Психолог социальной службы. Содержание и организация труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Психолог социальной службы. Содержание и организация труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.

Профессиональные знания

  1. Закономерности деятельности и поведения людей, включенных в различные социальные группы.
  2. Закономерности развития социальных групп.
  3. Закономерности развития конфликтов и способы их решения.
  4. Особенности поведения личности, включенной в группу.
  5. Понимание и восприятие людьми друг друга, особенности межличностных взаимоотношений в социуме.
  6. Социальные стереотипы и установки, закономерности их появления, их устойчивость, структура, изменчивость, алгоритм передачи и усвоения.
  7. Феномены и явления психики, имеющие отношение к малым, средним и большим социальным группам.
  8. Взаимоотношение личности и группы, лидерство, межгрупповые взаимоотношения.
  9. Закономерности формирования психологического климата в коллективе, эффективность тех или иных стилей руководства, способы повышения производительности групповой деятельности.
  10. Психодиагностика, способы организации и проведения психологических исследований.
  11. Психотерапия, способы эффективного психологического сопровождения.

Направление используют

Организаторы

Агентство Социальной Безопасности (Москва), Академия Романовой Елены (Москва), Академия социального искусства (Москва), Анастасия Светлая (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт консультирования и системных решений (Москва), Институт эффективного тренинга (Москва), Компания True Synergy (Москва), Корпорация «Процветание» (Москва), Мастерская Талантов (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), ООО «Эдельвейс» (Москва), Образовательный проект «Форма Жизни» (Москва), Образовательный центр «Сэлф-Интеграция» (Москва), Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor (Москва), Онлайн-проект Волковой Татьяны и Мишина Андрея (Москва), Проект Life and Psychology (Москва), Тренинговый центр «Дальше — вместе!» (Москва), Центр Развития «Уальгомас» (Москва), Центр психологического развития «Стратегия» (Москва).

Ещё организаторы 164

Тренеры

Родственные специальности

В настоящее время психология является необходимой и популярной профессией. Таких специалистов все уважают, они требуются фактически на каждом предприятии. Поэтому многие молодые люди хотят узнать, как стать психологом. А нужно лишь поступить в высшее учебное заведение на эту специальность. Но все не так просто, как может показаться, ведь учеба достаточно сложна, и следует подробно исследовать каждую тему. Придется не только хорошо сдавать экзамены и получать пятерки, но и постоянно заниматься самообразованием.

Как правило, поступая на соответствующий факультет, новоиспеченный студент знает о специальности не так много: это кадры из фильмов, где у психологов имеется собственная уютная комнатка и секретарша, удобный кожаный диванчик, хорошая одежда и клиенты с непростыми проблемами, которые знаток человеческих душ постепенно решает.

На этом заблуждения не заканчиваются. Например, некоторые молодые люди, мечтая получить образование психотерапевта, поступают на психологические факультеты. Но это совершенно неправильно. Необходимо осознавать, что имеются значительные различия между специальностями психолога, психиатра и психотерапевта. Две последние профессии — это доктора, поэтому подготовка студентов осуществляется в медицинских вузах.

Специальности направления и методы деятельности

Чтобы понять, какие бывают специальности в психологии, всех специалистов надо разделить на две большие группы. В первую входят теоретики. Это преподаватели профильных дисциплин, исследователи и работники лабораторий. Вторая группа – практики – включает профессионалов, непосредственно работающих с проблемами людей в клиниках, общественных организациях, в компаниях и на предприятиях.

То, в чем заключается работа психолога, зависит от его методов:

  • тестирование с целью психологической диагностики направлено на изучение специфики эмоционального фона и интеллектуального уровня человека;
  • консультирование подразумевает прямое общение с пациентом, в ходе которого специалист выявляет проблемы человека и ищет пути их решения;
  • психологические тренинги включают обучение людей способам самостоятельной регуляции их эмоционального фона, что необходимо для личностного роста и борьбы с комплексами.

Сегодня всем желающим доступна профориентация, которой, кстати, занимаются психологи. В ходе решения простых задач и выполнения тестов профильный специалист устанавливает предпочтительные сферы работы для конкретного человека. Это помогает установить, куда пойти учиться и с какими целями, лучше понять описание профессии и ее нюансы.

Вот какие бывают специальности по направлению психология:

  • психолог – изучает поведение человека в различных ситуациях;
  • клинический психолог – врач, способный работать и со здоровыми людьми, и личностями с рядом отклонений;
  • конфликтолог – специалист, который регулирует межличностные отношения;
  • психолог-консультант – получивший такое образование может предоставлять по запросу информацию, которая помогает решать проблемы личного характера;
  • дошкольный психолог и педагог – работает с маленькими детьми с отклонениями и без них.

Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.

Где востребована профессия

Если человек освоил учебную программу социального психолога, то перед ним открываются широкие возможности на рынке труда. В первую очередь его услуги требуются в организациях, помогающих людям в сложных жизненных ситуациях. Это могут быть кризисные и реабилитационные центры, психологические службы поддержки, хосписы. Он помогает людям, оставшимся без средств к существованию, сбежавшим из дома детям, женщинам, ищущим защиты от домашнего насилия и т. д.

Также социальные психологи могут работать в сфере маркетинга. Их теоретическая подготовка помогает анализировать потребности целевой аудитории и подбирать способы влияния на потребителя. Далее, психологи востребованы в структурах, занимающихся научно-исследовательской работой, сотрудничают с наркологами, психиатрами и другими специалистами.

Для улучшения психологического здоровья в коллективе их могут пригласить работать на предприятие с большим штатом. Особенно это актуально в крупных городах. Специалист помогает повысить мотивацию работников, сплотить их. Часто социальные психологи трудятся в сфере занятости населения, работают менеджерами по подбору персонала.

Наконец, специалисты проводят групповые и индивидуальные тренинги, оказывают услуги частного консультирования, помогают клиентам выявить причины их проблем в плане взаимодействия с обществом и устранить их.

Как поступить на социального психолога

Обучение по профессии «социальный психолог» можно пройти в университете, а именно в тех вузах, где есть такая специальность. Диплом о высшем образовании необходим: без него нельзя работать в этой сфере.

Но даже если в вузе нет нужной специальности, можно стать соцпсихологом другим способом. Для этого достаточно отучиться в университете по любому направлению, связанному с психологией, а затем пройти курсы профессиональной переподготовки. К примеру, в ИМЭС вы можете поступить на направление Психология и выбрать один из профилей: «Психологическое консультирование» или «Конфликтология».

Институт предлагает разные формы обучения: очная, очно-заочная и дистанционная. Поступают в ИМЭС на базе результатов ЕГЭ или внутренних испытаний (при наличии среднего профессионального или высшего образования).

Чем занимается социальный психолог?

Социальный психолог может работать в двух направлениях:

1.Теоретическом, т.е. занимаясь разработкой и актуализацией теоретической базы социальной психологии.

2.Практическом, помогая создавать и поддерживать здоровую атмосферу в различных группах людей.

Независимо от того, какое направление выберет специалист для своей работы, в его обязанности будет входить:

  • постоянное наблюдение за психологической безопасностью в коллективе;
  • организация психологического сопровождения и помощи социально уязвимым слоям населения и отдельным личностям;
  • поведение мероприятий, направленных на сплочение коллективаразработка и реализация программ психокоррекционной и профилактической работы, а также психологического просвещения людей;
  • оценка и помощью с восстановлением утраченных из-за болезней и травм социальных навыков;
  • проведение исследований, разработка теоретических концепций, работа над соответствующей документацией.

Какое место занимает психология социальной работы в системе социального знания

К традиционным областям подобного типа относятся образование, медицина, политика, экономика. Однако они являются далеко не полным перечнем сфер, в которых необходимы знания психологии — на самом деле они нужны всем людям, чтобы лучше понимать не только окружающих, но и себя, а также иметь возможность налаживать нормальные взаимоотношения с окружающими. С недавнего времени такого рода знания являются востребованными в области социальной защиты населения.

Замечание 1

Социальная сфера только в относительно недавнем времени стала привлекать практических психологов и специалистов по социальной работе, которые выполняют психосоциальную работу.

Как только в нашей стране сформировалась область социальной работы, стали поступать практические запросы, связанные с решением целого ряда социальных проблем. Чаще всего это оказание помощи семье и детям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, пожилым людям, инвалидам, несовершеннолетним и прочим уязвимым группам населения. Большая часть подходов в такой социальной работе основываются на различных психологических воззрениях.

Современная психология старается давать оценку собственным возможностям и перспективам развития в области социальной работы, которая требует применения практических знаний, вмешательства в кризисные и тяжелые жизненные ситуации, пытается найти ответы на вопросы, что «может» и что «должна» предпринять психология, чтобы острые задачи, связанные с помощью различным группам населения были успешно разрешены. Для этого необходимо изыскивать новые подходы, которые разрабатываются как в отечественной, так и в зарубежно й психологии.

Должностная инструкция психолога: о чем говорится в документе

Как таковой, инструкции, подробно описывающей обязанности психолога в интернате или пансионате, почему-то не существует: есть только общий документ, где содержатся основные положения о квалификации сотрудников психологических служб и их категориях, выполняемых задачах и сфере ответственности.

Очевидно, в социальных учреждениях инструкцию составляют для конкретного специалиста с учетом особенностей работы на месте. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Итак, вот приблизительный портрет специалиста, призванного следить за душевным состоянием постояльцев дома престарелых:

  • Образование – высшее по специальности «социальная психология», «психология»
  • Категории – «специалист», II – для проработавших три года, I – для тех, кто проработал во второй категории не менее трех лет
  • Обязанности: проведение социально-психологической экспертизы контингента, составление планов индивидуальных и групповых тренингов, собственно занятия с пожилыми людьми и даже участие в экспериментах по определению влияния условий проживания в ДП на психику подопечных

Ответственность психолог несет только за допущенные им нарушения дисциплины, правонарушения на рабочем месте и за причинение материального ущерба заведению.

А зачем он тогда нужен – возникает вполне резонный вопрос, ведь даже список профессиональных обязанностей психолога выглядит как-то размыто, общо, формально!

Деятельность психолога в системе социальной защиты населения.

В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены оказываемые органами социальной защиты основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги. Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия [1] [2] . Психологическая помощь получателям услуг оказывается в учреждениях (подразделениях) социальной защиты населения, в которых штатное расписание предусматривает должность психолога или педагога-нсихолога (рис. 9.6).

Социальный психолог — это специалист, который исследует отношения людей в социуме ( на работе, в семье, среди друзей и всего окружения). Социальный психолог проводит диагностику с целью оценки поведения человека в обществе, изучения его особенностей при общении с окружающими людьми. При необходимости он помогает сформировать и восстановить утраченные социальные навыки по причине болезни для нормального функционирования в обществе.

Человек после перенесенного психического заболевания может быть социально дезадаптирован, иметь нарушения в социальных отношениях и в восприятии окружающих. Например, больной шизофренией не может корректно интерпретировать эмоции людей и адекватно выражать свои. У него возникают сложности при решении социальных задач и оценке собственного эмоционального состояния. Поэтому психически больному необходимо обратиться к социальному психологу за квалифицированной помощью.

Необходимо отметить, что общение с окружающими начинается в первую очередь в семье. Именно здесь психически больной видит отношение родственников к его проблеме, их готовность бороться с заболеванием. Отношение близких людей к больному не только определяет течение заболевания, скорость выздоровления, но и эффективность лечения.

Часто перед пациентами или их родственниками стоит вопрос: «Как выбрать социального психолога в Москве?»

В настоящее время уровень московских частных психиатрических клиник не уступает зарубежным. Но за границей Вам или Вашему близкому человеку не смогут предоставить социальных условий, которые необходимы для адаптации и реабилитации.

Работа социального психолога с психически больным производится для диагностики социальных навыков и их сохранности, а также при организации социальной реабилитации. Она включает в себя комплекс мероприятий, применяемых для возвращения психически больных к нормальной жизни. Все проводимые мероприятия направлены на вовлечение больного в лечебный процесс. Без его желания невозможно эффективно проводить реабилитацию. Она направлена на восстановление социально-психологического статуса пациента.

Реабилитация социальным психологом проводится в несколько этапов:

Грамотно проведенная социальная реабилитация способствует восстановлению оптимального уровня жизни больного.

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Работа руководства, а также психологической и кадровой службы любой организации неизбежно связана с необходимостью отбора, а также адаптации персонала. Отбор кадров – центральная функция управления, так как человеческие ресурсы сегодня рассматриваются как важнейший источник неиспользованных резервов и дают возможность наладить более рациональное планирование, а также организацию и реализацию решений в рамках общей структуры любого предприятия. Не менее важным аспектом является и адаптация сотрудников, которая выполняет ряд важнейших функций (позволяет подтвердить правильность отбора кадров, а также обеспечивает эффективность дальнейшей работы сотрудников).

Именно человеческий фактор и его умелое использование является в современных условиях стратегическим фактором эффективного функционирования организации. Все большее количество руководителей в последнее время приходит к выводу о необходимости целенаправленной и постоянной работы с кадрами, так как только она может принести успех.

Для того чтобы удовлетворять всем поставленным целям, процесс отбора сотрудников должен осуществляться в соответствии с достаточно четкими правилами. Он должен быть хорошо формализован, процедурно оформлен, подкреплен соответствующими положениями, типовыми формами и т.д. Специалисты, которые проводят отбор и принимают решение о профессиональной пригодности претендентов, должны обязательно иметь нужный для этого уровень квалификации. Процесс отбора кандидатов и изучения их соответствия обязанностям по определенной должности предполагает:

  • первое знакомство с претендентами;
  • поэтапный сбор и обработка информации о претендентах по определенной системе;
  • оценивание качеств и составление их достоверных «портретов»;
  • сопоставление фактических качеств кандидатов с требованиями должности;
  • сравнение всех кандидатов и выбор самого подходящего из них;
  • назначение и утверждение кандидата в должности;
  • проверка эффективности адаптации , а также работы в начальный период и т.д.

На предварительном этапе отбора на основе профессиограммы осуществляется первичное выявление кандидатов, которые способны к выполнению требуемых функций, максимальное сужение круга претендентов и формирование резерва, с которым потом проводится более тщательная работа. Проверка претендента проводится при помощи ряда методов[8].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Аширов Д.А., Жамойда Е.Н. Привлечение и отбор персонала. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. – 93с.

Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2002 – 464с.

  1. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2011. – 368с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2013. – 322с.

Денисова А. Нетрадиционные методы подбора персонала: особенности применения и рейтинг популярности // Управление персоналом. – 2007. – № 24. – С. 66-70.

Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60с.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000. – 240с.

Лебедев Д.И. Психология и управление. – М.: Экономика, 2003. – 205с.

Магура М.Н. Поиск и отбор персонала. – М., 2000. – 160с.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 2008. – 528с.

Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн.3: Общие основы психологии. – 608с.

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.

  1. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712с.

Согрина А.В., Чернова Т.Н. Особенности современных нетрадиционных методов отбора персонала // Вестник Вол ГУ. Серия 9. Выпуск 8. Ч. 2. – 2010. – С. 84-89.

Цветаева В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2011. – 192с.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *