Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные лна в организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень часто возникает вопрос по поводу того или иного внутреннего нормативного акта — является ли он обязательным? Отметим, что точного списка ЛНА, которые должны быть у каждого работодателя, в законодательстве не содержится. Упоминания о положениях внутренних актов встречаются в той или иной статье Трудового кодекса. Однако в большинстве случаев работодателю дается несколько вариантов реализации обязательных требований. Поэтому точно сформировать какой-то базовый перечень обязательных ЛНА затруднительно.
Существуют и необязательные ЛНА в кадрах, которые работодатель может составлять добровольно. Примеры:
-
акты о повышении квалификации сотрудников;
-
положения о премировании, выплате материальной помощи, командировках;
-
акты о дисциплинарной ответственности работников;
-
положение о прохождении персоналом медосмотра.
Локальные нормативные и правовые акты НПА: примеры процессов разработки, утверждения и согласования
Итак, процедура по составлению ЛПА также должна быть подвергнута тщательному разбору, в том числе и путем оформления отдельного документа, рассказывающего ответственным сотрудникам о том, как и что им нужно сделать. Причем в создании как такого, основного инструкционного базиса, так и всех последующих бумаг, могут принимать участие не только топ-менеджеры, но и руководители отделов, старшие мастера, специалисты в области бухгалтерии, кадровики и экономисты. После того как шаблон включил в себя абсолютно все прописные детали, его следует согласовать со всеми вовлеченными отделениями предприятия. Итоговый контроль — проверка со стороны органа, представляющего интересы самих сотрудников. Правоприменительные полномочия такой структуры приводятся в ст. 327 ТК РФ.
Условно виды локальных нормативных актов подразделяют на обязательные и необязательные. О тех, которые обязательные, было сказано выше. К необязательным относятся такие виды положений:
- об аттестации работников;
- об архиве организации;
- об отпусках;
- об отделе кадров/продаж/бухгалтерии;
- о командировках;
- о профессиональной этике работников;
- о ДМС компании.
Помимо этих документов, имеющихся у каждого работодателя, есть и те, которые разрабатываются только для отраслей — например, для образовательных учреждений (создаются на основании законодательства РФ об образовании).
Сказать однозначно, является ли приказ локальным нормативным актом организации, трудно. Некоторые работодатели относят приказы к организационно-распорядительным бумагам, другие все же считают их ЛНА, если они содержат нормы трудового права. Например, приказ о приеме на работу нельзя расценить как ЛНА, а приказ, которым утверждают график отпусков или штатное расписание, — можно.
Если говорить о том, чего не должны содержать локальные нормативные акты, как обязательные, так и необязательные для разработки и утверждения в компании, то это:
- условий, нарушающих права сотрудников;
- условий, противоречащих российским законам.
Локальные акты и их виды
Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.
К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.
Ознакомление работника с локальными нормативными актами
Впервые в законодательной практике ст. 68 ТК РФ обязывает работодателя знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника. Перечень последних может быть различен в зависимости от должности и специальности работника и позиции, занимаемой работодателем по этому вопросу. К таким актам можно отнести следующие:
- должностная инструкция;
- инструкции по охране труда;
- положение об оплате труда;
- положения о структурных подразделениях;
- штатное расписание;
- структурная схема управления организацией.
Видимо, с первыми тремя локальными нормативными актами необходимо знакомить всех принимаемых на работу сотрудников, а последующие касаются только должностных лиц, чье служебное положение определяется данными актами.
В законе нет четкости в вопросе о том, какие локальные документы должны быть в организации в обязательном порядке, а какие работодатель может принимать по своему усмотрению. Достаточная ясность имеется лишь в отношении коллективного договора, который может заключаться сторонами как акт договорного порядка (ст. 9 и 40 ТК РФ). Другие названные локальные нормативные акты (видимо, за исключением положений о структурных подразделениях), исходя из логики законодателя, должны быть разработаны и приняты в организациях.
Отделы кадров и иные подразделения, ответственные за работу с персоналом, должны иметь названные локальные документы, чтобы сотрудники могли с ними ознакомиться. Кроме этого, нередко работникам предлагают ознакомиться с иными локальными нормативными актами, дающими представление о привлекательности организации. Так, в ОАО «Автокран» каждому поступающему на работу предлагается перечень основных социальных льгот, предоставляемых сотрудникам сверх предусмотренных законодательством, в котором названы льготы и гарантии, размеры, сроки и условия их предоставления и даны ссылки на локальные нормативные акты, закрепляющие данные льготы. Кроме того, там оговорены поощрения и льготы в области оплаты и охраны труда, социального, медицинского и жилищно-бытового обслуживания, а также по категориям работающих. Специальные блоки данного перечня посвящены преимуществам, установленным для женщин, молодых рабочих и пенсионеров. Часть гарантий и льгот перечня предусмотрена коллективным договором, а по отдельным приняты специальные положения, например о порядке предоставления беспроцентного займа (ссуды) на строительство или приобретение жилья, о порядке выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, в связи с юбилейными датами и т.д.
Как разработать и принять локальные нормативные акты в 2021 году
26 марта 2022
2792
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Обязательные локальные нормативные акты
Может показаться, что у руководителей есть полная свобода в формировании набора нормативных актов. Но это не так. Существуют обязательные ЛНА в организации, в 2021 году этот список не претерпел существенных изменений. В него входят:
Напомним, что обязательно нужен и график отпусков.
Отдельный разговор — о приказах. Если они касаются отдельных работников, то не являются ЛНА, а если регулируют нормы трудового права, то являются. Например, приказ о премировании вахтера Петрова — это не локальный нормативный акт, а приказ в введении новых сеток премий — это ЛНА. |
1. Установлены единые сроки уплаты налогов, страховых взносов.
Подробная информация содержится в Федеральном законе от 14.07.2022 № 263-ФЗ. Изменение связано с тем, что с 1 января вводится единый налоговый платеж, о котором мы уже говорили выше. Срок уплаты НДС переносится на 28-е число (до этого предельным сроком уплаты было 25-е число), но сам порядок уплаты не меняется. То есть уплачивать НДС необходимо будет не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.
Организации и индивидуальные предприниматели на УСН будут уплачивать налог по итогам года в следующие сроки:
- Организации – не позднее 28 марта следующего года (сейчас не позднее 31 марта следующего года).
- Предприниматели – не позднее 28 апреля следующего года (сейчас не позднее 30 апреля следующего года).
Страховые взносы будут выплачиваться исходя из единой базы по тарифам:
- С выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30 %.
- С выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1 %.
2. Введение новых коэффициентов-дефляторов (Приказ Минэкономразвития № 573 от 19 октября 2022 г.)
Коэффициент-дефлятор – это коэффициент, который при расчете налога учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий период (год или квартал).
Его применяют, например, при уплате налога при УСН, НДФЛ, торгового сбора.
С 2023 года будут действовать такие коэффициенты:
- УСН — 1,257.
- НДФЛ (расчёт фиксированного авансового платежа по налогу отдельными категориями иностранных работников при приобретении патента на работу) — 2,270.
- Торговый сбор — 1,729.
3. Изменение лимитов по доходам для применения УСН.
Установлены новые лимиты по доходам для применения упрощенной системы налогообложения в 2023 году. Так, с 1 января 2023 года для перехода на УСН предельный размер дохода за 9 месяцев 2022 года для юридических лиц не должен превысить 141,4 млн рублей. А предприниматели, уже находящиеся на УСН, смогут наращивать обороты на больший лимит, не опасаясь потерять право на применение этого спецрежима.
Предельные величины доходов для применения УСН теперь составляют:
- для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы») – 188,55 млн рублей (в 2022 году – 150 млн рублей);
- для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы») – 251,4 млн рублей (в 2022 году – 200 млн рублей).
Какие есть требования к согласию на обработку ПД
Согласие на обработку персональных данных должно быть предметным и однозначным, в частности, в отношении:
- цели обработки персональных данных;
- перечня персональных данных, на обработку которых даёт согласие их субъект;
- наименования или ФИО и адреса лица, осуществляющих обработку персональных данных по поручению оператора;
- перечня действий с персональными данными, в отношении которых даётся согласие, и описания способов обработки персональных данных, которые использует оператор;
- срока, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных и способу его отзыва.
Если субъект ПД отказывается предоставить обязательные персональные данные, ему нужно разъяснить последствия такого отказа (ч. 2 ст. 18 Закона № 152-ФЗ)!
Для каждой цели обработки персональных данных нужно отдельно указывать:
- категории и перечень персональных данных
- категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
- способы и сроки хранения персональных данных;
- порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки (ст. ст. 18.1, 21 Закона № 152-ФЗ).
Что изменится с 1 марта 2023
Часть изменений, предусмотренных Законом от 14.07.2022 № 266-ФЗ, имеет отложенное действие и вступит в силу с 1 марта 2023 года. В частности, начнут действовать положения о трансграничной передаче данных (физлицам, компаниям и органам власти иностранных государств).
В зависимости от того, в какую страну планируется передать сведения, режим трансграничной передачи может быть уведомительным и разрешительным. Уведомительный режим работает в отношении передачи данных в страны, обеспечивающие адекватную защиту данных. Прежде всего, это страны — участники Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также страны из перечня Роскомнадзора (Приказе от 14.09.2021 № 183). Взаимодействие со странами, которые не обеспечивают адекватную защиту персональных данных, должно осуществляться через разрешительный режим.
Операторы персональных данных перед началом трансграничной передачи персональных данных должны уведомить об этом Роскомнадзор. В свою очередь, ведомство может её ограничить или запретить (п. 7 ст.1 № 266-ФЗ).
Основные требования, предъявляемые к локальным нормативным актам
Можно выделить два вида требований, предъявляемых к ЛНА: правовые и оформительские. Согласно Трудовому кодексу, ЛНА:
- могут приниматься единолично работодателем, но в некоторых случаях необходимо согласовать их с представителями сотрудников данного предприятия (эти случаи указаны в ТК);
- не могут предусматривать условия работы хуже, чем гарантированно ТК, а также коллективным договором предприятия и иными соглашениями (например, с профсоюзами);
- носят обязательный характер, за их неисполнение предполагается ответственность как работника (дисциплинарная), так и работодателя (административная).
Требования к оформлению локальных нормативных актов соответствуют правилам написания официальных документов.
Они в обязательном порядке должны содержать название предприятия, наименование документа (например, «Положение о…»), дату его регистрации, место составления. Кроме того, ЛНА имеют определенную структуру, состоящую из следующих частей:
- Общие положения. Это вводная часть, где прописывается перечень освещаемых проблем, юридическая основа документа, группы лиц, которые попадают под действия этого акта.
- Основная часть: суть документа.
- Заключительные положения: могут содержать различные организационные вопросы, связанные с этим актом. В частности, порядок вступления его силу, а также его отмену.
- Приложения: не являются обязательной частью. В них могут более подробно освещаться отдельные вопросы, на которые ссылаются в основной части, а также приводиться формы бланков внутренней документации.
Другой комментарий к Ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации
1. При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель обязан осуществить процедуру учета мнения не любого выборного органа первичной профсоюзной организации, действующей у работодателя, а только представительного профсоюзного органа (представляющего интересы всех или большинства работников данного работодателя). К представительным профсоюзным органам следует относить выборный орган первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, либо которой работники на общем собрании (конференции) поручили представление своих интересов.
2. Процедура принятия локального нормативного акта с учетом мнения профсоюза состоит из следующих этапов: 1) рассмотрения проекта локального нормативного акта выборным профсоюзным органом; 2) проведения дополнительных консультаций при несовпадении позиций сторон; 3) принятия локального нормативного акта работодателем.
3. На первом этапе работодатель направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование необходимости его принятия выборному профсоюзному органу, указанному в п. 1 комментария к настоящей статье. Выборный профсоюзный орган рассматривает представленный проект и выражает работодателю свое мотивированное мнение. Оно должно быть направлено работодателю в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта. Если выборный профсоюзный орган согласен с предлагаемым проектом, то работодатель принимает локальный нормативный акт.
4. Второй этап (дополнительные консультации между работодателем и выборным профсоюзным органом) проводится в том случае, если на первом этапе согласие относительно проекта локального нормативного акта не было достигнуто.
Организация проведения дополнительных консультаций возложена на работодателя, который обязан проявить инициативу и обеспечить техническое оснащение проведения консультаций. Процесс проведения консультаций представляет собой переговоры представителей сторон. Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает никаких формальных требований к организации переговорного процесса, оставляя решение соответствующих вопросов на усмотрение сторон. Поэтому каждая из сторон вправе уполномочить на участие в переговорах и неодинаковое количество представителей. Вопросы о конкретном времени и месте проведения переговоров решаются по соглашению сторон.
Часть 3 комментируемой статьи отводит на проведение дополнительных консультаций 3 дня, исчисляемых с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Стороны по соглашению между собой вправе увеличить срок их проведения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация наличия разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного профсоюзного органа.
5. Работодатель вправе принять локальный нормативный акт вне зависимости от достижения в ходе консультаций взаимоприемлемого решения.
Принятый работодателем локальный акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Правом на обжалование такого акта обладает выборный орган первичной профсоюзной организации. В указанном порядке может быть обжалован не всякий локальный нормативный акт работодателя, а лишь принятый в нарушение установленного порядка учета мнения выборного профсоюзного органа либо принятый в соответствии с комментируемым порядком, но противоречащий, по мнению заявителя, законодательству о труде, коллективному договору, соглашению.
Часть 5 комментируемой статьи определяет процедурные особенности рассмотрения жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа, поданной в соответствии с настоящей статьей в орган государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Государственная инспекция труда обязана провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления). Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения законодательства, должностное лицо государственной инспекции труда обязано выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта. Данное предписание обязательно для исполнения.
Принятие работодателем локального нормативного акта после подписания в ходе дополнительных консультаций протокола разногласий является основанием для начала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). О начале и процедурах разрешения коллективного трудового спора см. гл. 61 ТК РФ и комментарий к ней.
Вникнуть, что это такое – ЛНА, можно, если обратиться к упомянутому постановлению. В нем наибольшее внимание уделено документации государственного уровня, но есть возможность проведения параллелей с делопроизводством конкретного юрлица. На основании такого анализа представляется корректным определение наиболее характерных отличительных особенностей, определяющих ЛНА на фоне прочих документов.
Одно из важнейших условий – процедура создания бумаги. Необходимо придерживаться официального порядка. Внутри документа должны содержаться нормативы, общие правила, регламентирующие деятельность некоторых лиц либо процессов, происходящих внутри фирмы. Указанный в ЛНА круг должностей обязан соблюдать положения этого документа. Одно из главных условий – возможность неоднократного применения. Хорошие образцы ЛНА – приказы по основной деятельности.
Анализируя обязательные ЛНА в организации, в первую очередь нужно отметить приказ по о/д (основной деятельности). Это документ, устанавливающий основные директивы руководительствующего состава. Ежегодно первый принимаемый на новый календарный год документ – это приказ по о/д, пронумерованный первым и датированный первым рабочим днем наступившего года. Если персонал компании пренебрегает исполнением требований, прописанных в таком акте, у работодателя появляются возможности привлечения его к ответственности.
Преимущественно ЛНА, обязательные для работодателя, издаются официально в бумажной форме. Это характерно и для современных предприятий, ведущих документооборот в электронном формате. Обусловлено это действующими требованиями к ознакомлению. Персонал обязан соблюдать ЛНА лишь в случае, если им был предоставлен экземпляр для внимательного прочтения, по итогам чего ответственный работник собирает подписи с указанием должности, расшифровки, а также даты ознакомления. Лишь после оформления такого перечня с участием всех трудоустроенных на предприятии можно требовать от персонала выполнения установленных ограничений, правил.