Что значит резидент РФ и нерезидент РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит резидент РФ и нерезидент РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

С каких выплат нерезидентам необходимо удерживать НДФЛ?

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком:

  • от источников в РФ и (или) за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

  • от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Таким образом, удержать НДФЛ необходимо только с тех доходов нерезидента, которые он получил от источников в РФ. Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ, в частности, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

  • доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;

  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;

  • доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • доходы от реализации в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

  • доходы от реализации прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;

  • доходы от реализации иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

  • вознаграждения и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

Читайте также:  Какие льготы ветеранам труда Приморского края

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

Читайте также:  Повышение стипендии студентам в 2023 году в ЛНР

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

(№ 10) Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) утратил налоговое резиденство РФ — последствия

Если физическое лицо, приобрело статус налогового резидента в иностранной юрисдикции, после утраты налогового резиденства РФ, то в таком случае его ООО в РФ вполне может стать КИК в иностранной юрисдикции, с обязанностью платить налоги с прибыли организации по правилам юрисдикции где было приобретено налоговое резиденство, советую на этот момент обратить максимум внимания.

Основное последствие, утраты налогового резиденства РФ, для участника ООО, это уплата повышенного НДФЛ с дивидендов с 13% до 15%, но есть ситуации, при которых можно снизить налог у источника, применив положения соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) иностранной юрисдикции с РФ (если оно есть) где участник ООО в РФ является налоговым резидентом.

Резидент и нерезидент — это…

С латинского языка слово resident буквально переводится как « постоянно сидящий на месте». Отсюда и возникло неправильное отождествление понятия с гражданством.

Термины «резидент» и «нерезидент» можно встретить в двух отраслях законодательства: валютном и налоговом.

Правотворческий орган использует такое разграничение с целью показать, чьи интересы представляет лицо в международных отношениях: родного государства или чужого.

При этом законодатель использует или формально-юридический признак (место регистрации, фактическое время нахождения на территории), или экономический (с экономикой какой страны субъект имеет большую взаимосвязь).

Резидентами и нерезидентами могут выступать обычные люди и организации. От того, под какую категорию эти лица попадают, зависит их правовой статус в государстве.

А именно три вещи:

  1. права;
  2. обязанности;
  3. юридическая ответственность.

Если говорить простыми словами, резидент – это лицо, чей центр экономических и деловых интересов находится в стране пребывания. Остальные люди и организации относятся к нерезидентам.

Для подробного изучения информации о том, кем являются резиденты и нерезиденты, рекомендуется изучить Федеральный закон «О валютном контроле и регулировании». Согласно изложенному, резидентами можно назвать следующих лиц:

  • иностранцы, которые живут в России и имеют вид на жительство;
  • граждане РФ;
  • юр лица, зарегистрировавшие организации согласно законодательству России (исключение – это зарубежные компании);
  • субъекты РФ, а также муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые контролируются Федеральным законодательством и другими законодательными актами;
  • консульства РФ и другие официальные российские представительства, работающие в других странах.

Нерезидентами называют граждан других стран или компании, которые постоянно находятся и зарегистрированы на территории другого государства, а также:

  • подразделения иностранных фирм и иностранные представительства в России;
  • аккредитованные в РФ дипломатические организации и консульства других стран;
  • межправительственные и межгосударственные представительства.

Для физ. лиц определение звучит несколько иначе. В Налоговом Кодексе граждан также делят на резидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом считается человек, находящийся в пределах РФ не меньше 183 дней на протяжении года.

Кроме этого, налоговыми резидентами являются граждане, состоящие на военной службе в России, а также в других странах и работники государственных органов власти, органов на местах, которые находятся в командировке. При этом, фактическое время пребывание на территории РФ значения не имеет.

В налоговом и валютном законодательстве термины «резидент» и «нерезидент» имеют разные значения

Разделение на резидентов и нерезидентов есть в валютном и налоговом законодательстве.

В налоговом законодательстве. Любой гражданин РФ или иностранец становится налоговым резидентом РФ, если он находится в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. День въезда и выезда в РФ включаются в этот срок.

В срок пребывания входят поездки за границу не более чем на 6 месяцев для лечения, обучения или отдыха. Цель выезда за границу необходимо подтвердить документально, иначе этот срок не будет включен в 183 дня непрерывного пребывания в РФ. Для подтверждения подойдет договор с медицинской организацией, турфирмой, вузом, учебная виза, копия паспорта с отметкой пограничников о пересечении границы.

Если вы осенью и зимой живете за границей, чтобы остаться налоговым резидентом РФ, вы должны провести на родине не меньше 183 дней — это постоянное пребывание примерно с марта по август.

Если вы отдыхаете, лечитесь или учитесь за границей не более 6 месяцев и можете это подтвердить документами, фактически на территории РФ вам надо находиться хотя бы один день в году.

В валютном законодательстве. Валютными резидентами считаются граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство. При этом неважно, сколько времени вы в реальности проводите в России. Даже если вы не приезжали несколько лет, по валютному законодательству вы остаетесь резидентом, пока сохраняете гражданство. Все остальные считаются нерезидентами.

Как определяется статус валютного резидента?

Из-за перегруженного и неочевидного законодательства у меня возникают вопросы о валютном резидентстве.

С налоговым резидентством мне все ясно. Но как обстоят дела с валютным? Я находил разную информацию, начиная с того, что каждый гражданин РФ — валютный резидент, если провел в России хотя бы день в календарном году, до того, что валютное резидентство с недавних пор аналогично налоговому.

По окончании 2020 года я буду налоговым нерезидентом. Я не понимаю, должен ли я в 2021 году подавать отчет о движении средств по счету в иностранном банке за 2020 год, так как не могу окончательно разобраться со статусом валютного резидента.

Валютное резидентство не аналогично налоговому. Будучи гражданином РФ, вы признаетесь валютным резидентом. В то же время если в 2020 году вы провели за границей в совокупности более 183 дней, то есть стали налоговым нерезидентом, то не должны представлять отчет о движении средств на зарубежном счете.

Основная информация о статусах

Многие путают определение гражданина страны и её резидента. Точнее, люди полагают, что эти слова тождественны и являются синонимами. Это неверное суждение. Человек может быть российским гражданином и при этом её резидентом не являться, как и в другой комбинации — «резидент без гражданства». Разберёмся подробнее.

В 207-ой статье налогового свода законов РФ упоминается, статус «резидент страны» доступен людям, проживающим здесь не менее, чем 183 дня в течении двенадцати подряд идущих месяцев. Важно понимать, что эти двенадцать месяцев – не обязательно календарный год, так как отсчёт может идти с апреля одного года по апрель следующего, к примеру. Граждане, отправляющиеся заграницу на краткие периоды времени, статуса не лишаются. Максимум для непрерывного отсутствия в стране – шесть месяцев, да и то исключительно по вопросам обучения или лечения. Также полгода могут отсутствовать работники морских месторождений, добывающие углеводородное сырьё.

Как подтвердить резидентский статус?

Чтобы иметь приятную ставку по подоходному сбору или же претендовать на налоговые послабления, нужно быть уверенным в собственном статусе резидента РФ. Статус этот не только должен подходить под нужное число дней пребывания в стране, но и отвечать критериям, характерным для резидента.

В первую очередь, резидент должен быть организованным и законопослушным работником, регулярно отчисляющим в казну подоходные налоги. При официальном трудоустройстве статус резидента подтверждается справкой 2-НДФЛ из бухгалтерского отдела, где указан статус гражданина и его налоговая ставка. Поэтому работающие граждане беспокоиться о подтверждении резидентства не должны.

Если плательщик гражданином страны не является, или же получает доход самостоятельно, или имеет отношение к иным категориям жителей России, ему придётся подтвердить статус резидента, так сказать, вручную. Для этого следует направиться в ФНС с соответствующим заявлением. Документ хоть и не имеет чёткой структуры и формата, утверждённых законодательно, в нём нужно отразить следующее:

  • данные обращающегося (ФИО, место жительства, адрес проживания);
  • год, за который требуется подтверждение резидентства;
  • копия ИНН;
  • документы, прилагаемые к заявлению (например, справки об отчисленных налогах или ксерокопия загранпаспорта);
  • контактные данные (номер телефона).
Читайте также:  Переоформить квартиру на жену в браке через МФЦ

Помимо указанных документов потребуется приложить ксерокопию контракта с работодателем, подтверждающего трудоустройство человека в фирме, осуществляющей деятельность в стране, таблицу, где рассчитаны дни непрерывного пребывания в России (напоминаем, не менее, чем 183 дня). Документами, подтверждающими этот факт, могут быть выписки из журнала труда, табель учёта времени сотрудников или справка с рабочего места, заверенная отделом кадров.

Конкретный список бумаг, по которым устанавливается срок нахождения гражданина в стране и вне её, официально законом не утверждён. Поэтому можно использовать любые документы: паспорт и загранпаспорт, дипломатические документы, миграционную карту, удостоверения личности работников и подобное. Единственным документом, могущим подтвердить статус резидента по закону, является свидетельство из налоговой. Специалисты могут рассматривать заявление о просьбе подтвердить статус в течение сорока дней.

Гражданин РФ может быть налоговым нерезидентом РФ и наоборот – иностранный гражданин может быть налоговым резидентом РФ.

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев(период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного(менее шести месяцев) лечения или обучения).

Отсюда делаем вывод относительно ставки налога на доходы физических лиц: гражданин РФ, который не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд находится вне РФ, является налоговым нерезидентом и должен платить НДФЛ в размере 30% со всех доходов(по общему правилу)(пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ). А если иностранный гражданин находится в РФ не менее 183 дней в течение тех же 12 месяцев, тогда он является налоговым резидентом РФ и его налоговая ставка составляет 13%(пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ).

Валютное законодательство РФ вводит другие понятия«резидент» и«нерезидент».

Например, в соответствии с подпунктами«а» и«б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле», резидентами, в частности, являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

А нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами«а» и«б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле»(подпункт«а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле»).

Такое отличие сказывается и на правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Операции, подлежащие валютному регулированию

По последним изменениям правил Центрального Банка, к операциям валютного регулирования можно отнести:

  1. Проведение договор, которые осуществляются между нерезидентами и резидентами, а так же при проведение операций между открытыми счета резидентов.
  2. Агентские договора при внешнеторговлей и вывоза товар за пределы РФ.
  3. При покупке или продаже горючего топлива.

К валютному регулированию относят сделки, которые имеют отдельные торговые суммы:

Импорт 3 млн. рублей
Экспорт 6 млн.рублей

Сумма конвертации происходит по курсу Центрального Банка на момент заключения договора.

Как определить, какой статус имеет конкретное лицо?

Стоит отметить, что даже одного месяца достаточно, чтобы статус налогоплательщика поменялся. Для этого достаточно выехать за пределы государства или вернуться назад в страну. Впрочем, никаких указаний в действующем законодательстве в отношении того что придется отсылать уведомление в ИФНС о смене статусу, не существует.

Важным моментом является еще и то, что гражданство никак не влияет на определение данного статуса. В отдельных случаях, правда, предусмотрено, что даже если гражданин покидал пределы страны на длительное время, этот период в учет не принимается. Речь идет о следующих моментах:

  • человек покидал РФ на срок не более полугода для прохождения лечебного курса;
  • гражданин проходил обучение в течение полугода в другом государстве;
  • налогоплательщик числился как откомандированный для добычи нефти и газа за пределами своей страны.

Некоторые нюансы по определению статуса, могут возникнут в том случае, когда человек желает эмигрировать из России и продает собственное имущество. Фактически такие лица уже не являются резидентами, хотя формально, продолжают ими считаться. Им необходимо будет уплатить НДФЛ и вот здесь размер платы зависит от статуса. Дело в том, что по ставке 13% платят резиденты, а вот по ставке в 30% уже нерезиденты.

Понятие резидентства (нерезидентства) определяет налоговый и валютный статус частных лиц, коммерческих и государственных организаций. В целом, резиденты страны оплачивают налоги по сниженной ставке, получают различные компенсации и вычеты, но могут проводить операции с ограниченной суммой иностранной валюты. Нерезиденты могут свободно пользоваться иностранными денежными знаками, однако выплачивают налоги по повышенной ставке, сталкиваются с ограничением при открытии рублёвых счетов в российских банках.

Статус валютного резидента (нерезидента) зависит от места регистрации компании или гражданства частного лица, при проживании на территории другой страны в течение года резидентство утрачивается. Статус налогового резидента получают все желающие, прожившие на территории России более 183 дней за последние 12 месяцев, независимо от наличия гражданства. Налоговое резидентство утрачивается через полгода проживания на территории другой страны, исключение составляют рабочие командировки.

Нормы российского законодательства позволяют одному частному лицу быть одновременно резидентом по требованиям валютного контроля и нерезидентом с точки зрения налогообложения, или наоборот. В целом, статус резидента актуален для иностранцев, переехавших в Россию на постоянное место жительства, а также российских граждан, вернувшихся из длительной заграничной командировки

Рекомендуем

  • Валютный контроль: особенности процедуры на российском рынке
  • Код бюджетной классификации (КБК) в декларации 3-НДФЛ: что это такое?
  • Код вида дохода в декларации 3-НДФЛ: что это такое значит?
  • Уведомление о праве на налоговый вычет: что это такое?

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *