Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на воду для юридических лиц в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Что входит в состав единого налогового платежа и как его внести.
Пополнять налоговый счет плательщик будет одним платежом, без указания конкретного налога. То есть единым налоговым платежом. Кроме средств, переведенных компанией на единый счет, ЕНП будут признаваться и иные суммы:
- взысканные с налогоплательщика;
- поступившие в связи с принятием решения о возмещении (предоставлении вычета);
- поступившие в результате зачета от иного лица;
- отозванные по заявлению или из-за отсутствия на ЕНС средств текущие платежи, которые ранее были зачтены в счет исполнения обязанности;
- проценты, начисленные за излишне взысканные суммы и в других предусмотренных случаях;
- возвращенные излишне уплаченные суммы НДФЛ с доходов патентных иностранцев, НПД, ряда сборов.
Особенности уплаты авансов через ЕНС: уведомление
Как было сказано, есть налоги с авансовой системой расчетов. Для распределения единого налогового платежа предусмотрена подача налогоплательщиком Уведомления об их исчисленных суммах.
Данное уведомление содержит всего 5 реквизитов – ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и срок уплаты. Это в 2,5 раза меньше реквизитов, чем в платежке, которой в 2022 году перечисляют авансы по налогам.
Форму и электронный формат уведомления об исчисленных суммах налогов утвердит приказ ФНС России.
Представить уведомление можно:
- по ТКС;
- через ЛК;
- учетную систему налогоплательщика (ERP-система);
- на бумажном носителе.
В ЕНС уплата предусмотрена только на единый налоговый платёж – ЕНП. Поэтому переплаты на налогах не будет. Для распределения ЕНП в налоги с авансовой системой расчетов (УСН и др.) предусмотрена подача плательщиком указанного уведомления. Поэтому исключены случаи самовольного зачета ФНС «якобы переплаты» в счет недоимок по пеням, образуя недоимку уже по налогу УСН.
Как известно, недоимка возникает со следующего дня после срока уплаты. Следовательно, подача уведомления об исчисленных суммах налогов до срока уплаты, но ранее чем срок уплаты, не может привести к возникновению недоимки.
ИП и организации смогут продолжить уменьшать УСН страховыми взносами. Уплаченная сумма взносов будет определена в соответствии с установленными правилами распределения ЕНП. И ЕНП будет распределен во взносы на основании уведомления об исчисленных суммах налогов.
Плательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.
Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.
Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:
- забор воды из водных объектов;
- использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
- использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
- использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
Не подлежат налогообложению 15 объектов:
- забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
- забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
- забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
- забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
- использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
- забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
- использование для охоты и рыболовства;
- использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
- использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
- использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
- заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
- пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:
- при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
- при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
- при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.
Влияние изменений в налоговом законодательстве на различные секторы экономики
Введение новых коэффициентов и изменений в налоговом законодательстве, связанных с налогом на воду в 2024 году, непосредственно сказывается на различные секторы экономики. Эти изменения могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на отдельные отрасли.
Например, сельское хозяйство – одна из отраслей, чья деятельность напрямую зависит от наличия и доступности водных ресурсов. Введение новых коэффициентов, повышение налоговых ставок на использование воды может привести к увеличению затрат на водоснабжение для сельскохозяйственных предприятий. Это может негативно отразиться на прибыльности и конкурентоспособности ряда сельскохозяйственных предприятий, особенно на малых фермах.
С другой стороны, изменения в налоговом законодательстве могут поспособствовать развитию и модернизации экологически чистых и энергоэффективных технологий. Например, промышленность, которая активно использует воду в своем производственном процессе, может столкнуться с увеличением затрат на использование водных ресурсов. Однако, это может стимулировать промышленные предприятия пересмотреть свои технологии и внедрить более современные и экономически эффективные методы использования воды.
Также, изменения в налоговом законодательстве могут повлиять на сферу общественного питания. Рестораны, кафе и другие предприятия, которые используют большое количество воды для приготовления пищи и поддержания чистоты и гигиены, могут столкнуться с ростом затрат на использование воды. Это может привести к повышению стоимости блюд и услуг, предлагаемых данными предприятиями, что может отразиться на спросе со стороны потребителей.
Какие штрафы предусмотрены за неуплату налога на скважину?
Штрафы за неуплату налога на скважину включают:
- Штрафные санкции. Если владелец скважины не уплачивает налог или не предоставляет необходимую отчетность в установленные сроки, ему грозит уплата штрафной санкции. Размер штрафа может быть значительным и будет зависеть от законодательства и нормативных актов в регионе;
- Пени. В случае неуплаты или задержки с уплатой налогов, владелец скважины может быть обязан уплатить пеню за каждый день просрочки. Размер пени будет рассчитываться в соответствии с установленным законодательством;
- Конфискация имущества. В некоторых случаях, если владелец скважины не выполняет свои налоговые обязательства, государство может предпринять меры по конфискации его имущества. Это может включать в себя саму скважину, автомобили или другую собственность, которая может быть использована для погашения задолженности;
- Уголовная ответственность. В случае систематического уклонения от уплаты налога на скважину или предоставления заведомо ложной информации, владелец может быть привлечен к уголовной ответственности. Это может привести к серьезным юридическим проблемам и наказаниям, включая арест и лишение свободы.
В связи с вышеперечисленными последствиями, рекомендуется всем владельцам скважин в частных домах внимательно следить за своими налоговыми обязательствами и своевременно уплачивать налог на скважину. Лучше предотвратить проблемы, чем последствия неуплаты налогов могут быть непредсказуемыми и крайне неблагоприятными.
Представление отчетности по ВН: форма не изменилась
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2023 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2023 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2023 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Последствия неуплаты водного налога
Неуплата водного налога может повлечь за собой серьезные последствия для налогоплательщика. Во-первых, неуплата налога может повлечь за собой начисление пеней и штрафов. Сумма пени обычно рассчитывается в процентах от неуплаченной суммы налога и начисляется за каждый день просрочки.
Кроме того, в случае неуплаты водного налога могут возникнуть проблемы с получением различных государственных услуг. Например, наличие задолженности по водному налогу может быть препятствием для получения разрешения на строительство или регистрации права собственности на недвижимость.
Долги по водному налогу также могут быть переданы на взыскание сторонней организации, которая будет принимать меры по взысканию задолженности. В результате может быть начат судебный процесс, который может привести к дополнительным расходам на адвоката и другим затратам на решение спора.
В целом, неуплата водного налога имеет негативные последствия как для финансового состояния налогоплательщика, так и для его возможностей получить различные государственные услуги. Поэтому необходимо своевременно и правильно уплачивать водный налог, чтобы избежать этих проблем.
Важные даты для сдачи водного налога для физических лиц в 2024 году
1 января 2024 года — начало налогового периода. С этой даты начинается подача декларации на водный налог для физических лиц.
1 марта 2024 года — дата, до которой необходимо подать декларацию на водный налог. Вся необходимая информация должна быть заполнена и представлена в налоговую службу до указанной даты.
1 апреля 2024 года — последний срок для уплаты водного налога. Все физические лица должны внести соответствующую сумму налога в налоговый орган до этой даты.
15 апреля 2024 года — последний срок для подачи корректировочной декларации. Если в процессе проверки и анализа данных выявлены ошибки или неточности, необходимо внести исправления и представить корректировочную декларацию до указанной даты.
Учтите, что любые задержки или несоблюдение сроков сдачи и уплаты водного налога могут привести к штрафным санкциям. Будьте внимательны и следуйте установленным срокам, чтобы избежать лишних неприятностей.