Права ребенка в детском саду консультация для родителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права ребенка в детском саду консультация для родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом случае речь идет о том, что, помимо режимных занятий, тихого часа и прогулок, ребенку должна быть предоставлена возможность для реализации своих талантов. Это означает, что в ДОУ обязательно должны проводиться занятия, направленные на развитие умственного и логического мышления малыша.

Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника» консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника»

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

— на воспитание;

— на развитие;

— на защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Читайте также:  Пособия на детей в 2023 в Дагестане

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Ключевые задачи правового воспитания дошольников

Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацеленона реализацию следующих задач.

  1. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
  2. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
  3. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
  4. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
  5. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
  6. Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:

  • информационно-познавательный;
  • эмоционально-оценочный;
  • поведенческо-деятельностный.

Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.

С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.

Мотивирующее начало занятия по правовому воспитанию

Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик — для этого нужно назвать своё имя.

Другой пример. Педагог сообщает дошкольникам, что хочет познакомить их с замечательной книгой под названием «Права ребёнка». Но тут появляется злая Баба-Яга (это может быть игрушка), которая отбирает книгу и уходит (говорит, что ребята ещё слишком малы, чтобы её изучать). Таким образом, интерес детей к книге возрастает, и они отправляются по следам Бабы-Яги, чтобы вернуть пропажу, незаметно осваивая по дороге важные понятия.

Ребята всегда любят помогать слабым, чувствуя при этом свою значимость. В связи с этим можно продумать соответствующую мотивацию. В группе появляется маленький человечек Кирюша. В стране, откуда он приехал, живут большие и маленькие люди. Большие всегда серьёзные, занятые, часто говорят о своих правах. А вот о правах маленьких человечков все молчат, как будто их вовсе нет. Дошкольники с удовольствием познакомят Кирюшу с главным международным документом «Всеобщая Декларация прав человека»: он узнает, что права людей не зависят от их внешних признаков, например, роста.

Подойдёт и такой вариант — к дошкольникам приходит в гости грустный Буратино. Он переживает, что его не возьмут в школу, а он так хочет учиться. Воспитатель сообщает персонажу, чтобы его обязательно возьмут в школу, ведь есть особое право — на образование, чтобы все желающие могли учиться.

Педагог может подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную страну Правдилию. Здесь счастливо жили люди и животные, растения и насекомые. Каждый имел разные права: на жизнь, свободу, счастье, отдых и пр. В стране был чудесный сад, который все оберегали, ведь там рос «цветок Счастья»: именно на его лепестках были записаны все права.

Право на защиту интересов

В первую очередь, в процессе обучения должны учитываться нужды и интересы самих малышей, а не преподавательского состава ДОУ. Таким образом, дети должны находиться под постоянным присмотром и чувствовать себя комфортно на протяжении всего дня в детском саду.

Педагоги должны следить за тем, чтобы в образовательном учреждении всегда был позитивный микроклимат, положительно влияющий на настроение детей. Кроме этого, важен и психологический комфорт. Это означает, что малыш должен чувствовать себя в детском саду так же хорошо, как и дома. На первых порах новые ученики испытывают стресс, поэтому руководство ДОУ не должно препятствовать их нахождению на занятиях и других мероприятиях.

Также желательно, чтобы в образовательном учреждении была возможность посещать консультации для родителей. Это поможет донести до них важную информацию о том, как подготовить малыша к посещению ДОУ.

Кроме этого, руководство детского сада обязательно должно следить за тем, чтобы все продукты, которые даются детям на завтрак, полдник и обед, соответствовали нормам питания. Вся пища должна готовиться на качественном оборудовании с выполнением всех необходимых гигиенических мер.

Порядок оказания услуг

В рамках предварительной консультации адвокат ознакомится с ситуацией и ответит на все вопросы. Мы проанализируем имеющиеся документы и предложим наиболее подходящий алгоритм действий. Для достижения поставленной цели предпринимаются следующие меры:

  • подготовка письменных претензий в частные организации и государственные инстанции;
  • участие юриста при проведении переговоров, педагогических советов, бесед в детской комнате полиции;
  • составление текстов соглашений для урегулирования споров в добровольном порядке;
  • правовая экспертиза документов, имеющих отношение к правам несовершеннолетнего;
  • направление сведений о выявленных нарушениях в прокуратуру для проведения проверки;
  • подготовка искового заявления в суд;
  • сбор и оформление письменных доказательств: характеристик, медицинских выписок, свидетельских показаний;
  • участие в судебных заседаниях на стороне несовершеннолетнего, дача объяснений, заявление ходатайств и отводов;
  • получение судебного решения и исполнительного листа, контроль за реализацией вынесенных постановлений;
  • обжалование неправосудных решений в апелляционной и кассационной инстанциях.
Читайте также:  Захват общедомовой территории в многоквартирном доме куда обращаться

Мы осуществляем юридическую поддержку на основании договора. Ребёнку и его представителям гарантируется конфиденциальность предоставленных сведений. Используем индивидуальный подход и предлагаем только те услуги, которые необходимы в данной ситуации.

Как защитить права дошкольника

В первую очередь, необходимо поговорить с директором ДОУ. Если беседы не дали положительного результата, то в этом случае стоит поднять вопрос на очередном родительском собрании. Если и это не помогло, то необходимо составить официальное требование на имя администрации заведения.

Следующий этап – обращение в государственные органы. Жалоба может быть направлена в прокуратуру. При этом нужно приложить заявление, которое ранее было направлено дирекции ДОУ.

Как правило, после этого начинается служебное расследование, и все виновные несут наказание.

Зная права и обязанности детей в детском саду, можно защитить их от грубого обращения.

Беседа с родителями права и обязанности ребенка в семье

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: — жить и воспитываться в семье; — знать, кто является его родителями; — на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны; — на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением; — на всестороннее развитие; — на уважение человеческого достоинства; — на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д.

Основные права несовершеннолетних детей

Ниже приводится перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка.

Право выражать собственное мнение. Ребенок, как и любой другой член семьи, является отдельной личностью, а значит, имеет свое определенное представление обо всем. Так, согласно ст. 57 СК РФ, у ребенка может быть свое мнение, к которому должны прислушиваться остальные. Его мнение даже учитывается при судебном рассмотрении вопросов, касающихся жизни ребенка.

Лица, которым уже исполнилось 10 лет, могут высказывать свое мнение по поводу усыновления, смены ФИО, лишения родительских прав их родителей.

Все эти действия могут осуществляться только по согласованию с несовершеннолетним.

Право на проживание в семье. Ст.54 СК РФ гласит о том, что дети вправе проживать в семье, получать от своих родителей должное внимание и заботу. Исключением считаются только случаи, при которых совместное проживание с родителями оказывает негативное воздействие и нарушает интересы несовершеннолетних граждан.

Право на общение с родственниками. Дети имеют основание общаться не только с отцом и матерью, но и с другими родственниками по обеим линиям (ст. 55 СК РФ). Даже если семейный союз распался, дети могут общаться с любым из родителей, независимо от места их проживания.

Если мать или отец самовольно устанавливают запрет на общение с одним из родителей или другим родственником, то это считается нарушением законодательства.

Для решения такой проблемы можно обратиться в орган опеки и попечительства.

Право на получение фамилии, имени, отчества. При рождении малышу присваиваются имя, фамилия и отчество (ст. 58 СК РФ). При выборе имени родители должны соблюдать правила, указанные в п. 2 этой статьи. Фамилия детям передается от матери и отца. Это может быть их общая фамилия, одного из родителей или двойная, включающая фамилии отца и матери. Отчество присваивается по отцу.

Право детей на защиту. На законодательном уровне также предусмотрена защита интересов детей (ст. 56 СК РФ). Обязанность по защите возлагается на родителей, опекунов, а также на орган опеки и попечительства, прокуратуру и суд.

Уведомить соответствующий орган о нарушении законодательных норм по отношению к детям может любой гражданин, владеющий такой информацией.

Право на игры и отдых

Как известно, в юном возрасте малыши намного лучше усваивают информацию в игровой форме, поэтому очень важно, чтобы преподаватели ДОУ давали малышам такую возможность развивать не только свои интеллектуальные, но и творческие способности.

Также права ребенка в детском саду включают в себя возможность социализации. Дети только учатся взаимодействовать с коллективом, поэтому руководство образовательного учреждения не может лишать их этой возможности. В процессе игр с другими учениками малыши воспитывают в себе нравственность и другие необходимые качества.

Кроме этого, говоря о том, какие права имеет ребенок в детском саду, стоит отметить, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом и другими развлечениями, не требующими умственного напряжения. Если после дня в детском саду малыш приходит домой уставшим и абсолютно без сил, то это говорит о том, что педагоги заведения не справляются со своими обязанностями. Тем самым они не выполняют свои должностные инструкции.

Защита прав в детском саду

Чтобы постоянная критика, физическое воздействие, а также другие негативные методы развития не воспринимались ребенком как должное, необходимо позаботиться о защите прав несовершеннолетних. Перед тем как отправить своего малыша в детсад, настоятельно рекомендуем:

  • ознакомиться с отзывами в интернете и других источниках;
  • проконсультироваться с посторонними или знакомыми людьми, которые ранее уже имели дело с выбранным детсадом;
  • постоянно проверять режим дня, распорядок, программы для развития, ориентироваться в основных гарантиях прав ребенка;
  • быть участником родительского комитета для более глубокого понимания интересов детей.

Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.

  1. Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
    • Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
  2. Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
    • Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
  3. Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
    • Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
  4. По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
    • Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.

Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.

  1. Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
      Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
  2. Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
      Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
  3. Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
      Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
  4. По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
      Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.

Право на игры и полноценный отдых в стенах ДОУ

В детских садах часто проводятся уроки по развитию мелкой моторики, где ребята делают что-либо своими руками, на других занятиях — разучивают буквы, но смена развивающей деятельности и игр — обязательна. В процессе игр малыши также учатся и готовятся ко взрослой жизни, разыгрывая различные ситуации и эпизоды жизни взрослых.

Существуют федеральные образовательные стандарты, которые определяют варианты досуга для ребенка в саду. Воспитатель при этом не является человеком, который просто наблюдает — он реализует и сопровождает новые игры, развивающие детей и позволяющие в то же время отдохнуть.

«Изучение» телефона или праздные разговоры с другим персоналом показывают педагога как безразличного к своим обязанностям работника. Часто бывает, что в группах устанавливают телевизор и дети днями напролет смотрят мультфильмы. Само собой, воспитатель таким образом снимает с себя нагрузку, но он также нарушает и права дошкольника на полноценные активные игры.

Для отдыха ребенку должна быть предоставлена своя кроватка, где он будет спать. Это должно быть комфортное для него место.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *