Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение режима государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательное определение ряда правонарушений, совершаемых военнослужащими, обусловлено особенностями порядка прохождения ими военной службы.
По всей видимости, данное положение должно отражаться и на конструкции составов преступлений, посягающих на сохранность государственной и военной тайны совершаемых военнослужащими во время прохождения ими военной службы. Такие преступления должны признаваться воинскими преступлениями, и соответственно должны быть законодательно закреплены.
коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;
39.Нормативное закрепление правового режима коммерческой тайны. Правовой режим института коммерческой тайны рассматривается в качестве метода правового регулирования, подчеркивающего наиболее характерные особенности и черты специального метода информационного права. Уникальность правового режима коммерческой тайны как метода правового регулирования проявляется в том, что в его состав входят организационные, правовые и технико-технологические средства обеспечения защиты прав и интересов обладателя коммерческой тайны. Особое значение названного метода проявляется в ходе правового регулирования конфиденциальных (доверительных) общественных отношений, возникающих между операторами ЭВМ в информационных системах предпринимательской деятельности. Правовой режим коммерческой тайны как официально установленный порядок регулирования общественных отношений в области формирования и использования конфиденциальной информации об уникальных способах предпринимательской деятельности. Правовой режим включает в себя совокупность организационных и правовых средств, используемых для закрепления правового состояния конфиденциальности коммерчески важной информации предпринимателя. Федеральный закон «О коммерческой тайне» определяет правовой режим коммерческой тайны как комплекс правовых, организационных, технических и иных принимаемых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране ее конфиденциальности. Правовой режим коммерческой тайны является специфичным методом правового регулирования общественных отношений в области формирования и использования коммерческой тайны, который позволяет выделить самостоятельность правового института коммерческой тайны.
40.Методическое обеспечение определения сведений, составляющей коммерческую тайну.
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок
Данные, составляющие государственную тайну, чаще всего записываются на следующих видах носителей:
- жестких дисках;
- печатных документах;
- специальных устройствах хранения информации.
Чтобы уведомить получателя о том, что данные на носителе не подлежат разглашению, используется специальный гриф секретности. На печатных документах он выглядит следующим образом:
- в правом верхнем углу присутствует пометка (например, «совершенно секретно»);
- сразу под ней указывается количество экземпляров документа.
На данный момент в РФ существует три грифа секретности:
- «секретно»;
- «совершенно секретно»;
- «особой важности».
Разница между этими грифами заключается в степени ущерба, который может нанести разглашение засекреченной информации. Так, распространение сведений особой важности способно нанести ущерб интересам РФ в целом. При разглашении секретной информации вред наносится отдельно взятому предприятию, организации или учреждению. Если же третьи лица получат доступ к совершенно секретным данным, то пострадает ведомство, министерство или отрасли экономики РФ в одной или несколько областей.
Присвоение документу определенного грифа секретности происходит по решению руководителя конкретного государственного органа. Для этого может создаваться комиссия, составляющая список данных, подлежащих засекречиванию. Подобные перечни имеются у каждого ведомства, работающего с гостайной.
Например, Федеральная служба геодезии и картографии работает только с секретными сведениями. Данных особой важности и совершенно секретной информации здесь нет. Поэтому на всех документах с ограниченным доступом проставляется гриф «секретно».
Проверочные мероприятия
Как правило, получатель допуска не знает о перечне и подробностях таких мероприятий. Проверки проводятся тайно и также не подлежат разглашению. Человека проверяют лишь в том случае, если его планируют посвятить в совершенно секретную информацию или предоставить ему сведения особой важности. С секретными данными все проще – они не предполагают никаких проверочных процедур.
В зависимости от обстоятельств, проводить проверки могут следующие организации:
- Силовое ведомство. Если гражданин устраивается на работу в МВД, то эта организация проводит его проверку самостоятельно. То же самое касается ФСИН и прочих силовых структур.
- ФСБ. Проводит проверочные мероприятия в том случае, если человек трудоустраивается в гражданскую организацию.
Тщательность проверки зависит от обстоятельств. Например, если человеку оформляют допуск к секретным сведениям, то проводить проверочные мероприятия необязательно. Однако они осуществляются в том случае, если какая-то информация из анкеты соискателя вызвала у сотрудников подозрения. Если руководитель решает провести проверку, он должен оформить соответствующий документ.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
Ответственность за нарушение гостайны
Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.
Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.
Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.
Уголовная ответственность за государственную тайну
ст. 275 УК РФ — госизмена.
Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.
Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.
- Прекращение допуска к государственной тайне: порядок, основания
- Разглашение государственной тайны: ответственность, срок
- Разглашение государственной тайны: судебная практика
- Государственная тайна: закон о государственной тайне в редакции 2021 года, доступ к сведениям, режим государственной тайны, способы сохраннеия государственной тайны
- Допуск граждан к государственной тайне: порядок
- Допуск к государственной тайне: формы, условия допуска, порядок оформления, как получить доступ
- Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют: методика проверки
ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.
Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.
ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.
Ответственность за нарушение режима государственной тайны
Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).
Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:
- Ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
- Ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
- Ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
- Ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.
При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.
Ответственность сотрудника органов внутренних дел за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну?
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Согласно части первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон «О государственной тайне») должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
В соответствии со статьей 23 Закона «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
При рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, прекращением допуска к государственной тайне и привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение режима секретности, подразделения МВД России руководствуются:
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004г. №3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
приказом МВД России от 20 августа 2010г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»;
приказом МВД России от 11 марта 2012г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации»;
приказом МВД России от 12 сентября 2013г. № 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации».
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Особая информация охраняемая законом тайна
«Кадровый вопрос», 2013, N 1
ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна
Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации. В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашения работником указанных тайн.
Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.
Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.
Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Заключение трудового договора о работе в данной области возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен в ст. 21 Закона N 5485-1 и подзаконными нормативными правовыми актами.
Уголовная ответственность за нарушение режима секретности
Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.
Статья 275. Государственная измена.
Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).
Статья 276. Шпионаж.
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности
Уголовная ответственность за нарушение режима секретности
Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.
Статья 275. Государственная измена.
Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).
Статья 276. Шпионаж.
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды
Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.
Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности
Уголовная ответственность за нарушение режима секретности
Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.
Статья 275. Государственная измена.
Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).
Статья 276. Шпионаж.
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды
Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.
Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности
Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:сроки проведения;
Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении.
Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
- первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.
В допуске может быть отказано по следующим причинам:
- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
- члены Совета Федерации РФ,
- депутаты Государственной Думы РФ,
- судьи на период исполнения ими своих полномочий,
- адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.