Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:
- ведением реестра брокеров страхования;
- ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
- разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.
Банк России вправе:
- Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
- Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.
Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.
Отказ в выдаче лицензии и ее аннулирование
В качестве оснований для отказа в лицензировании страховой деятельности выступают:
- применение юридическим лицом, которое обратилось в страховой надзор, обозначения, индивидуализирующего иной страховой субъект, сведения о котором ранее были внесены в единый госреестр;
- наличие у субъекта лицензии на дополнительные типы страхования, осуществление перестрахования либо взаимного страхования на время принятия решения о предоставлении лицензионного документа решения данного органа о приостановлении или ограничении действия лицензионного документа, выданной ранее;
- несоответствие документации, представленной соискателем, требованиям закона и нормативным актам органа по страховому надзору;
- несоответствие учредительной документации требованиям законодательства;
- наличие в документах недостоверных сведений;
- наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной или неснятой судимости;
- несостоятельность (банкротство, либо фиктивное или преднамеренное банкротство) субъекта (юридического лица) при вине учредителя.
- неисполненное предписание о несоблюдении требований к платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о непредставлении отчетности.
Решение, содержащее отказ в выдаче лицензионного документа, в письменной форме направляется соискателям лицензий на протяжении 5 рабочих дней со дня их принятия. В нем должны содержаться основания для отказа со ссылкой на допущенные нарушения.
Отмена решения о предоставлении лицензионного документа либо ее аннулирование осуществляется в следующих случаях:
- непринятие соискателем мер для выдачи лицензии на протяжении 2 месяцев со дня выдачи уведомления;
- установление до срока выдачи лицензии информации о представлении соискателем недостоверной информации.
На какой срок проводится лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации?
Порядок осуществления процедуры
Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:
-
Для страховых и перестраховочных организаций:
- заявление на лицензирование;
- устав организации;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
- данные об акционерах;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
- документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
-
Для обществ взаимного страхования:
- заявление на лицензирование;
- устав общества;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
-
Для страховых брокеров:
- заявление на лицензирование;
- устав организации (если брокер является юридическим лицом);
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).
Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.
Перейти к версии для печати |
Название работы | Аннотация |
Название практикума | Аннотация |
Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ
Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:
- ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
- ведением реестра страховых брокеров;
- разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.
Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.
Банк России вправе действие лицензии:
- приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
- ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.
Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.
Страховая брокерская деятельность
Осуществление страховой брокерской деятельности подразумевает получение лицензии соискателем на посредническую деятельность в страховании. Для получения нужно подать следующие документы в орган страхового надзора:
- заявление на выдачу лицензии;
- учредительные документы соискателя;
- документы о госрегистрации ИП или юрлица;
- документы о квалификации сотрудников страховой брокерской организации или ИП-страхового брокера;
- типовые договоры для осуществления страховой брокерской деятельности.
В случае, если страховая компания является дочерней по отношению к иностранной основной организации или доля участия иностранных инвесторов составляет более 49%, на территории России она не получает лицензии, поскольку не имеет права заниматься:
- страхованием жизни;
- обязательным государственным страхованием;
- страхованием имущественных интересов муниципалитетов и государственных организаций;
- имущественным страхованием при поставках, выполнении подрядных работ для государственных нужд.
Лицензирование деятельности страховых организаций — сложный правовой вопрос. Мы рекомендуем для получения лицензии и решения всех вопросов о выдаче необходимых документов обратиться за помощью к нашим юристам.
Лицензии на осуществление страховой деятельности могут быть бессрочными и временными (срочными).
По общему правилу выдаются бессрочные лицензии. Полученная страховым брокером лицензия обычно не ограничена конечным сроком действия, а начало действия определяется моментом ее получения.
Лицензия не подлежит передаче другим лицам.
Законом предусматривается возможность выдачи временной лицензии. При этом существует два вида временных лицензий:
1) лицензия выдается на указанный в заявлении соискателя срок, который не может превышать трех лет;
2) в иных случаях, установленных страховым законодательством, лицензия может быть выдана на срок от одного года до трех лет.
Обычно указанные сроки действия временной лицензии могут быть продлены по заявлению соискателя лицензии. Отказ в продлении возможен при установлении в период действия лицензии нарушений соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Лицензирование страховой деятельности (стр. 1 из 2)
Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.
Виды страховой деятельности
Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
Страховые отношения известны, по крайней мере, с эпохи позднего Средневековья. Тогда в результате великих географических открытий заметно расширились горизонты международной торговли и предпринимателям потребовались крупные суммы капитала, чтобы использовать новые возможности. Рост богатства общества и степень удовлетворения его потребностей в решающей мере зависели от страхования. Первый из известных в мировой практике договоров страхования был оформлен в Генуе в 1347 г. Первый письменный договор страхования жизни, дошедший до наших дней, был заключен в Англии в XVI в. Страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека, его осознанных запросов в страховой защите от различных случайностей.
Страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий жизни.
В России становление страхования происходило в несколько этапов.
I этап охватывает период с 1786 по 1918 гг. В 1786 г. началось страхование от огня. В этот период был учрежден Государственный заемный банк, которому разрешалось принимать в залог дома и недвижимость, застрахованные у него.
В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании. Каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии.
В 1881 г. страховое общество «Россия» производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование.
С 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев.
В 1903 г. в Москве создан Российский взаимный страховой союз, осуществляющий страхование от огня, движимого и недвижимого имущества.
II этап охватывает период с 1918 г. по 1991 г.
В этот период выходит ряд декретов, положивших начало государственному регулированию страховой деятельностью. Так, декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования, а декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.
18 сентября 1925 г. выходит «Положение о государственном страховании в СССР», а в 1984 г. постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов».
В рыночной экономике страхование является, с одной стороны,. средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источники прибыли страховых организаций — доходы от собственно страховой деятельности, от инвестиций временно свободных денежных средств в объекты материального производства, непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т. д.
В РФ все отношения в области страхования регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 № 157-ФЗ и ст. 48 второй части ГК от 22.12.95 с учетом изменений и дополнений от 21.07.2005г. № 104-ФЗ. Согласно данным документам страхование — отношение по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Особой организационной формой является медицинское страхование.
Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).
Акционерное страхование — негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.
Взаимное страхование — негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. Общество взаимного страхования выступает как объединение физических или юридических лиц, созданное на основе добровольного соглашения между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Каждый страхователь является членом-пайщиком общества взаимного страхования. Минимальное количество членов-пайщиков определяется уставом общества. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовая база для деятельности обществ взаимного страхования. За рубежом общества взаимного страхования являются крупными хозяйствующими субъектами регионального, национального и международного страхового рынка.
Кооперативное страхование — негосударственная организационная форма. Заключается в проведении страховых операций кооперативами. В Российской Федерации кооперативное страхование начало функционировать в 1918 г., когда был организован Всероссийский кооперативный страховой союз. С 1921 г. кооперативным организациям было разрешено проводить страхование собственного имущества от стихийных бедствий с правом самостоятельно устанавливать формы, виды страхования и размеры тарифных ставок. Всероссийский кооперативный страховой союз координировал работу в части страхования объектов сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строительной и других видов кооперативной деятельности. Страховая секция Центросоюза осуществляла кооперативное страхование для системы потребительской кооперации. В 1931 г. кооперативное страхование как организационная форма было ликвидировано, а все операции данного направления сосредоточены в Госстрахе СССР. Возрождение кооперативного страхования связано с принятием в 1988 г. Закона СССР о кооперации, в соответствии с которым кооперативам и их союзам было разрешено создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.
Медицинское страхование — особая организационная форма страховой деятельности. В Российской Федерации выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель его — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств (в том числе в государственной и муниципальной системах здравоохранения) и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.). В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение (поликлиника, амбулатория, больница и др.).
Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет добровольное и обязательное страхование.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, страховых случаях, страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:
- субъекты страхования;
- объекты, подлежащие страхованию;
- перечень страховых случаев;
- минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
- размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
- срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
- срок действия договора страхования;
- порядок определения размера страховой выплаты;
- контроль за осуществлением страхования;
- последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
- иные положения.
Согласно Закону объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
- с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
- с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
- владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
- обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
- осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
В организации страхового дела участвуют:
- страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
- страховые организации;
- общества взаимного страхования;
- страховые агенты;
- страховые брокеры;
- страховые актуарии;
- федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);
- объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом порядке.
Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Лицензирование страховой деятельности
Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Лицензирование во всех странах с рыночной экономикой рассматривается как способ государственного регулирования, позволяющий гарантировать потребителю, что лицензируемая предпринимательская деятельность, осуществляется правомочным юридическим лицом, выполнившим все требования, предъявляемые законодательством к данному виду деятельности.
Специфика лицензирования российских страховщиков заключается в том, что лицензии выдаются на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом, например Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, установлено наличие страхового интереса. Но при этом нормативного определения понятия «вид страхования» не дано.
Правовое регулирование
Лицензия — это документ, дающий определенному лицу право осуществления страховой деятельности. Вопрос лицензирования регламентируется статьями 32-32.10 Федерального закона №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела». В частности, в пункте 1 статьи 32 упомянутого закона указано, что лицензия может быть предоставлена исключительно органом страхового надзора. С 2013 года функции органа страхового надзора исполняет Центробанк. Во 2 пункте 32 статьи указано, что лицензированию подлежат следующие субъекты страхового дела:
- Страховые организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере добровольного страхования жизни и здоровья, добровольного имущественного страхования, перестрахования и отдельных видов обязательного страхования, предусмотренных действующими ФЗ;
- Перестраховочные организации;
- Общества взаимного страхования;
- Страховые брокеры.
Страховым актуариям (физическим лицам, занятым в страховой деятельности) лицензия не выдается, но они должны пройти процедуру аттестации. Лицензирование субъектов страхового дела необходимо для подтверждения факта их соответствия действующим требованиям. Так, в выдаче лицензии может быть отказано, если Банк России посчитает, что у страховщика нет достаточного страхового резерва для осуществления страховой деятельности.
Требования к получателям лицензий
Закон относит к субъектам страховой деятельности только юридическое лицо. Частный предприниматель не может оказывать услуги по страхованию. Поэтому заявления от физических лиц и ИП будут возвращены с отказом.
Выданная лицензия дает возможность оказывать одобренные виды страховых услуг на всей территории РФ. Чтобы обратиться за выдачей лицензии в профильный департамент Центробанка РФ, соискатель должен соблюсти законодательные требования:
- соискатель лицензии должен быть официально зарегистрирован в качестве юридического лица в ИФНС;
- в состав основных видов деятельности должно быть включено страхование;
- если для оформления лицензии обращается российская компания, имеющая долю зарубежных инвесторов более 45%, нужно представить в ЦБ РФ разрешение органа страхового надзора иностранной юрисдикции;
- если отечественная страховая компания является дочерней структурой иностранных инвесторов, также необходимо представить согласие зарубежного органа по страховому надзору;
- должно быть соблюдено требование о минимальном размере уставного капитала, который может отличаться для разных направлений страховой деятельности (например, для страхования гражданской ответственности застройщика по долевому строительству должен быть оплачен уставной капитал не менее 1 млрд. рублей).
Порядок осуществления процедуры
Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:
-
Для страховых и перестраховочных организаций:
- заявление на лицензирование;
- устав организации;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
- данные об акционерах;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
- документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
-
Для обществ взаимного страхования:
- заявление на лицензирование;
- устав общества;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
-
Для страховых брокеров:
- заявление на лицензирование;
- устав организации (если брокер является юридическим лицом);
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).
Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.
Лицензирование страховой деятельности
Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.
Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.
Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.
Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.
Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.
Лицензирование деятельности страховых организаций
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ.
Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:
- наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
- наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
- территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
- подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
- регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
- номер лицензии и дата ее выдачи.
Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФССН следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- учредительные документы;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
- сведения о составе акционеров (участников);
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- положение о формировании страховых резервов;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан предоставить в ФССН указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
- образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
- документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера — индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФССН об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФССН прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФССН выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.
ФССН рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФССН обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:
- несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
- использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
- необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодател ьства;
- наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
- несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминаюсь, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.
За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Следует отметить, что к компетенции ФССН в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.
Предписанием является письменное указание ФССН и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у пего нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:
- осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
- несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
- несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
- нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;
- непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;
- установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;
- несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
- иные нарушения.