Усыновление иностранными гражданами российских детей судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усыновление иностранными гражданами российских детей судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Особый порядок ограничений для международного усыновления установлен в РФ для граждан США. Он определён в ФЗ №272, принятом в 2012 году. Этот закон известен в народе, как Закон Димы Яковлева. У многих людей после принятия этого закона сложилось мнение, что он полностью запрещает американцам усыновлять российских детей.

Верховный суд обобщил практику международного усыновления

Чтобы иностранцы могли усыновить российских детей, им нужна санкция суда. И в 2021 году суды областного звена вынесли решение по 203 делам о международном усыновлении. Это на 20% меньше, чем в 2018 году (тогда было 256 дел). А по сравнению с 2021 годом, когда суды рассмотрели 433 дела, в 2021 году их число уменьшилось уже на 53,1%, отмечает Верховный суд. «Таким образом, продолжает сохраняться устойчивая тенденция к ежегодному снижению количества дел о международном усыновлении», – подчеркивают в высшей инстанции. Это связано с тем, что в 2012 году был принят «Закон Димы Яковлева», ограничивающий усыновление за рубеж.

Чаще всего в 2021 году российских детей усыновляли граждане Италии – почти 65% случаев. Больше всего усыновляют и удочеряют детей из Кемеровской области. Это подтверждается тем, что именно Кемеровский областной суд вынес больше всего решений (37) по этой категории дел. Второе место делят Пермский краевой и Ленинградский областной суды, которые рассмотрели по 16 таких дел.

Кто может представлять интересы усыновителей

Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ. На что уполномочены представительства:

  • Подавать документы федеральному оператору данных для выбора ребенка из базы;
  • Направлять документы в суд;
  • Оказывать консультационную поддержку;
  • Оформлять приглашения и визы;
  • Участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении дел, получать копии судебных решений;
  • Помогать усыновителям в переоформлении документов на детей.

Однако усыновителям придется лично присутствовать на судебных заседаниях, встречаться с ребенком, изучать его документы и подписывать акт, подтверждающий ознакомление с медицинскими документами несовершеннолетнего.

Порядок усыновления детей иностранными гражданами

Чаще всего иностранцы обращаются за помощью к специализированным организациям, имеющим аккредитацию на представление интересов иностранцев на усыновление. Разрешение на ведение ими деятельности выдается Министерством образования и науки РФ. Представители компании направляют запросы в федеральную базу и присутствуют в судебных заседаниях от имени иностранца.

Природа международных отношений проявляется в том, что обратиться самостоятельно в учреждения, занимающиеся воспитанием сирот, иностранец не может. Для него устанавливается запрет на получение сведений о них до момента выдачи исполнительным органом разрешения после проверки соответствия требованиям. После ознакомления с кандидатурой потенциального усыновителя, предоставляется право на проведение встречи с детьми. О результатах сообщается оператору банка данных, иначе может возникнуть проблема с оформлением прав и последует отказ. Иностранец обязан уведомить, готов ли он взять опеку над каким-либо ребенком.

Принимает решение об определении судьбы несовершеннолетнего и проверяет условия его передачи в семью только суд. Главные принципы судебного производства основаны на том, чтобы выяснить, были ли приняты попытки устроить малыша в приемную семью внутри страны. Если все попытки не увенчались успехом, орган опеки и попечительства может поддержать иск заинтересованного лица, ходатайствующего об установлении родительских прав на ребенка и изменения его места постоянного проживания. Судебная система предполагает решение следующих вопросов:

  • Проверяются данные в единой федеральной базе об учете ребенка, как нуждающегося в попечительстве. Для принятия положительного решения состоять на учете он должен не менее 1 года до момента открытия судебного производства. В течение этого периода действует запрет на усыновление для иностранцев, поскольку предпринимаются попытки передачи сироты на воспитание в русскоязычную семью.
  • Установление правомерности включения сведений о несовершеннолетнем в информационную базу. Проверяется полнота данных и факты о том, что органами опеки и попечительства предпринимались попытки устройства жизни сироты в РФ.
  • Если ребенок передавался в приемную семью в России, но был возвращен в приют, суд выясняет, какие сложности возникли у родителей. С этой целью берутся объяснения у представителей опеки и попечительства, исследуются документальные доказательства. Россияне, планировавшие оформить права на ребенка, вызываются в суд для выяснении существенных обстоятельств дела. Выясняется, почему они отказались принять в семью иждивенца.

Природа правового механизма устройства в семью ребенка состоит в том, чтобы исчерпать все возможности внутри РФ для устройства ребенка в семью. О сложности рассмотрения таких дел свидетельствует то, что компетентными органами назначаются по первой инстанции региональные суды: областные, краевые, республиканские, автономных округов. После получения решения об усыновлении, копия акта передается в загс для внесения записи в книгу актов гражданского состояния. В ОВИР оформляется паспорт на несовершеннолетнего. В посольстве страны, куда должен выехать ребенок готовятся документы на эмиграцию. По ходатайству усыновителя опекаемым может лишаться гражданства по рождению либо есть возможность его сохранить. Ответственным за соблюдение требований законодательства о перемене гражданства является Консульский отдел Посольства РФ.

Кандидаты в усыновители

По сути, к потенциальным иностранным усыновителям предъявляются те же требования, установленные ст. 127 СК, что и к россиянам. Так, усыновление российских детей иностранными гражданами допускается независимо от пола и семейного положения, одинокими или состоящими в браке совершеннолетними лицами. При этом следует учитывать, что лица, не состоящие в семейных отношениях, не могут удочерить одного и того же ребенка.

Читайте также:  Как получить квоту на эко по ОМС

Отметим, что, помимо вышеуказанных требований, согласно ст. 124 СК, кандидаты должны обладать способностью обеспечить полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, в число требований входит прохождение обязательной психолого-педагогической подготовки, которую потенциальный усыновитель может пройти или у себя на родине, или в России.

Кому допускается усыновление российских детей?

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан;
  • посторонних граждан РФ.

Понятие и сущность международного усыновления

Усыновление детей гражданами другого государства получило распространение после второй мировой войны. Увеличилось так называемое международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей сирот усыновляли покидавшие эту страну американские военнослужащие. Как следующий этап в развитие усыновления детей и иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х к началу 90-х годов все чаще стали брать за усыновление детей из некоторых европейских, государств, особенно из Румынии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку.

Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России.

По статье 165 Семейного кодекса РФ процедура оформления должна проводиться по двум регламентам, в том числе международному и утвержденному законодательством страны, в которой проживает усыновитель.
Основная нормативная база состоит из нескольких актов:

  • ст. 121 СК РФ устанавливает условия, а также требует соблюдения интересов детей;
  • ст. 137 СК РФ имеет ряд обязательств, которые должны выполнять усыновители, а также возможность судебного процесса;
  • отмена процедуры оговаривается статьей 140 СК РФ.

Важно! Основополагающим актом, который регламентирует правила и порядок процедуры с иностранными гражданами в отношении российских детей, является Постановление Правительства № 275.

Данное постановление получило несколько изменений в конце 2018 года. Ряд пунктов был дополнен. Действующая редакция регламентирует большую часть процессов, которые связаны с правилами и порядком процедуры.

Кто имеет право представлять интересы сирот и иностранцев?

Международное усыновление при участии посредников на территории РФ запрещено. В данную категорию входят люди, занимающиеся поиском сведений о сиротах и распространяющие их третьим лицам. Представлять интересы детей должны сотрудники ООП. Аналогичные функции возьмут на себя уполномоченные органы в родной для иностранца стране.

Защищать интересы усыновителя могут организации, имеющие официальные представительства в РФ и действующие по нормам, установленным Гражданским кодексом. По закону подобные компании обладают следующими правами:

  • Передавать документы иностранцев, оператору, ответственному за сведенья о сиротах, и в отделение суда.
  • Получать базовую информацию об усыновляемом малыше, предоставляемую органами опеки. Распространять сведенья кому-либо, помимо заявителя, подобные организации не вправе.
  • Передавать от уполномоченных органов ответы и официальные заявления.
  • Помогать с въездом в Россию и выездом из нее вместе с усыновленным ребенком.
  • Принимать подданного другого государства (предоставить жилье, необходимые сведенья).
  • Помогать собирать документы, требуемые суду и ООП.
  • Принимать участие в судопроизводстве.
  • Принимать участие в оформлении документов на усыновленного малыша.
  • Представлять интересы подданного другой страны и оказывать ему любую незапрещенную законом помощь.

Информация из базы данных сирот предоставляется иностранцу или лицу, защищающему его интересы. Третьим сторонам данные никто не вправе разглашать.

Усыновление иностранцем детей российских граждан подразумевает личное участие в изучении документов малыша. Если иностранец не понимает русского языка, то суд разрешит воспользоваться услугами переводчика.

Категории иностранцев, которым запрещается брать приемного ребенка в семью

Возможность усыновить российского ребенка имеют не все граждане других государств, запрет на усыновление регламентируется тем же перечнем недопустимых факторов, которые применяются и для граждан России.

Разница состоит лишь в нескольких пунктах, одним из них является действие в стране усыновителя законов, позволяющих однополые браки.

Может быть запрещено усыновление гражданам, в стране которых культура, особенности законодательства или менталитет населения претят духовному, интеллектуальному или личностному развитию ребенка.

Не допускаются к усыновлению граждане, имеющие на своем счету расторжение усыновления, не зависимо с какой стороны принималось решение.

Запрещено усыновление детей гражданами из США, а также других стран, где возможны однополые браки:

  • Италия.
  • Великобритания.
  • Нидерланды.
  • Бельгия.
  • Испания.
  • Канада.
  • Норвегия.
  • Швеция.
  • Дания.
  • Португалия.
  • Исландия.
  • Аргентина.
  • Канада.
  • Мексика и пр.

Процедура не проводится также:

  • с лицами, которые не состоят в официальном браке;
  • с однополыми парами;
  • гражданами имеющими неснятую судимость, негативный опыт опекунства в прошлом (опекунство, отмененное через суд).

Запрет введен также для лиц с:

  • туберкулезом I и II групп;
  • онкологией;
  • расстройствами психики;
  • инфекционными болезнями;
  • алкоголизмом или наркоманией.

Кандидаты в усыновители

По сути, к потенциальным иностранным усыновителям предъявляются те же требования, установленные ст. 127 СК, что и к россиянам. Так, усыновление российских детей иностранными гражданами допускается независимо от пола и семейного положения, одинокими или состоящими в браке совершеннолетними лицами. При этом следует учитывать, что лица, не состоящие в семейных отношениях, не могут удочерить одного и того же ребенка.

Читайте также:  Какие условия получения леса на строительство ижд для многодетных семей в Перми в 2023 году

Отметим, что, помимо вышеуказанных требований, согласно ст. 124 СК, кандидаты должны обладать способностью обеспечить полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, в число требований входит прохождение обязательной психолого-педагогической подготовки, которую потенциальный усыновитель может пройти или у себя на родине, или в России.

Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.

Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.

Однако в ряде случаев при допросе в зале суда приемные родители братьев и сестер усыновляемого отказывались от принятия ребенка в семью.

Пример. Семья иностранных граждан хотела удочерить девочку, брат которой был под опекой у бабушки и дедушки. В процессе выяснилось, что отсутствуют сведения об отказе бабушки и дедушки от приема несовершеннолетнего в семью. Процесс был приостановлен. Родственники были вызваны в суд. Они подтвердили, что не считают девочку кровной внучкой и не желают принимать ее в семью. После чего процесс был продолжен. Суд удовлетворил требования усыновителей.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом.

Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей.

Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл.

18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства.

Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств.

Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями.

Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст.

165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением подп. 7 п.

1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

Читайте также:  Выплаты малоимущим в 2023 в Московской области

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.

Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст.

11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

Правовое регулирование усыновления иностранными гражданами

  1. Консультация в ООП по месту жительства предполагаемого приемного сына (дочери).
  2. Сбор полного пакета документов.
  3. Подача заявления на усыновление, к которому прилагается вся необходимая документация.
  4. Проверка состояния жилищных условий представителем органов опеки и попечительства по месту жительства.
  5. Ознакомление с актом проверки.
  6. Ожидание ответа в течение 2-х недель
  7. Выбор сироты для принятия в семью.
  8. Подача заявления в суд вместе с пакетом документов.
  9. Присутствие на заседании суда.
  10. В случае усыновления, ребенок теряет статус сироты и принимается в семью.
  11. Регистрация усыновленного в Загсе.
  12. Необходимо поставить на учет усыновленного в миграционной службе.

Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.

Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.

Способы проведения легализации

  1. В пределах страны, где выдавались документы, с помощью выполнения перевода, а также обращения для заверения в российское консульство.
  2. В пределах России, с помощью услуг лицензированных переводчиков, а также заверив у нотариуса проведенный перевод документов.
  3. С применением апостиля, который должен поставляться именно государственным органом, когда усыновитель проживает в государстве (Гаагской Конвенции 1961 года). Его выполняют непосредственно на отдельном листе либо обычном документе, который после этого пришивается к самому документу, обязательно должен соответствовать действующим правилам Конвенции. Таким подтверждением может быть штамп, самоклеящиеся стикеры, печать, самоклеящиеся стикеры либо электронный апостиль.

Порядок проведения данной процедуры

Для иностранных граждан существует аналогичный перечень условий, препятствующих усыновлению. Теперь расскажем, из каких этапов состоит усыновление российских детей иностранными гражданами.
А это:

  1. Подача заявления операторам региональных баз данных о детях-сиротах о желании усыновить ребенка.
    Пример документа на картинке ниже:
  2. Прохождение специального обучающего курса для усыновителей и предъявление документа, подтверждающего обучение в службы опеки региона, где проживает усыновляемый.
  3. Прохождение обязательного медосмотра, исключающего заболевания, при которых человеку может быть отказано в усыновлении.
  4. Заполнение анкеты с перечнем вопросов, предусмотренных требованиями законодательства РФ.
  5. Подача оператору заявления о разрешении сбора информации.
  6. Подача заявления о возможности общения с выбранным ребенком.
  7. Установление психологической и духовной связи с ребенком, получение его устного согласия на усыновление (осуществляется под контролем представителя службы опеки).
  8. Подача заявления, обязывающего усыновителя поставить усыновленного ребенка на учет в консульстве РФ.
  9. Подача в суд письменных результатов проведения осмотра жилищно-бытовых условий потенциальных родителей.
  10. Предоставление для суда справки о том, что усыновители не состоят в однополом браке и не пребывают в стадии бракоразводного процесса.
  11. Предоставление копии документа, удостоверяющего личность.
  12. Предъявление документа от контролирующего органа, страны усыновителя о его пригодности к приему ребенка на попечение.
  13. Предоставление обязующего документа из уполномоченного органа об регистрации усыновляемого в российском консульстве, по окончании усыновительных мероприятий.
  14. Предоставление документального подтверждения компетентности и полномочий органа, курирующего усыновительный процесс.
  15. Предоставление разрешения от усыновителя на установление контроля социальных органов над условиями жизни усыновляемого.

Таков в общих чертах порядок проведения процедуры.

Решение об усыновлении или отказе в усыновлении принимается судом, присутствие ребенка на заседании является необязательным, его интересы представляются социальными службами.

Особенностью при усыновлении является возможность проведения усыновителем дополнительного медосмотра ребенка в любом учреждении, осуществляющим медицинскую практику на законных основаниях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *