Когда выписывать ТТН а когда тн

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда выписывать ТТН а когда тн». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

Однозначно – нет. Более того, сейчас чаще используют новую вариацию. Правда, как уже говорилось, некоторые фискальные органы по традиции требуют устаревший экземпляр. Но эти претензии допустимо смело игнорировать. Закон будет на вашей стороне. Даже если к вам попытаются применить какие-то санкции или пожаловаться в компетентные инстанции, не переживайте. Решайте вопрос в порядке судопроизводства.

Стоит учитывать, что бумаги для бухгалтерского учета все равно остаются необходимыми, даже если не используется старая форма сопроводительных документов. Но мы уже пояснили, в чем разница между ТН, товарная накладная и ТТН, товарно-транспортная, отличия заключаются в том, что это в принципе разные виды документации с различными целями. И заменить они друг друга не могут по определению. Ведь, когда вы посещаете поликлинику, полис обязательного медицинского страхования нельзя заменить пенсионным свидетельством, так ведь?

Чтобы автоматизировать и упростить все процессы, связанные с оприходованием ТМЦ, стоит использовать грамотный софт. Такой, как предоставляет компания «Клеверенс».

Электронная транспортная накладная

С 1 января 2022 года электронные транспортный накладные наделены таким же статусом, как и документ, оформленный на бумаге.

Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению правительства от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.

Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.

Электронную транспортную накладную нужно направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит правительство.

Если компания подключена к системе и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.

Почему ТОРГ-12 и ТН неразрывно связаны?

Сама по себе ТН не может установить, что конкретно перевозит компания. В этом документе есть только сведения о перевозке и участниках сделки, а также отгрузочное (обобщённое) наименование груза. А товарная накладная в унифицированной форме ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В этом документе перечислены наименования и единицы товаров, которые продавец собирается отгружать покупателю. То есть ТОРГ-12 в связке с ТН считается первичным документом, который можно использовать для зачёта по бухгалтерии расходов на перевозку.

С момента составления ТОРГ-12 ТМЦ считаются зарезервированными на складе продавца. Перевозчик получает груз, но не расписывается в форме ТОРГ-12: там свои подписи проставляют только грузоотправитель и грузополучатель. Но водитель расписывается в ТН, когда получает груз на перевозку.

Принципиальные отличия

Разберем детально, чем отличаются друг от друга товарно-транспортная накладная (ТТН), транспортная накладная (ТН) и счет-фактура.

  1. Количество экземпляров.
    • Счет-фактура распечатывается в двух экземплярах. Один образец для продавца, другой образец для покупателя. Печати на бланках не ставятся. Нужны только подписи продавца.

      Документ нужен для предоставления в налоговую службу. Он не подтверждает факт доставки груза, продукции от продавца к покупателю.

    • Товарно-транспортная накладная распечатывается в четырех экземплярах. Два экземпляра нужны для перевозчика, по одному экземпляру продавцу и покупателю. В документе ставятся подписи и печати всех трех сторон сделки.
    • Транспортная накладная оформляется и распечатывается в трех экземплярах. Всем трем сторонам по одному экземпляру.В документе ставят подписи все три стороны договора поставки товара: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Последний ставит печать, подтверждающую приемку товара.

    Требования к заполнению

    Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

    Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

    • данные всех участников сделки;
    • сведения о грузе;
    • данные о транспортном средстве;
    • стоимость грузоперевозки;
    • перечень сопроводительных документов.

    Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

    ТТН и ТН: в чем разница

    Отличие ТН от ТТН состоит, прежде всего, в количестве разделов документов. В транспортной накладной содержится 17 разделов, где в том числе приводятся сведения об отправителе, перевозчике и получателе груза; указывается наименование товара, количество мест и масса; перечисляются прилагаемые документы; делаются отметки о приемке и сдаче, условиях транспортировки. Т-1 включает 2 раздела – товарный и транспортный. Количество выписываемых экземпляров также различается: 3 шт. – для ТН (п. 9 Постановления № 272), 4 – для ТТН (п. 2 Правил Минавтотранса).

    Обратите внимание! Основная разница между ТН и ТТН – отсутствие товарного раздела в транспортной накладной, что исключает возможность точной идентификации номенклатуры перевозимого груза.

    Как заполнить транспортную накладную

    Особенности заполнения накладных на автомобильный транспорт изменились с 1 марта 2022 года. В частности, из документа убрали пять ранее существовавших разделов:

    1. Условия доставки;
    2. Сведения о принятии заявки к исполнению;
    3. Примечания перевозчика;
    4. Дополнительные условия;
    5. Подписи сторон.

    Сейчас оставшиеся разделы заполняются следующим образом:

    • Отправитель;
    • Заказчик услуг;
    • Получатель;
    • Груз;
    • Сопроводительные документы, если есть;
    • Указания грузоотправителя по особым условиям транспортировки;
    • Перевозчик;
    • Автотранспортное средство;
    • Приёмка груза;
    • Переадресация, при необходимости;
    • Выдача груза;
    • Отметки сторон;
    • Стоимость доставки.

    Требования к заполнению

    Образец заполнения транспортной накладной нового образца 2020 должен учитывать требования Правил № 272.

    • Транспортная накладная является документом, подтверждающим заключение договора о транспортировке (пункт 6 Правил № 272).
    • Если иное не предусмотрено договором перевозки, накладная составляется на одну или несколько партий товара, перевозимую на одном транспортном средстве.
    • Составляется 3 экземпляра (оригиналы) накладной для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, они подписываются грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
    • Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем (пункт 6 Правил № 272). Отправителем может являться как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
    • Если в документ вносятся исправления, они также должны быть заверены подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
    • В случае погрузки груза, подлежащего транспортировке, на различные транспортные средства следует составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (пункт 10 Правил № 272).

    Лица, которые проставляют свою подпись в документе, должны быть уполномочены действительными доверенностями или должностными обязанностями.

    Порядок заполнения по разделам

    Бланк состоит из 17 разделов:

    1. Указываются данные о грузоотправителе: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона.

    2. Указываются те же данные, но о грузополучателе (повторим: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона — см. образец).

    3. Фиксируется наименование отправляемого груза, его состояние и другая необходимая информация о грузе, количество мест и масса нетто или брутто, размеры.

    4. Указываются сопроводительные документы на груз. Это могут быть товарораспорядительные документы, различные сертификаты, паспорта, удостоверения, разрешения и т.п. Напрмер, как показано на образце, товарная накладная и паспорта качества.

    5. При необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке: параметры транспортного средства, сведения о запорно-пломбировочных устройствах, объявленная стоимость (ценность) груза, необходимая температура, объем и т.п.

    6. Сведения о приеме груза к погрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние — см. образец). Ставятся подписи водителя и грузоотправителя с расшифровкой подписи и указанием должности.

    7. Сведения о сдаче груза к выгрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние). Ставятся подписи водителя и грузополучателя с расшифровкой подписи и указанием должности.

    8. Условия перевозки. Вносят или выбирают из представленных, особые условия перевозки или временного складского хранения, сведения о предусмотренных договором перевозки штрафных санкциях.

    9. Указывается информация о принятии заказа (заявки) к исполнению.

    10. Вносятся данные о перевозчике: наименование и адрес места нахождения, номер телефона, ФИО и номер телефона водителя.

    11. Вносится информация о транспортном средстве: количество, тип, марка, грузоподъемность, регистрационные номера.

    12. Заполняются перевозчиком данные о фактическом состоянии груза, упаковке при его загрузке и при отгрузке, возможных изменениях условий перевозки при движении.

    13. Прочие условия указываются при необходимости: при перевозке опасных, температурных, негабаритных грузов; фиксируется режим труда и отдыха водителя в пути следования.

    14. Заполняется, если изменилось место доставки груза.

    15. Отражается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета и размер провозной платы, расходы перевозчика, предъявляемые грузоотправителю. Также указывается полное наименование организации плательщика (грузоотправителя), адрес, банковские реквизиты организации плательщика (грузоотправителя).

    16. Проставляется дата составления, подписи сторон (грузоотправителя и перевозчика).

    17. Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки и претензии со стороны грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.

    Характеристика товарной накладной

    Товарная накладная (ТН) являет собою документ, который создают для бухгалтерского учета при покупке всех видов товаров. Она помогает правильно организовать работу обеих сторон и облегчает процедуру отчетности перед налоговой.

    Накладную заполняют в двух экземплярах: по одному каждой стороне сделки. У продавца ТН является основанием для списания товара, у покупателя – официальным документом на право обладания. Данная накладная принадлежит к числу первичных документов, которые подлежат бухгалтерскому и налоговому учету.

    Особенности заполнения, основные реквизиты и образцы ТН устанавливает Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Он был создан в 1998 году для обобщения образцов документов, которые будут приняты в любой точке страны.

    В идеале ТН составляют на бумажном листе стандартного размера. Возможно заполнение документа в электронном варианте с использованием электронных подписей одной или обеих сторон сделки.

    Как отличить товарную накладную от товарно-транспортной

    Между ТТН и ТН существует разница. Эти документы нельзя отождествлять. Товарная накладная никогда не заменяет транспортную и наоборот.

    Оба вида накладных существуют для сопровождения товара при его перемещении, но ТН оформляют во всех случаях купли-продажи, а ТТН – только в тех случаях, когда во время транспортировки товара появляется третья сторона – транспортная компания. В товарно-транспортной накладной нет информации о факте продажи материальных ценностей. Тогда как товарная накладная является официальным документом о сделке, вследствие которой поменялся владелец товара. В данной накладной прописывают условия сделки, цена товара, НДС и общая стоимость груза. Этого нет в ТТН.

    Во время купли-продажи любого вида материальных ценностей юридические и физические лица документально заверяют возникшие хозяйственные отношения между ними. Законодательная база государства предлагает унифицированные формы накладных для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета.

    Документирование транспортной экспедиции

    Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

    С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

    Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

    Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

    Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

    Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

    В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

    Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

    Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

    Последнее время у бухгалтеров часто возникает вопрос о том, какими документами организация может подтвердить приобретение товара, если товар был доставлен автомобильным транспортом. Этот вопрос возник после того, как появилась новая форма транспортной накладной.

    При этом сохранилась и уже действующая форма товарно-транспортной накладной. Неоднозначность действующего законодательства в отношении документального оформления доставки товара поставила в тупик и покупателей, и продавцов, и перевозчиков. 25 июля 2011 года вступили в силу Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки). Этот документ был разработан в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Напомним, что Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, которые возникают при оказании услуг автомобильным транспортом. Он определяет общие условия перевозок грузов грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам. Иными словами, Устав и Правила перевозки регулируют взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков при заключении договора перевозки.

    Перевозочным документом, который подтверждает заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная (ТН). Без ТН перевозчик не имеет права принимать к перевозке груз (ст. 8 Устава). Следовательно, если организация заказывает перевозку груза специализированной компании, то грузоотправитель обязан оформить транспортную накладную и передать ее водителю автомобиля вместе с грузом. Форма и порядок заполнения ТН установлены Правилами перевозки. ТН составляется в трех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, второй у грузополучателя, а третий у перевозчика. В товарной накладной содержатся все сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

    Рассмотрим основные отличия новой транспортной накладной от применявшейся ранее товарно-транспортной накладной (ТТН).

    Когда надо составлять ТТН

    ТТН (образец заполнения см. в Примере 1) является сопроводительным документом при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом ­Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1–794/32–5).

    При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н).

    Необходимость составления ТТН грузоотправителем подтверждается также пунктом 47 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (далее — Устав). В соответствии с этим документом грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

    Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН (п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция № 156)).

    ТТН-1 и ТН-2: Минфин уточнил правила заполнения и использования

    С 1 октября 2022 года изменилась Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной. В Инструкции дано определение термина «внутреннее перемещение»; перечислены случаи, когда ТТН-1 и ТН-2 следует заполнять в обязательном порядке, а когда можно обойтись без них; установлено, какой накладной оформить доставку товара со склада логистического оператора и т.д.

    • реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, через розничные торговые объекты; безвозмездной передаче товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также передаче (возврате) товаров таким лицам (такими лицами) по договорам безвозмездного пользования (ссуды), если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена организацией самостоятельно;
    • реализации, безвозмездной передаче другим организациям недвижимого имущества, а также при его передаче (возврате, перенайме) по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования (ссуды), залога, доверительного управления имуществом, если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена передающей организацией самостоятельно;
    • возврате организациям-заказчикам, являющимся резидентами Республики Беларусь, товаров, ранее принятых от них для проведения технических испытаний, исследований, анализа и сертификации (в том числе поверки и калибровки средств измерений), за исключением внутриреспубликанских автомобильных перевозок товаров по договорам автомобильной перевозки груза. Возврат этих товаров может оформляться первичным учетным документом, форма которого разработана организацией-исполнителем самостоятельно, с указанием в нем марки и государственного номера автомобиля, на котором осуществляется доставка товаров организациям-заказчикам, адресов пунктов погрузки и разгрузки товаров;
    • внутреннем перемещении товаров без выезда на автомобильные дороги общего пользования и выхода на земли общего пользования, а также в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки. Порядок документального оформления такого внутреннего перемещения устанавливается организацией самостоятельно.

    Новая транспортная накладная

    С 25 июля начали действовать новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — новые Правила перевозок грузов) . О необходимости этого документа было заявлено более трех лет назад в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ). Напомним, что ранее организации руководствовались Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее — Правила Минавтотранса), в части, не противоречащей гл. 40 «Перевозка» ГК РФ и гл. 2 «Перевозки грузов» Закона N 259-ФЗ. Причем об отмене прежних Правил в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 ничего не сказано.

    В п. 3 накладной содержатся данные о перевозимом грузе, но по этим характеристикам нельзя идентифицировать его отдельные позиции как подлежащие учету ТМЦ. В накладной не предусмотрено отражения договорной цены единицы товара и даже общей стоимости всех перевозимых ценностей. В п. 5 данной формы есть лишь указание на объявленную стоимость (ценность) груза, которая не должна превышать действительную (п. 12 разд. II новых Правил перевозок грузов). Получается, указанные суммы могут не совпадать.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *