Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расчетов с внебюджетными фондами в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.
Один фонд – единая база для расчетов.
С начала будущего года предусмотрено введение единой предельной облагаемой базы по страховым взносам, а также – единой тарификации.
Что характерно, в число лиц, подлежащих обязательному страхованию, будут включены новые категории:
- граждане, работающие и получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного страхования;
- студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (только в очной форме) и получающие вознаграждение за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного пенсионного страхования;
- граждане иностранных государств (и лица без гражданства), временно проживающие в России, осуществляющие высококвалифицированную трудовую деятельность, будут включены в базу обязательного медицинского страхования.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Что изменится в кадровом делопроизводстве
1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.
2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.
3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.
Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.
Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.
4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.
В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.
Рейтинг популярных вопросов
Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?
Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.
Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?
Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.
Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?
Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.
Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.
Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.
Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (по налогам и сборам) осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства.
Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке.
Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Следует подчеркнуть, что налоговое законодательство является наиболее динамично развивающейся и изменяющейся сферой законодательства. В настоящее время (по состоянию на начало 2001 г.) действуют часть первая НК РФ, отдельные главы части второй НК РФ, регулирующие уплату налога на добавленную стоимость, социального налога (сбора), акцизов и подоходного налога с физических лиц, а также ряд федеральных законов, регулирующих взимание отдельных видов налогов и сборов. Эти законы отменяются по мере разработки и утверждения новых глав НК РФ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Для того чтобы предотвратить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, а также сформировать достоверную годовую бухгалтерскую отчетность, перед ее составлением необходимо в установленном порядке провести инвентаризацию активов и обязательств. К обязательствам, которые подлежат обязательному подтверждению, относятся расчеты с внебюджетными фондами.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ[13] активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Кроме того, п. 7 Инструкции № 191н[14] предусмотрено, что перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.
Сверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проводится в рамках ежегодной инвентаризации, осуществляемой перед составлением годовой бюджетной отчетности. Под сверками расчетов с бюджетом понимаются совместные сверки организаций-плательщиков с налоговыми органами по платежам в внебюджетные фонды (страховым взносам).
В целях проведения сверки налогоплательщик подает в адрес налогового органа соответствующее заявление. Указанное заявление может быть составлено письменно в произвольной форме и передано налоговому органу лично или по почте.
Данные, отраженные в акте совместной сверки налоговыми органами, учреждение сопоставляет с данными бюджетного учета. В ходе проведенной совместной сверки расчетов с внебюджетными фондами подтверждаются имеющиеся или выявляются новые суммы задолженностей по уплате страховых взносов (недоимки) и суммы переплат.
Сведения, отраженные в актах сверки внебюджетными фондами, сверяются учреждением-плательщиком страховых взносов с данными, числящимися на счетах бюджетного учета.
По результатам совместной сверки могут быть выявлены и (или) подтверждены недоимки по страховым взносам, а также суммы излишне уплаченных страховых взносов. При выявлении указанных случаев плательщик обязан принять меры по погашению недоимки.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения задолженности по пеням и штрафам, либо возврату плательщику страховых взносов[15].
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами какой счет / Лига справедливости
С расчетного счета погашена задолженность перед поставщиком.
На основе корреспонденции счетов, проставленной на банковской выписке, составляется журнал-ордер № 2 по кредиту счета 51 и ведомость № 2 по дебету счета 51 «Расчетные счета».
Займы, взятые в финансовых учреждениях, могут быть краткосрочными (выплаты нужно сделать в течение года) и долгосрочными (сроки на погашение займа составляют более года). Для каждого из видов займа предусмотрен свой счет:
- краткосрочные фиксируются на счете 66;
- долгосрочные – на счете 67.
В рамках своей деятельности компания неизбежно взаимодействует с другими лицами. Это могут быть банковские учреждения, поставщики, контрагенты. Между организациями проводятся взаиморасчеты, в результате которых часто образуются долги. Они должны быть указаны в бухгалтерской задолженности.
Проводка-Д51 расчетный счет К68- расчеты с бюджетом по налогам НДС-субсчет На практике такого не будет, налоги излишне перечисленные идут в чачет вСкажите проводку Списан НДС по приобрет нным ценностям на ументшение задолженности бюджету к зач ту .
Порядок учета расчетов по налогу на прибыль
Рассмотрим более подробно порядок расчета и учет налога на прибыль в организациях.
Налог на прибыль организаций установлен главой 25 Налогового кодекса.
Налогом облагают прибыль, полученную фирмой. Прибыль – это разница между доходами и расходами организации.
Предприятие определяет сумму налога на прибыль самостоятельно нарастающим итогом с начала года. Для этого необходимо умножить налогооблагаемую прибыль на ставку налога.
Ставка налога на прибыль организаций – 20%:
- часть налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
- часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Сумма налогооблагаемой прибыли определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами
Доходы от реализации в организации считаются полученными в том периоде, когда они имели место, независимо от того, когда общество получит деньги или иное имущество в счет оплаты.
Предприятие уплачивает в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно.
Есть два способа уплаты ежемесячных авансовых платежей:
- исходя из суммы налога за прошлый квартал;
- исходя из фактической прибыли за месяц.
Использовать выбранный метод расчета авансовых платежей фирма должна в течение всего года.
Если предприятие использует второй способ и рассчитывает сумму авансовых платежей исходя из фактической прибыли, полученной за прошедший месяц. Авансовый платеж за прошедший месяц нужно заплатить до 28-го числа текущего месяца.
По окончании года предприятие рассчитывает сумму налога на прибыль, которая подлежит уплате, исходя из фактически полученной прибыли. При этом разница между суммой налога, рассчитанной по итогам года, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей перечисляется в бюджет до 28 марта.
Расчет производится следующим образом:
- размер прибыли, подлежащей налогообложению: 420 тыс. руб.
- налоговая ставка: 20%
- налог на прибыль составит: 420 * 20% / 100% = 84 тыс. руб.
Если же сумма уплаченных авансовых платежей окажется больше суммы налога, который надо уплатить по итогам года, то можно подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой зачесть сумму переплаты в счет предстоящих платежей или вернуть ее.
Порядок учета расчетов по транспортному налогу
Транспортный налог установлен Главой 28 НК РФ.
Объектом налогообложения выступают транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая база предприятием определяется согласно ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом является календарный год, отчетными периодами – календарные кварталы.
Применяются следующие налоговые ставки согласно Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»:
1. Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 2,5%
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до110,33 кВт) включительно – 3,5%
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5%
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до183,9 кВт) включительно – 7,5%
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 15%
2. Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно – 5%
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) – 10%
3. Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 2,5%
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до110,33 кВт) включительно – 4%
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5%
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 6,5%
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 8,5%.
Сумма налога к уплате = исчисленная сумма налога минус авансовые платежи по налогу, уплаченными в течение налогового периода.
Сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода равна 1/4 произведения налоговой базы и налоговой ставки.
Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.
В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.
Отчисления во внебюджетные фонды:
- налоги;
- субсидии;
- налог на доход от юридических лиц;
- коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
- неиспользованные средства бюджета;
- займы и кредиты банков;
- иные виды доходов.
ВБФ выполняют две основные функции:
- Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
- Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.
Внебюджетные фонды в учете организации
Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников.
Государственные внебюджетные фонды созданы с целью обеспечения прав граждан на пенсионное, медицинское и соиальное страхование. Бюджет фондов формируется за счет средств, поступающих от работодателей.
В 2021 году контролирующими органами — фондами для нас являются ФНС и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.
Напомним, что в 2021 году Фонды передали администрирование взносов в ФНС. Что делать, если Фонды передали налоговикам неверное сальдо расчетов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.
Объединение ПФР и ФСС
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).
Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
-
осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;
-
назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;
-
предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
-
организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»
Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.
«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.
Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.
Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.
Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.
Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.
Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.
Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.
Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.
Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.
Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.