Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальное унитарное предприятие (муп): что это такое и как создается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любое муниципальное предприятие создается на основе решения Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.
Характерные черты муниципальных унитарных предприятий
Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:
-
образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
-
юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
-
управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;
-
членство не предусмотрено.
Возможности оперативного и полного управления
Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ — также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.
Муниципальное унитарное предприятие — это юридическое лицо коммерческой направленности, владеющее собственностью, но не имеющее права распорядиться ей на свое усмотрение.
Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал. Организация пользуется предоставленным имуществом.
Специфика финансовых ресурсов
Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы. Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество. Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.
Правовые характеристики МУП
В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:
- он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
- базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
- имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
- работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
- распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
- управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.
Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:
- право хозяйственного ведения;
- метод оперативного управления (казенные).
При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.
Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.
Организационная форма
Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:
- «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
- «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
- «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.
Унитарное предприятие — что это такое: перечень наиболее известных
Унитарное предприятие – это организационно-правовая форма создания и управления предприятием, которая установлена законодательными актами Российской Федерации. Цели создания унитарного предприятия связаны с регламентированием его деятельности, осуществлением государственных функций или предоставлением определенных услуг.
В России унитарное предприятие может быть федеральным или муниципальным. Федеральные унитарные предприятия создаются для выполнения государственных задач или предоставления государственных услуг. Они осуществляют различные функции, например, ведут научно-исследовательскую или образовательную деятельность, занимаются производством и снабжением особо важных государственных объектов.
Муниципальные унитарные предприятия создаются на уровне муниципалитетов и оказывают услуги населению в определенной территории. Это могут быть предприятия коммунального хозяйства, транспорта, образования и другие.
В России существует ряд известных унитарных предприятий. К ним относятся, например, Федеральное государственное предприятие «Атомфлот», которое занимается эксплуатацией и подготовкой атомных подводных лодок и ледоколов. Еще одним федеральным унитарным предприятием является Государственное предприятие «Рособоронэкспорт», которое занимается экспортом российского оружия и военной техники.
Унитарное предприятие – это форма государственной собственности, регламентированная законодательством
Унитарное предприятие – это одна из организационно-экономических форм деятельности, которая характеризуется наличием одного учредителя или нескольких учредителей, преимущественно государственных, и нацелена на достижение определенных целей.
Основная цель унитарного предприятия – осуществление определенных видов деятельности, которые могут быть установлены законодательными актами. Такое предприятие обладает определенными правами и обязанностями, установленными законодательным регламентированием.
Принципы создания унитарного предприятия зависят от причин его создания. Это могут быть различные соображения социально-экономического характера, необходимость обеспечения общественных нужд, эффективное функционирование определенной сферы деятельности и т.д.
Федеральные и муниципальные унитарные предприятия являются основными формами унитарной собственности. Они обладают правами и обязанностями, установленными законодательством в части государственной и муниципальной собственности соответственно.
Уставный капитал унитарного предприятия формируется в соответствии с установленными процедурами, которые также регулирует законодательство. Размер уставного капитала зависит от целей и видов деятельности предприятия.
Важно отметить, что унитарное предприятие является эффективной формой организации деятельности в различных областях экономики и общественной сфере. Такая форма предоставляет возможность государству контролировать и поддерживать развитие определенных сфер деятельности.
Основные характеристики унитарных предприятий
Унитарные предприятия — это государственные или муниципальные организации, которые имеют особый правовой статус и существуют для выполнения определенных задач общественного характера.
Сущность унитарных предприятий заключается в том, что они являются юридическими лицами, образующимися на правах хозяйствующих субъектов, но при этом полностью принадлежат государству или муниципалитету.
Особенности унитарных предприятий включают в себя особый порядок организации и управления. В отличие от коммерческих организаций, унитарные предприятия не могут быть созданы на основе договора или учредительного договора, а образуются исключительно на основе устава, утверждаемого соответствующими органами власти.
Кроме того, унитарные предприятия имеют государственный или муниципальный учредитель, которому они подотчетны и на которого возлагается контроль за результатами их деятельности.
Еще одной особенностью унитарных предприятий является то, что они могут осуществлять свою деятельность как на коммерческой основе, так и на основе бюджетного финансирования, в зависимости от того, какие функции им были переданы государством или муниципалитетом.
Особенности правового статуса муниципальных и государственных предприятий
Понятие статуса
Правовой статус отражает сущность и особенности организации или учреждения в правовой системе государства. Государственные и муниципальные предприятия имеют свои особенности и отличаются от коммерческих предприятий.
Сущность государственных и муниципальных предприятий
Муниципальные предприятия осуществляют деятельность на территории муниципального образования, а государственные предприятия действуют на территории государства. Они являются унитарными предприятиями, то есть обладают единоличной собственностью государства или муниципального образования.
Особенности правового статуса муниципальных и государственных предприятий
Одной из особенностей является то, что муниципальные и государственные предприятия являются юридическими лицами, но им не предоставляется право на прибыль. Они в значительной мере зависят от бюджетного финансирования и могут выполнять задачи социального или публичного характера.
Еще одной особенностью является то, что муниципальные предприятия имеют органы управления, избираемые органами местного самоуправления, а государственные предприятия подчиняются центральным органам исполнительной власти.
Также, государственные и муниципальные предприятия могут осуществлять государственные функции, выполнять задачи обеспечения социального благосостояния и обеспечивать население услугами общего экономического обеспечения.
Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями
Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями является сложным и ответственным процессом, требующим особого подхода и знания специфики данного сектора экономики. Особенностью управления такими предприятиями является то, что они являются единственными представителями своего вида на территории страны или муниципалитета.
При управлении государственными и муниципальными унитарными предприятиями учитываются особенности государственно-общественного характера их деятельности. Важным аспектом управления является обеспечение эффективности и эффективности деятельности предприятий с учетом социальной значимости выполняемых функций.
Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями включает в себя планирование, организацию, контроль и регулирование деятельности. Ключевыми задачами управления является обеспечение выполнения предписаний и указаний со стороны государственных органов и управление финансовыми ресурсами предприятий.
Важным аспектом управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями является оценка и обеспечение качества предоставляемых услуг. Для этого в процесс управления включаются инструменты мониторинга и анализа деятельности, а также система обратной связи с потребителями услуг. Также важным аспектом является разработка и реализация стратегии развития предприятий, обеспечение их конкурентоспособности и устойчивого развития.
Основные методы управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями включают назначение квалифицированных руководителей, разработку и внедрение эффективных систем управления, контроля и отчетности, а также использование современных информационных технологий. Важным аспектом является также поддержка и развитие персонала, обеспечение их профессионального роста и повышение квалификации.
Понятие унитарного предприятия
Унитарное предприятие (УП) — это организационно-правовая форма, которую могут принять предприятия, находящиеся в собственности государства или муниципальных образований. В Москве такие предприятия являются одной из форм собственности и активно ведут свою деятельность.
Унитарные предприятия создаются для осуществления определенных услуг или производства товаров, необходимых для обеспечения населения и развития социальной сферы. Они выполняют государственные и муниципальные функции и имеют определенный уставный капитал.
Особенностью унитарных предприятий является то, что они не могут быть приватизированы и переходить в частную собственность. Вместо этого, при наличии необходимости, они могут быть реорганизованы или ликвидированы в порядке, установленном законодательством.
Унитарные предприятия могут быть созданы как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Например, московская больница может быть унитарным предприятием, осуществляющим медицинскую деятельность в городе Москве.
В отличие от акционерных обществ, унитарные предприятия не имеют акционеров. Они функционируют под управлением государственного или муниципального органа, который назначает руководителя предприятия.
Однако, унитарные предприятия имеют свои активы и имущество, которые находятся в собственности государства или муниципальных образований. Это может быть как недвижимое имущество, так и другие активы, необходимые для осуществления деятельности предприятия.
Унитарные предприятия могут быть созданы по решению государственного или муниципального органа. Для их создания необходимо провести регистрацию и утвердить устав предприятия.
В Российской Федерации существуют два варианта унитарных предприятий: федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП). Разница между ними заключается в том, что ФГУПы находятся в федеральной собственности, а МУПы — в муниципальной.
Унитарные предприятия встречаются в различных отраслях экономики и сферах обслуживания. Например, это могут быть предприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры, коммунального хозяйства и других.
Органы управления унитарными предприятиями определяются законодательством и зависят от формы собственности предприятия. Это могут быть государственные органы или органы местного самоуправления.
Таким образом, унитарное предприятие является важным инструментом государственного и муниципального управления. Оно позволяет эффективно организовывать и предоставлять необходимые услуги населению, а также управлять имуществом и активами, находящимися в собственности государства или муниципальных образований.
Унитарные предприятия
Органы управления акционерного общества
1. Общее собрание акционеров.
Общее собрание является высшим органом управления общества. К компетенции общего собрания относится внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий, увеличение и уменьшение уставного капитала и пр.
2. Совет директоров.
Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов.
3. Исполнительный орган общества.
Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого.
Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.
4. Контроль финансовой деятельности может осуществлять аудитор и ревизионная комиссия.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случае добровольной ликвидации общества, совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.
Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие (создано органами местного самоуправления) может быть создано в случаях:
· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
· необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;
· необходимости обеспечения научно-технической деятельности;
· необходимости производства продукции, изъятой из оборота и прочее.
Основная особенность правового положения государственных и муниципальных предприятий – это то, что они являются унитарными. Унитарные предприятия означают, что имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ограниченном вещном праве – праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, подписываемый собственником имущества. Устав помимо сведений в соответствии со ст. 52 ГК, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества.
Учредителем предприятия может выступать РФ (правительство РФ), субъект РФ или муниципальное образование. Создание предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не допускается.
Управление унитарных предприятий является самым простым. Органом унитарного предприятия является единоначальный руководитель, который назначается собственником.
Имущество формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником, доходов предприятия от его деятельности и иных источников. Имущество является неделимым, не может быть распределено по кладам (долям, паям). Предприятие создает за счет чистой прибыли резервный фонд для покрытия убытков и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом.
Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник(РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) не несет ответственности по обязательствам государственных и муниципальных предприятий (кроме случаев банкротства по их вине), созданных на праве хозяйственного ведения и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, созданного на праве оперативного управления.
Право оперативного управлениявведено в российское законодательство Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности, в его труде «Государственная социалистическая собственность». В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г.
Право хозяйственного ведения под наименованием «право полного хозяйственного ведения» было законодательно внедрено, как самостоятельная правовая модель, Законом СССР «О собственности в СССР».
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – это федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие.
Такое унитарное предприятие является владельцем имущества (фактическим обладателем), пользователем (возможность извлечения из имущества прибыли и полезных свойств), распорядителем (продажа, аренда, залог), но только с согласия собственника. Распоряжение с согласия собственника означает, что руководитель унитарного предприятия не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований.
Уставный фонд формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, и должен составлять для государственного предприятия – не менее 5000 размеров МРОТ, для муниципального предприятия – не менее 1000 размеров МРОТ.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления –федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Права казенного предприятия определены ст. 296, 297 ГК.
Казенное предприятие может быть создано в случаях, что и унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, но по решению Правительства РФ.
Казенное предприятие может:
– распоряжаться и отчуждать имущество только с согласия собственника;
– осуществлять деятельность (пользуется имуществом) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником;
– распределять доходы в соответствии с порядком, утвержденным собственником;
– самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается имуществом с согласия собственника, в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника.
Устав казенного предприятия является типовым и утверждается Правительством РФ. Фирменное название должно содержать слово » казенное».
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная ликвидация) по основаниям, обозначенным в Гражданском кодексе и законодательстве. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Российская ФедерацияПравить
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
- федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
- муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несёт ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определённых собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК России):
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК России — утратила силу).
Органы управления МУП
МУП (муниципальное унитарное предприятие) является одной из форм муниципальной собственности и регулируется законодательством Российской Федерации. МУП имеет свою организационную структуру и органы управления, которые осуществляют руководство и контроль за деятельностью предприятия. Эти органы управления определяются учредительными документами МУП и включают в себя следующие органы:
-
Учредитель — это орган местного самоуправления (городской совет, районный совет и т.д.), который осуществляет формирование и утверждение учредительных документов МУП (устав, положение), а также действует как высший орган управления предприятием. Учредитель устанавливает цели и задачи МУП, утверждает правила и порядок его деятельности, назначает руководителя и принимает решения по ключевым вопросам деятельности МУП.
-
Руководитель МУП — это лицо, назначенное учредителем и занимающее должность генерального директора, директора или иного аналогичного руководителя предприятия. Руководитель осуществляет общее руководство деятельностью МУП, представляет его интересы во внешних органах и организациях, принимает решения по текущим вопросам, отвечает за выполнение поставленных задач и достижение поставленных целей.
-
Наблюдательный совет — это орган, который наблюдает за деятельностью МУП и контролирует действия руководства предприятия. В состав наблюдательного совета входят представители учредителя, независимые эксперты и другие лица, определенные учредительными документами. Наблюдательный совет осуществляет контроль за выполнением поставленных задач, принимает ключевые решения по деятельности МУП, обсуждает и утверждает финансовые планы и отчеты предприятия.
-
Правление — это орган, выполняющий оперативное управление МУП и занимающийся управленческими вопросами. Правление включает в себя руководителей различных структурных подразделений предприятия и действует на основе положений и инструкций, утвержденных учредителем. Правление осуществляет контроль за текущей деятельностью МУП, разрабатывает планы работы, принимает решения по оперативным вопросам и взаимодействует с другими органами управления.
Таким образом, органы управления МУП играют ключевую роль в организации и регулировании его деятельности. Они осуществляют руководство, контроль и принятие важных решений, способствующих эффективной работе предприятия.