст. 486, абз. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ применяются меры ответственности. На сумму, уплата которой просрочена, абонент обязан уплатить неустойку, размер которой определён п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Размеры неустойки за просрочку оплаты электроэнергии | ||
Электроснабжающая организация, гарантирующий поставщик | Управляющие организации, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие ГВС, ХВС и (или) водоотведение | с 1 по 60 день – 1/300с 61 по 90 день – 1/170с 91 и дня и далее – 1/130 |
ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные специализированные кооперативы; Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД | с 1 по 30 день – 0с 31 по 90 день – 1/300с 91 дня и далее – 1/130 | |
Иные абоненты (организации, предприниматели) | 1/130 с первого дня просрочки |
Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии в виде неустойки для всех абонентов и исполнителей коммунальных услуг и/или в виде ограничения/приостановления предоставления электроэнергии за исключением УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК и отдельной категории абонентов может наступить лишь в случае просрочки оплаты переданной электроэнергии, то есть за фактически принятое, но не оплаченное получателем количество энергии за месяц при наступлении срока окончательного расчета. Для целей расчётов и применения мер ответственности юридический факт передачи электроэнергии возникает по окончании расчётного периода в момент фиксации объёма поставки (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) этот момент определяется 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Для иных лиц – 18-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, если иные сроки не были предусмотрены договором.
Таким образом, у электроснабжающей организации отсутствуют правовые основания применять меры ответственности (взыскивать неустойку, отключать электроэнергию) к абонентам, которые допускают просрочку авансовых или иных платежей до окончания расчётного периода.
Изменение оклада – стоимости одного киловатта света в текущее время не планируется, но люди все равно продолжают жаловаться на необоснованно высокие тарифы. На сегодняшний день, согласно статистическим сведениям, одна семья тратит в месяц в среднем 70 киловатт электричества. Это немного, учитывая стоимость коммунальных ресурсов.
Получая квитанцию, гражданину нужно обратить внимание на количество использованных единиц света, стоимость одного киловатта и суммарное число выплат.
Есть хитрый способ немного сэкономить на своих тратах на свет. Так, стоимость одной единицы энергии в ночное время суток значительно меньше, нежели днем. Поэтому можно использовать такую технику, как стиральная машина, микроволновая печь и мультиварка, ночью до увеличения тарифа.
Теперь при звонке в Контактный центр вы можете сразу, не дожидаясь ответа оператора, передать показания электросчётчика или получить нужную информацию. Для этого в голосовом меню, после вопроса « Что Вы хотите узнать?» произнесите свой вопрос.
Например:
- для передачи показаний электросчётчика, вы можете сказать «ПОКАЗАНИЯ»
- чтобы узнать действующий тариф, произнесите «ТАРИФ»
- если вас интересует состояние счёта или дата последней оплаты, скажите «БАЛАНС»
- для осуществления оплаты через оператора Контактного центра, произнесите «ОПЛАТА»
- чтобы узнать адрес ближайшего офиса , вы можете сказать «ОФИС»
- если вы хотите узнать о платных услугах оказываемых ПАО «Мосэнергосбыт» или оформить заявку (по установке/замене электросчётчика, установке/замене ИПУ расхода воды, установке кондиционеров, окон или вас интересуют электромонтажные работы), произнесите «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ»
- в случае, когда ваш вопрос не может быть решен в автоматическом режиме и вам необходима помощь оператора, скажите «ОПЕРАТОР»
Как пользоваться двухтарифным учетом?
Еще один способ экономии – приобретение двухтарифного счетчика. Это специальный прибор, который указывает потребление энергии по часам в сутках. На корпусе прибора находятся две отметки, свидетельствующие о смене времени суток. Так, покупка такого счетчика может осуществляться самостоятельно или через работника энергетической компании. Если гражданин покупает счетчик самостоятельно, то дополнительно придется приглашать специалистов для установки оборудования, его проверки и опломбирования.
Приобретение устройства у провайдера услуг может обойтись семье примерно в 3000 рублей. Как показывает практика, эти затраты окупаются за пару лет. Так, после покупки оборудование устанавливается в жилом помещении и позволяет владельцам регулировать потребление электричества в конкретные часы.
Оплата услуг осуществляется по квитанции, где значится стоимость аппарата и цена установочных работ. Перевод денег осуществляется на банковский счет, указанный в платежке. При наличии в квартире (комнате общежития) других счетчиков, устройство демонтируется.
1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442, не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты – до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.
2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.
3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.
Перечень организаций, заключивших договор с АО «Мосэнергосбыт»
Оператор вышел на рынок уже очень давно, зарекомендовал себя надежной и проверенной организацией.
Именно поэтому его партнерами являются:
- QIWI.
- АО «Жилсервис-Посад» г. Павловский Посад.
- АО НКО «Элекснет».
- АО Банк «ВБРР».
- ПАО Банк «Возрождение».
- ПАО Банк «ВТБ».
- ЗАО «ЛПТУС».
- АО «QIWI Банк».
- МУП «ЕРКЦ» городского округа Ликино-Дулево.
- ООО «Интегратор ИТ».
- ООО «Коммунальные платежи».
- ООО «Мобильная касса».
- ООО «ПК»РРЦ»».
- ООО «Сергиево-Посадский Платежный Агент».
- ООО «МОСОБЛЕИРЦ».
- ООО КБ «Платина».
- ПАО «МИнБанк».
- ПАО «МКБ».
- ПАО «МосОблБанк».
- ПАО АКБ «Транскапиталбанк».
- ПАО Сбербанк.
- АО «Почта России» МО.
- АО «Почта России» г. Москва.
- ПАО «Филиал «Центральный» Банка ВТБ».
- ООО «ЕСГП-Московская область».
Для примера возьмём условную квартиру, оснащённую индивидуальным счётчиком. Владелец только что снял показания: 56100 кВт.
В прошлом месяце он зафиксировал 55830 кВт.
Чтобы узнать количество израсходованной энергии, он вычитает из большего меньшее:
56100 – 55830 = 270 кВт.
В его местности тариф составляет 3,5 руб.
270 х 3,5= 945 руб.
Именно столько он должен заплатить за месяц.
В заключении добавим, что существует множество способов оплатить электроэнергию. Можно заполнить присланную квитанцию, зайти в ближайший банк, или даже сделать это, не выходя из дома, на сайте соответствующей организации. Также многие банки предоставляют услуги оплаты электричества через интернет.
Многие владельцы квартир не согласны платить за отопление по средним показателям. Счетчик тепла для квартиры позволит платить за реально потраченное тепло.
Инструкция по изготовлению электролизера своими руками представлена в этой теме.
Порядок оплаты электроэнергии: законно ли требование аванса?
Раньше плата за ОДН начислялась пропорционально индивидуальному потреблению.
Новая система оплаты электроэнергии указывает четкие сроки передачи данных за расход электроэнергии: в период с 23 по 25 число каждого месяца необходимо снимать показания с индивидуальных счетчиков и в срок до 26 числа передавать их исполнителям коммунальных услуг.
Если данные со счетчиков не будут переданы в срок, плата будет рассчитываться, исходя из среднего объёма потребления в прошлые периоды. А в случае такого способа начисления в течение трех месяцев, оплата будет производиться по общему нормативу потребления.
Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам
Исходя из нового постановления, владельцы жилых помещений до 1 июля 2012 года были обязаны установить индивидуальные счетчики электроэнергии. Тем, кто добровольно не успел этого сделать, сетевая организация установит общедомовые приборы учета, при этом стоимость прибора и его установки будет распределена между жильцами.
Отличия новых правил оплаты ЖКХ
Стал обязательным ежемесячный расчет за электроэнергию, начисление за ее расход тем или иным способом.
Начисление на общедомовое потребление рассчитывается, исходя из площади жилого помещения и не зависимо от того, было ли равное этому потребление электроэнергии по счетчику или нет. Раньше плата за ОДН начислялась пропорционально индивидуальному потреблению.
Новая система оплаты электроэнергии указывает четкие сроки передачи данных за расход электроэнергии: в период с 23 по 25 число каждого месяца необходимо снимать показания с индивидуальных счетчиков и в срок до 26 числа передавать их исполнителям коммунальных услуг.
Если данные со счетчиков не будут переданы в срок, плата будет рассчитываться, исходя из среднего объёма потребления в прошлые периоды. А в случае такого способа начисления в течение трех месяцев, оплата будет производиться по общему нормативу потребления.
1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442 , не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты — до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.
2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.
3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.
Списание долгов по коммунальным платежам по сроку исковой давности (судебная практика)
Работа управляющих компаний и жилищно-коммунальных хозяйств в нашей стране чаще всего оставляет желать лучшего. Хотя долги в последнее время стали взыскивать с завидной регулярностью. Чаще всего в суд взыскатели идут по прошествии полу года с момента образования первой задолженности. При этом ответчика должны ежемесячно извещать о том, что у него есть долг и он обязан его погасить. Но бывает и так, что суммы копятся годами, до того момента как за собственника берутся всерьез. Определенного срока для передачи дела о неуплате по лицевым счетам законодательство РФ не устанавливает. Срок в шесть месяцев – это результат многочисленной судебной практики по подобным делам. Далее встает вопрос, а за какой период времени УК может потребовать оплату?
Соответственно, даже если вы не платили по счетам тридцать лет, взыскать с вас через суд могут лишь оплату за срок, равный трем годам. Но ответчик должен самостоятельно подготовить ходатайство с просьбой отказать в полном удовлетворении требований истца по причине пропуска им исковой давности. Подобное заявление пишется в свободной форме и должно приобщаться к протоколу судебного разбирательства. Если ходатайство не будет своевременно передано судье, придется платить за все годы «халявы». Наши юристы помогут бесплатно составить подобное заявление с учетом последних изменений в законодательстве. Необходимо только оставить заявку через форму обратной связи.
Переплаты и долги в платежных документах
26.08.2021 В платежных документах МосОблЕИРЦ отражаются услуги разных поставщиков – управляющей компании, поставщиков ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, газа), оператора по вывозу мусора, взнос на капитальный ремонт. Документ позволяет видеть тарифы и объемы оказанных услуг.
Информация о начислениях представлена в таблице. Итоговая сумма к оплате, помимо текущих начислений (графа 5), учитывает перерасчеты (графа 8), задолженности или переплаты (графа 9).
Перерасчет производится по поручению управляющих или ресурсоснабжающих организаций на основании данных по объемам потребления.
Например, если житель не передавал показания счетчиков, в течение 3-х месяцев плата будет начисляться исходя из среднего объема потребления, а начиная с 4-го — по нормативам. После того как житель передаст показания, будет сделан перерасчет и графа 8 отразит эти изменения.
Переплата может возникнуть при оплате произвольной суммы или оплате авансом. В графе 9 «Задолженность/Переплата (-) на начало периода» излишек обозначен знаком «минус».
Задолженность возникает при несвоевременной или неполной оплате счетов. Она суммируется от периода к периоду, отражается в графе 9 и наряду с начислениями за текущий период учитывается в итоговой сумме к оплате.
Если житель оплатил счет позднее указанного в квитанции срока, платеж будет учтен только в следующем расчетном периоде, а в счете за текущий период отразится долг в сумме неучтенного платежа. В этом случае счет можно оплатить без учета долга или, обратившись в офис, получить скорректированный платежный документ. При полной оплате счета переплата будет учтена как авансовый платеж за следующий расчетный период.
Плюс или минус? Начисления, из которых складывается итоговая сумма к оплате, отражаются в квитанции положительными числами без знака. Сумма переплаты или излишка, образовавшегося в результате перерасчета, отражается со знаком “-” и вычитается из текущих начислений.
Распределение оплаты по услугам. В соответствии с законом плата распределяется пропорционально всем услугам, указанным в счете. При оплате суммы меньше начисленной задолженность распределится пропорционально начислениям по всем услугам.
Переплаты и долги учитываются по услуге одного поставщика. Например, переплата по услуге «холодное водоснабжение» может быть учтена в счет долга по услуге «электроснабжение» только по заявлению жителя при условии действующего статуса договоров с поставщиками.
При переплате по какой-либо услуге ее стоимость будет уменьшаться до того момента, пока излишки не погасятся в полном объеме.
Сроки и способы оплаты. Срок оплаты отражается в верхней части платежного документа, рядом с номером лицевого счета. Как правило, это – десятое число месяца, следующего за расчетным.
Без комиссии оплатить счета можно в личном кабинете на сайте мособлеирц.рф, в мобильном приложении «МосОблЕИРЦ Онлайн» или через кнопку моментальной оплаты на главной странице сайта расчетного центра.
Источник
Казначейское обслуживание с 2021 года
В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.
Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:
- «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
- «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
- «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
- «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.
Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.
Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:
- требования налоговой;
- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
- решения о приостановлении взыскания;
- исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.
Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):
- госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
- соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
- авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
- расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.
Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2020 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.
В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.
Важный момент! Такое имущество вносится в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2020 г.
Казначейство не пропускает в 2021 году авансовые платежи по электроэнергии
В рамках образовательного проекта «Эксперт БФТ» прошел вебинар о модернизации функционала автоматизированной системы «АЦК-Финансы» в соответствии с новыми НПА в 2021 году. На онлайн-встрече обсудили основные изменения бюджетного законодательства в 2021 году и соответствующие изменения в функционале системы, основная масса которых связана с переходом на систему казначейских платежей и казначейское обслуживание бюджета. Были представлены проведенные доработки и рекомендации по настройке «АЦК-Финансы» для пользователей.
ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2021 ГОДУ
Основные изменения в законодательстве связаны с вступлением в силу с 1 января 2021 года Федерального закона № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей». В Бюджетный кодекс вводятся новые главы: «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Термин «кассовое обслуживание» заменяется на «казначейское обслуживание». Появляются новые понятия:
- казначейское обслуживание;
- система казначейских платежей (СКП);
- единый казначейский счет;
- казначейский счет;
- временно свободные средства.
В связи с данными изменениями также вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы системы казначейских платежей и казначейского обслуживания.
Именно с этими нормативными изменениями связаны основные доработки в функционале системы «АЦК-Финансы».
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ (СКП)
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Для учреждений бюджетной сферы КСЧ — это обязанность, то есть бюджетники могут получать и расходовать средства бюджета только через такие РСЧ. В противном случае госфинансирования не получить. Но при чем тут коммерческая сфера?
Определим, какую роль в данном вопросе играет Федеральное казначейство. В первую очередь, это тотальный контроль над правильностью, законностью и целесообразностью расходования денежных средств, полученных из госбюджета. Так как получателями государственных денег могут быть не только бюджетные госучреждения, но и некоммерческие организации и коммерческие фирмы, то контроль необходим в этой сфере взаимоотношений.
Что контролирует ТОФК:
- Государственные контракты на обеспечение госнужд (приобретение товаров, работ, услуг) стоимостью свыше 100 миллионов рублей, по условиям которых предусмотрен аванс.
- Договора и соглашения о предоставлении взносов в уставные капиталы либо имущество юрлиц, если данные вложения являются источниками финансирования для вкладчиков.
- В части заключенных соглашений на предоставление субсидий и иных бюджетных инвестиций юридическим лицам.
- Субсидирование получателей средств бюджета, а также участников бюджетного процесса.
- В части контроля над выполнением условий государственных (муниципальных) контрактов и соглашений организаций.
Следовательно, если компания стала одним из участников государственного или муниципального контракта, то ей придется открыть КСЧ.
Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.
Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):
- госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
- соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
- авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
- расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.
Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2021 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.
В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2021 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.
Важный момент! Такое имущество вносится в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 г.
Казначейское обеспечение обязательств реализуется в рамках предоставления субсидий по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, указанных в ч.2 ст.5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится так: деньги для платежа по обязательствам юрлиц переводятся только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленной продукции.
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2021 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.
Кредит с отсрочкой платежа
Чтобы получить в Сбербанке отсрочку платежа по кредиту, необходимо подать заявление и предоставить документы, которые могут подтвердить изменившееся финансовое положение (трудовая с записью об увольнении, копия приказа об отпуске за свой счет, сокращения рабочего времени, снижении заработной платы и т. д.) . Банк рассмотрит Ваше заявление в течение 14 дней и сообщит свой ответ.
Хотите взять отсрочку платежа по кредиту в Сбербанке? Это возможно в случае реструктуризации кредита. Основная задача реструктуризации — это снизить кредитное бремя с заёмщика на время ухудшения его финансового положена. Ведь кредиты Сбербанка выдаются на длительный срок и за это время может много случиться — урезание зарплаты, увольнение, болезнь или другие проблемы. В этом случае можно взять отсрочку платежа по кредиту в Сбербанке.