Инструкция по работе со счетом в казначействе: изменения с 01.01.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по работе со счетом в казначействе: изменения с 01.01.2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Что выбрать: платежку либо уведомление?

С 01.01.2023 после внедрения ЕНС плательщики должны уведомлять ИФНС об исчисленных суммах (до 25 числа месяца оплаты). Делать это разрешается двумя способами:

  • отдельными платежными поручениями на уплату налога / взноса (в этой ситуации уведомлением является само платежное поручение);
  • уведомлениями (форма КНД 1110355).

Это требуется для того, чтобы налоговая знала, сколько денег списывать на уплату разных налогов, взносов, сборов.

Если плательщик выбирает платежку, то заполняет отдельную платежку, указывая данные по общим правилам, т. е.:

  • статус плательщика: «02»;
  • ИНН, КПП;
  • название юрлица (ФИО ИП);
  • КБК налога (взноса, сбора);
  • ОКТМО;
  • налоговый период, за который оформляют, сдают платежку;
  • название и реквизиты получателя (ИФНС);
  • назначение платежа (уведомление об исчисленных суммах налога (взноса) в виде распоряжения на перевод средств для уплаты в бюджет).

Закрытие банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание.

В целях реализации положений Федерального закона № 479-ФЗ выпущено Письмо Минфина РФ № 09-01-10/66747, ЦБ РФ № 04-45-7/5526, Федерального казначейства № 07-04-05/05-
14880 от 29.07.2020 о закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание.

В письме сообщается, что финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) в срок до 01.04.2021 необходимо провести работу по закрытию счетов, открытых им в подразделениях ЦБ РФ или кредитных организациях. С 01.01.2021 не допускается совершение операций финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) по банковским счетам, открытым в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организациях, за исключением операций по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.

В связи с вышесказанным финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) необходимо будет до 01.01.2021 заключить с подразделениями ЦБ РФ и кредитными организациями (филиалами) дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие:

  • отказ от инициирования операций по банковскому счету с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета;

  • ежедневный перевод с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета остатков денежных средств со счета финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета, открытый органу Федерального казначейства в подразделении ЦБ РФ;

  • необходимость представления заявления клиента на закрытие банковского счета за десять рабочих дней до даты его закрытия, но не позднее 17.03.2021;

  • закрытие банковского счета не позднее 01.04.2021.

Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

  1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
  2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
  3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
  4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
  5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.

На какие средства распространяется

Под контроль, осуществляемый Казначейством, попадают такие расходы:

  1. Средства, переведенные по государственным контрактам, цена которых превышает 100 млн рублей.
  2. Средства на гособоронзаказ по закону № 275-ФЗ.
  3. Бюджетные инвестиции и субсидии, осуществленные на основании соглашений или правовых актов.
  4. Целевые средства бюджета, за счет которых приобретаются доли в уставном (складочном) капитале или имущество юрлиц.
  5. Средства, направленные в оплату разного рода договоров, которые были заключены в рамках исполнения государственных контрактов и соглашений.

Формы документов для проведения казначейских операций

Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.

С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):

  • заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
  • заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
  • уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
  • распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
  • реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.
Читайте также:  Порядок заполнения 6-НДФЛ: налоговый вычет превышает доход

С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).

Контроль и расходование денег

Что же происходит дальше – после того как реквизит уже открыт? Как им пользоваться?

На него начисляют денежные средства. Поступают они, как уже было отмечено, из бюджета. Сумма определяется условиями контракта.

Но даже на этом этапе, когда, казалось бы, одобрение всех госорганов уже есть, просто так начинать использовать деньги нельзя. Нужно направить в Федеральное казначейство документацию, которая подтверждает целевой расход

. Какие это бумаги? Например, можно направить:

  • платёжное поручение;
  • собственно госконтракт;
  • накладные и иные документы, свидетельствующие о фактических обязательствах.

Примечание 3.

В платёжной документации обязательно указывается идентификатор госконтракта.

В большинстве случаев государственный контракт подразумевает очень большие суммы. Это обстоятельство определяет оправданность строгого контроля и особенных требований по части предоставления образцов подписей.

Кто участвует в системе казначейских платежей

1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.

Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.

К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.

К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.

Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.

П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.

Что собой представляет казначейский счет

Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

Для чего нужен казначейский счет

Это инструмент, с помощью которого функционирует распределение денег между распорядителями и получателями средств из бюджета РФ. Финансы, выделяемые из бюджета РФ, не могут поступать на обычные расчетные счета в коммерческих банках. Поэтому государство обязывает открыть счет в казначействе юр лицу, которое получает финансирование из бюджетов разных уровней.

Он используется для всех видов финансовых операций бюджетных и автономных учреждений, а в государственных закупках — как счет в казначействе для обеспечения исполнения контракта. Потенциальные поставщики обязаны направлять государственным и муниципальным заказчикам обеспечение госконтрактов в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ именно на него (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015).

О сопровождении госконтрактов Казначейством

В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2020 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.

КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.

Ключевое назначение работы через казначейство — контроль использования бюджетных средств. Работники ТОФК проверяют все этапы проведения государственных и муниципальных закупок. Необходимо заранее открыть счет в казначействе, чтобы исключить перебои с финансированием. Бюджетные средства не зачислят в пользу заказчика, пока организация не подтвердит принятые на себя обязательства. Основанием выступает государственный или муниципальный контракт, акты выполненных работ или накладные на поставку.

Контроль со стороны органов Федерального казначейства — это обязательное условие работы с бюджетными деньгами. Работники ОФК контролируют:

  • госзаказы на поставку товаров, работ или услуг при условии, что стоимость контракта — более 100 млн рублей и условия предусматривают выплату аванса;
  • контракты на предоставление взносов в уставные капиталы организаций либо их имущество, даже если взносы являются источниками финансирования;
  • соглашения на бюджетное субсидирование юридических лиц;
  • НПА, регламентирующие порядок предоставления субсидирования получателям бюджетных средств;
  • иные договорные отношения, предусмотренные условиями исполнения госконтрактов и соглашений организаций.

Если документация оформлена неверно, представители ТОФК откажут в использовании бюджетных средств. Операцию отклоняют в платежной системе. Чтобы получить средства, придется исправить выявленные недочеты.

ВАЖНО!

Спецсчет используют не только в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и в государственном оборонном заказе. В 275-ФЗ от 29.12.2012 закреплено, в чем разница казначейского счета и спецсчета по ГОЗ: спецсчет для закупок открывают участники с бюджетным финансированием (ПБС), а спецсчет по гособоронзаказу — головные исполнители и исполнители государственного оборонного заказа. Порядок открытия закупочных спецсчетов регулируется Федеральным казначейством, а реквизитов по ГОЗ — федеральным законом №275-ФЗ.

Как открыть: пошаговая инструкция

Действующий порядок, как работать с казначейством для новичков и открыть счет, предусмотрен приказом ФК №15н от 01.04.2020. При его несоблюдении работники ТОФК откажут в создании и обслуживании спецсчета ФК.

ВАЖНО!

Открытие лицсчетов по операциям с целевыми средствами и обязательным казначейским сопровождением регулируется приказом Федерального казначейства №44н от 29.12.2020. В этом нормативе описываются особенности открытия и закрытия, резервирования и оформления казначейских расчетных реквизитов на 2021 год и плановый период 2022–2023.

Процедура открытия проста, но есть определенные требования и рекомендации. Вот пошаговый алгоритм действий.

Как осуществляется контроль?

Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
  • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
  • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.
Читайте также:  Какие документы нужно подготовить для продажи квартиры в 2023 году

Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2021 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.

Казначейское обслуживание

Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.

В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.

Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:

  • единый счет бюджета;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.

Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.

Денежные средства на счетах в кредитной организации

Казенные учреждения. Говоря об учете денежных средств на счетах в кредитной организации, следует заметить, что принцип отражения операций на них тот же, что и на лицевых счетах в органе казначейства. Исключение составляют несколько операций (п. п. 43, 44 Инструкции N 162н):

 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Поступление денежных средств по бюджетной 
деятельности с лицевого счета на счет,
открытый в кредитной организации главному
распорядителю, распорядителю, получателю
бюджетных средств, главному администратору,
администратору источников финансирования
дефицита бюджета, для осуществления платежей
в соответствии с утвержденной бюджетной
росписью главного распорядителя бюджетных
средств, главного администратора источников
финансирования дефицита бюджета
 0 201 21 510 
0 304 04 XXX
(в разрезе
КОСГУ)
 Перечисление денежных средств учреждениям, 
находящимся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств, главного
администратора, администратора источников
финансирования дефицита бюджета
 0 304 04 XXX 
(в разрезе
КОСГУ)
0 201 21 610
 Отражение расходов за оказанные услуги по 
конвертации
 0 401 20 226 
0 201 21 610

Автономные учреждения. Как и у казенных, у автономных учреждений учет денежных средств в кредитных организациях на счете 0 201 21 000 аналогичен учету на лицевых счетах в органе казначейства, за исключением операций по движению денежных средств на депозитном счете (п. п. 77, 78 Инструкции N 183н). Их укажем далее, рассматривая учет денежных средств на депозитах в кредитной организации.

Денежные средства, размещенные на депозиты в кредитной организации

Банковские депозиты — вклады, денежные средства, вносимые в банки в виде вкладов, по которым банк выплачивает проценты .

Райзберг. Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.

Операции по размещению денежных средств на банковские депозитные счета отражаются на счете 0 201 22 000 «Денежные средства, размещенные на депозиты в кредитной организации». Аналитический учет по этому счету ведется по каждому депозитному счету в карточке учета средств и расчетов и (или) журнале операций с безналичными денежными средствами, учет операций — в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. п. 160, 161 Инструкции N 157н ).

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Казенные учреждения по данному счету на основании документов, прилагаемых к выписке со счетов, делают следующие записи (п. 46 Инструкции N 162н):

 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Поступление на депозитный счет средств 
бюджета, перечисленных с лицевых счетов в
органе казначейства
 1 304 04 510 
1 304 05 510
 1 201 22 510 
1 304 04 510
 Зачисление на депозитный счет средств 
бюджета, перечисленных со счетов в кредитной
организации
 1 304 04 510 
1 201 21 610
1 201 27 610
 1 201 22 510 
1 304 04 510
 Увеличение суммы депозитного счета на 
величину начисленных процентов
 1 201 22 510 
1 401 10 120
 Перечисление средств с депозитного счета 
(закрытие депозита)
 1 304 04 610 
1 201 22 610
 1 201 21 510 
1 201 27 510
1 210 02 610
1 304 04 610

Как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году

Казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика оплатить контракт за счет целевых средств. Способ расчетов заменяет авансирование по госконтрактам.

Скачать проект указаний ЦБ РФ об изменениях 2020 года «Формы документов КОО при банковском сопровождении»
Скачать пустой бланк заявления на выдачу казначейского обеспечения обязательств
Скачать образец заполнения заявления на выдачу КОО
Скачать пустой бланк КОО в 2021 году
Скачать образец заполнения КОО в 2021 году
Скачать пустой бланк заявления на исполнение КОО
Скачать образец заполнения заявления на исполнение КОО
Скачать образец счета на оплату по новым правилам по госконтракту через Казначейство в 2021 году по-новому


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *