Федеральное законодательство регулирующее торговую деятельность в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральное законодательство регулирующее торговую деятельность в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Действие Федерального закона “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” распространяется на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между хозяйствующими субъектами при осуществлении торговой деятельности за исключением отношений, связанных с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, деятельности по проведению организованных торгов, по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения.

Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов

1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них

1. Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Читайте также:  Где можно оплатить госпошлину за регистрацию права собственности

3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

4. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам — главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

5. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

6. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”

В Законе даны определения таких основных терминов, как торговый объект, торговая сеть и т. д.

Алгоритм определения срока оплаты продовольственных товаров в зависимости от срока годности

----------------------------¬ -------------------------------------------¬
¦Срок годности менее 10 дней¦ ¦ оплата в срок не позднее, чем 10 рабочих ¦
¦ +->¦ дней со дня приемки таких товаров ¦
¦ ¦ ¦ субъектом торговой деятельности ¦
L---------------------------- L-------------------------------------------
----------------------------¬ -------------------------------------------¬
¦ Срок годности от 10 ¦ ¦ оплата в срок не позднее, чем ¦
¦ до 30 дней включительно +->¦ 30 календарных дней со дня приемки таких ¦
¦ ¦ ¦ товаров субъектом торговой деятельности ¦
L---------------------------- L-------------------------------------------
----------------------------¬ -------------------------------------------¬
¦ Срок годности свыше ¦ ¦ оплата в течение 45 календарных дней ¦
¦ 30 дней, а также ¦ ¦ со дня приемки товаров субъектом ¦
¦ алкогольная продукция, +->¦ торговой деятельности ¦
¦произведенная на территории¦ ¦ ¦
¦ РФ ¦ ¦ ¦
L---------------------------- L-------------------------------------------

Рис. 4

Данная оплата осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам товаров, т.е. при условии надлежащей поставки.

В случае, когда поставщик продовольственных товаров не передает необходимые документы субъекту торговой деятельности, то сроки оплаты продовольственных товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком указанных документов по запросу субъекта торговой деятельности.

Пример 1. ООО «Молочник» приобрело 15 февраля 2010 г. у ОАО «ВАМИН» 2000 штук творога классического в фольге, а также 1000 штук масла «Крестьянское». Срок годности творога классического — трое суток, масла — 20 суток. Приемка осуществлена в тот же день. ОАО «ВАМИН» передало документы на поставленную продукцию 15 февраля 2010 г.

Следовательно, согласно положениям нового Закона о торговле максимальный срок оплаты данной продукции для ООО «Молочник»:

  • для творога классического — не позднее 10 рабочих дней, то есть 27 февраля 2010 г.;
  • для масла «Крестьянское» — не позднее 30 календарных дней, то есть 17 марта 2010 г.

Меры, направленные на развитие торговой деятельности согласно Закону N 381-ФЗ

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Меры развития торговой деятельности согласно новому Закону о торговле ¦
L-T------------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Органы местного самоуправления предусматривают строительство, ¦
¦ ¦размещение торговых объектов в документах территориального ¦
+---+планирования, правилах землепользования и застройки, а также ¦
¦ ¦разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых¦
¦ ¦объектов ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления¦
+---+могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные ¦
¦ ¦программы развития торговли ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности ¦
¦ ¦населения площадью торговых объектов, введение которых не является ¦
L---+основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных ¦
¦торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты ¦
¦либо завершены до их утверждения ¦
L--------------------------------------------------------------------

Рис. 5

Читайте также:  Размер максимальной пенсии в ДНР в 2020г

Рассматриваемый Закон вступил в силу 1 февраля 2010 г. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до указанного момента, должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу рассматриваемого Закона.

К серьезным недоработкам Закона относится норма о том, что размещение нестационарных объектов торговли передано полностью на уровень муниципалитетов, а переходный период для объектов, уже занимающих определенные места, не предусмотрен.

Также необходимо дальнейшее совершенствование положений Закона, касающихся организации и проведения ярмарок. Органы местного самоуправления, за редким исключением, крайне неохотно занимаются проведением ярмарок, несмотря на то, что ярмарка — это, с одной стороны, поддержка собственного производителя, с другой — социальная поддержка населения, получающего возможность приобрести продукцию области или муниципалитета без посредников.

Кроме того, Закон регулирует срок оплаты только продовольственных товаров, а непродовольственные товары остались вне зоны регулирования. Также Закон не предусматривает никаких льгот или преференций для развития малого и среднего предпринимательства в торговой сфере.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

2. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

Правила торговли непродовольственными товарами

Порядок реализации изделий непродовольственного назначения в 18 г. не претерпел изменений. К основным требованиям, как и в предыдущие годы, относится:

  • публичное предоставление информации о названии магазина и адреса расположения;
  • наличие указателей на вход в торговую точку;
  • установка внешней вывески;
  • наличие бейджиков у продавцов-консультантов с указанием фамилии и имени, должности, организации;
  • корректные ценники на товарах;
  • ассортиментный прайс;
  • сертификаты качества, прилагаемые к особенным изделиям;
  • наличие на информационной доске режима работы магазина;
  • соблюдение санитарных, пожарных и экологических норм;
  • реализация товаров в соответствии с законами о защите прав клиента.

Причины введения запретов

В первую очередь, это поддержка отечественного сельхозпроизводителя, поэтому поправки к законопроекту подготовлены Минсельхозом России.

Так, часть 4 ст. 5 Закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определяет основные направления аграрной политики государства. Законопроект предлагает одно из основных направлений – «защита экономических интересов российских сельхозтоваропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках» – изложить в новой редакции. А именно – дополнить содействием расширению доступа российских сельхозтоваропроизводителей на рынки сбыта с/х продукции.

Читайте также:  Пожарная профилактика в многоквартирных жилых домах

Во-вторых, в последние годы усилилась тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определённого срока. А такая практика причиняет серьёзный ущерб отечественным производителям.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение, прочно не связанное с земельным участком, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, от используемых конструкций и размеров;

оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для последующей перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

розничная торговля — вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, предназначенных для их последующей продажи потребителям;

специализированная торговля — торговая деятельность, при которой в ассортименте всех предлагаемых в общей доле продаж товаров восемьдесят и более процентов товаров от их общего количества составляют товары одного класса, определяемого в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;

стационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой здание (часть здания), строение (часть строения), прочно связанное фундаментом с земельным участком и присоединенное к инженерным коммуникациям;

торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, предназначенных для последующей продажи потребителям;

торговая сеть — совокупность двух и более принадлежащих одному или нескольким хозяйствующим субъектам торговых объектов, находящихся под общим управлением, на площади которых под одним коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации осуществляется торговая деятельность;

торговый объект — здание, строение, сооружение, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов при продаже товаров;

универсальная торговля — торговая деятельность, при которой в ассортименте всех предлагаемых в общей доле продаж товаров менее восьмидесяти процентов товаров от их общего количества составляют товары одного класса, определяемого в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности

1. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с отношениями, возникающими в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности на территории Российской Федерации, только в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 10. Уведомительный порядок начала осуществления торговой деятельности

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществление торговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы) уведомление о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в сфере оптовой и розничной торговли, за исключением торговли товарами, свободный оборот которых ограничен, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
(его территориальные органы), в который представлено уведомление о начале торговой деятельности, в течение трех рабочих дней со дня регистрации уведомления направляет сведения о поступившем уведомлении соответственно в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления в сфере торговли по месту фактического осуществления торговой деятельности, указанному в уведомлении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *