Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия дает право страховщику заниматься». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование страховой деятельности — это ключевое требование для осуществления и оформления страховых договоров. Оно должно проводиться только юридическими лицами, так как именно они имеют право осуществлять данные операции. Частные граждане не вправе занимать оформлением страховых договоров.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Все нюансы и тонкости заработка
Заработок брокера зависит от количества продаж страховых продуктов, а точнее от комиссионных. В разных случаях этот параметр колеблется от 10% до 25%.
К примеру, если средняя цена продукта 20 000, то получаемая сумма составит около 1 500. И это только от одной сделки. Но здесь необходимо учитывать и срок действия заключённого договора. В некоторых случаях процент комиссионных по этому принципу возрастает до 30-50%.
Заработок может зависеть не только от процентных коэффициентов. В число оплачиваемых услуг можно ввести сопровождение клиента при наступлении страхового случая, предоставление юридических консультаций и т. д.
Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий: 1. Ими могут быть физические или юридические лица. Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:
а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.
В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.
Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;
б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Лицензирование страховой деятельности: процедура, порядок, документы
Страховая деятельность — это сфера занятости, которая предполагает формирование резервного фонда с целью дальнейших выплат при наступлении стразового случая.
Действия проводятся со стороны страховой компании, организации или сообщества.
Итак, давайте узнаем, правда ли, что страховая деятельность не подлежит лицензированию? Также мы расскажем вам о том, что включает лицензирование деятельности субъектов страхового дела (организаций) и страховой надзор.
Условия лицензирования страховой деятельности
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, является обязательным.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика устанавливается дифференцированно, в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни; перестрахование. Минимальные размеры уставного капитала страховых организаций законодательно пересматриваются в зависимости от состояния экономики страны, инфляции и стратегии государства в области развития страхового дела.
- Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль за:
- — наличием достаточной суммы активов у страховщика;
- — условиями страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства;
- — обоснованностью страховых тарифов;
- — соответствием правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, установленным законодательными требованиями;
- — бизнес-планом.
- Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также — лицензия) выдается субъектам страхового дела. Классификация видов страхования, требующая лицензирования, представлена в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:
- 1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события;
- 2) пенсионное страхование;
- 3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
- 4) страхование от несчастных случаев и болезней;
- 5) медицинское страхование;
- 6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
- 7) страхование средств железнодорожного транспорта;
- 8) страхование средств воздушного транспорта;
- 9) страхование средств водного транспорта;
- 10) страхование грузов;
- 11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);
- 12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
- 13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
- 14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- 15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
- 16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
- 17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
- 18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
- 19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
- 20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
- 21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
- 22) страхование предпринимательских рисков;
- 23) страхование финансовых рисков.
- Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
- Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы для лицензирования:
- 1) заявление о предоставлении лицензии;
- 2) учредительные документы соискателя лицензии;
- 3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
- 4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
- 5) сведения о составе акционеров (участников);
- 6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- 7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- 8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
- 9) сведения о страховом актуарии;
- 10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
- 11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- 12) положение о формировании страховых резервов;
- 13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере четырех тысяч рублей. За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей. Указанные суммы платежей зачисляются в федеральный бюджет.
- Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней.
- Последующее расширение перечня видов страхования (приложение к лицензии), вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзора за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами (резервом платежеспособности).
- Соискателю лицензии могут отказать в выдаче лицензии на основании:
- 1) использования соискателем лицензии-юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела — юридических лиц;
- 2) наличия у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
- 3) несоответствия документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
- 4) несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
- 5) наличия в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- 6) наличия у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
- 7) не обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;
- 8) наличия неисполненного предписания органа страхового надзора;
- 9) несостоятельности (банкротство) (в том числе преднамеренного или фиктивного банкротства) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
- Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
- Лицензия может выдаваться или без ограничения срока ее действия, или временно на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования.
- При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Оно дается в случае:
- 1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
- 2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
- 3) несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
- 4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;
- 5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;
- 6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;
- 7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы, ранее представленные для получения лицензии.
- Действие лицензии ограничивается или приостанавливается в случае неисполнения страховой организацией предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания.
- Ограничение действия лицензии означает запрет на осуществление отдельных видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования.
- Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня опубликования в печатном органе.
Банки-кредиторы потеряют комиссии за присоединение заемщиков к коллективным страховкам
Последние годы остро болезненной для потребителей остается тема запредельных комиссий в пользу банка-кредитора при оформлении страховок для потребительских кредитов, которые достигали 95% и выше от уплаченной заемщиком премии по полису страхования жизни. Премия уплачивалась заемщиком за несколько лет вперед (на срок кредита). Эта практика сочетается с практикой присоединения страхователя-заемщика к действующему коллективному договору, сторонами которого выступают банк и страховщик, но не сам потребитель. Последний вообще в данном случае не сторона договора, это сильно осложняет заемщику в дальнейшем защиту интересов в ситуациях конфликта. Кроме того, по этой недружелюбной схеме платеж по страховке устанавливался резко выше, чем по такому же договору, заключенному на свободном рынке. И все это при том, что коллективный договор страхования заемщиков защищает интересы самого банка от невозврата кредитов при возникновении проблем со здоровьем или в случае смерти заемщика.
В последнее время законодатели, ФАС России и ЦБ направляли значительные усилия на ограничение условий для дискриминации потребителей, усилены права заемщиков на отказ от страховки и досрочное их расторжение. Правда, при этом резко взлетает ставка по кредиту. Прямых возможностей влиять на условия договора страхования, заключенного СК и банком в случае коллективной схемы договора, влиять на уровень комиссий у регуляторов пока нет.
Для решения проблемы высоких комиссий по договорам коллективного страхования потребуются дополнительные шаги со стороны законодателей, отмечают в ЦБ. «Банк России поддерживает предложения по внесению изменений в закон «О потребительском кредите (займе). Так, предлагается исключить взимание кредитором комиссии при подключении заемщика к договорам коллективного страхования. Это справедливо, поскольку в данном случае кредитор действует исключительно в собственных интересах», — полагает регулятор. Таким образом, вся эта схема зарабатывания на коллективных страховках сверхкомиссий разрушится.
Проектируемая мера может оказаться эффективней в сочетании с другой в рамках борьбы с недобросовестными практиками при кредитном страховании, которые связаны с навязыванием заемщику дополнительных страховых продуктов.
ЦБ возлагает надежды и на принятие закона о совершенствовании расчета полной стоимости кредита (ПСК). Таким образом, полное раскрытие потребителю информации о стоимости как самого кредита, так и страховки, о других платежах устранит возможность прятать дороговизну кредита, рекламируя при этом низкую ставку по нему.
«Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Государственной думе. В расчет ПСК будут включаться все платежи за дополнительные услуги, предлагаемые при заключении кредитного договора, включая плату за страховки. Так как действующее законодательство ограничивает размер ПСК по каждому виду кредитов (его значение не должно превышать среднерыночное более чем на треть), будет существенно ограничена возможность навязывания кредиторами заемщикам дополнительных страховых услуг», — пояснили в ЦБ.
Для защиты потребителя регулятор уже установил требования к кредитному страхованию, которые вступили в силу с 1 октября 2022 года (Указание 6139). Также 11 октября 2022 года ЦБ адресовал страховым организациям и кредиторам информационное письмо об обеспечении прав заемщика на выбор страховщика при добровольном страховании для исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа). ЦБ закрепил возможность отказаться от страховки при досрочном погашении кредита с возвратом части её стоимости, обязал предоставлять заемщику всю важную информацию об условиях страхования в доступной форме, а также предупредил о том, что недопустимо навязывать клиенту услуги конкретной компании для страхования связанных с кредитом рисков.
Отвечая на вопрос, какой эффект дали все эти меры, в ЦБ отметили, что «прошло слишком мало времени, чтобы оценивать эффект нового регулирования». Но там видят, что страховщики активно вносят изменения в свои правила страхования, приводят их в соответствие с новыми требованиями. Банк России будет мониторить, как страховщики соблюдают новые положения регулирования.
Требования к ОВС повысятся
Готовящиеся ЦБ меры регулирования в сфере повышения требований к финустойчивости с 2023 года затрагивают и некоммерческие общества взаимного страхования. Новации могут привести к сокращению игроков в этом сегменте, такую оценку привел агентству эксперт в сфере ОВС.
«Дополнительный импульс взаимному страхованию может дать расширение разрешенных видов страхования, — полагают в ЦБ. — Но это можно сделать только при условии повышения требований к финансовой устойчивости ОВС и расширения ответственности их членов. Выполнение этих условий в том числе будет способствовать повышению привлекательности такой формы страхования для потребителей и способствовать развитию обществ взаимного страхования в долгосрочной перспективе. Инвестиции в создание ОВС будут оцениваться в качестве достаточно консервативных вложений в связи с возросшими к ним регуляторными и надзорными требованиями. Законопроект, направленный на совершенствование регулирования ОВС, находится на рассмотрении в Государственной думе».
«Важно, чтобы повышение требований к финустойчивости не оказалась непомерной нагрузкой для ОВС, не привело к умиранию сегмента. Особенность формирования таких некоммерческих организаций — в отсутствии прибыли к распределению и в отсутствии капитала, взамен действует механизм солидарной ответственности участников ОВС. Если повышенные требования по финустойчивости к ОВС регулятором будут реализованы, этой категории игроков потребуется формировать дополнительные финансовые резервы как аналог капитала. Дополнительная нагрузка снизит в принципе привлекательность идеи создания ОВС. В то же время, как показала мировая практика, в ряде случаев ОВС — хороший инструмент страховой защиты, особенно в условиях закрытия внешних рынков», — прокомментировал «Интерфаксу» планы Банка России эксперт на рынке ОВС. По его мнению, «более справедливым следует считать подход к оценке финустойчивости и платежеспособности ОВС с учетом специфики таких компаний, это должна быть отдельная линия в регулировании».
В свою очередь ЦБ отмечает, что деятельность ОВС основывается на механизме добровольного объединения его членов. Поэтому развитие этого бизнеса зависит, в первую очередь, от заинтересованности самих хозяйствующих субъектов (страхователей) в кооперации для получения страховой защиты своих интересов.
Средняя цена: 115 000 рублей.
Клиент после заключения договора вносит аванс в размере 70 % от стоимости выбранных юридических услуг.
Название лицензии | Стоимость |
Лицензия на осуществление медицинского страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на деятельность страхового брокера | 115 000 рублей |
Лицензирование деятельности по осуществлению страхования гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования от несчастных случаев и болезней | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление пенсионного страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования предпринимательских рисков | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования финансовых рисков | 115 000 рублей |
Лицензия на страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и/или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (лицензия ОСАГО) | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору | 115 000 рублей |
Лицензия на страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств водного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств воздушного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств наземного транспорта, за исключением железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования грузов | 115 000 рублей |
Лицензия на сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных) | 115 000 рублей |
Устная юридическая консультация | 2 400 рублей |
Письменная юридическая консультация | 3 600 рублей |
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование – это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Федеральная служба страхового надзора выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страх ование, Федеральная служба страхового надзора производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)
Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).
Временная лицензия может выдаваться на срок:
1) указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;
2) от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.
Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Выдача лицензий осуществляется Федеральной службой страхового надзора на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Федеральную службу страхового надзора. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Федеральная служба страхового надзора имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их к омпетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ. Перечень документов, необходимых для получения лицензий, является исчерпывающим и представлен в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Федеральная служба страхового надзора обязана принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:
1) заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
2) учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
9) сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;
11) р асчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).
Получив лицензию, соискатель лицензии становится страховщиком. Если страховщику необходимо получить лицензии на дополнительные виды добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, то в этом случае он представляет в орган страхового надзора не весь перечень вышеуказанных документов, а только документы, предусмотренные подп. 1, 10–13. На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9 и 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), а также подп. 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Особенностью п олучения лицензии в Федеральной службе страхового надзора соискателями лицензий, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, состоит в том, что кроме документов, указанных в подп. 1—13, они обязаны представить еще один документ. Этот документ – согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны пребывания иностранных инвесторов на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ. Или же такой соискатель уведомляет Федеральную службу страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране пребывания иностранных инвесторов.
Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
Итак, чем страховой агент занимается? В его обязанности входит:
- поиск новых страхователей (клиентов);
- повторное страхование уже имеющихся клиентов;
- объяснение страхователю условий договора;
- заполнение за клиента бумаг для подписания;
- при оформлении «вживую» – прием оплаты и дальнейшая передача ее в страховую, при оформлении онлайн – выдача ссылки на оплату;
- если предусмотрено договором с компанией – выплата часть компенсации клиенту.
Права страхового агента зависят от договора, но всегда включают в себя право на часть (процент) от сделки. Кроме того, по закону агент имеет право на получение информации об уставном капитале, лицензии, страховых резервах и сроке деятельности страховщика.
Так же, естественно, специалист имеет право на получение исчерпывающей информации о всех страховых продуктах компании.
Согласно закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», специалист несет ответственность за:
- полноту и объективность переданной клиенту информации;
- неразглашение финансовой и другой личной информации о страхователе;
- достоверность переданных на подпись документов;
- сохранность денег и документов, взятых у клиента;
- своевременную подачу отчетов страховщику.
Как получить лицензию на страховую деятельность: 6 требований
Перед тем как отправлять запрос, вы должны знать в каких случаях могут отказать в выдаче лицензии и исправить досадные неточности:
- если в документах не совпадают данные;
- допущены ошибки и опечатки;
- есть судимость;
- грозит банкротство или выявлено шаткое финансовое положение;
- экономическое обоснование недостаточно;
- квалификация руководителей не соответствует требованиям.
Заполнять бланк заявления нужно внимательно, чтобы данные совпадали с документальными.
Страховые организации защищают права физических и юридических лиц при наступлении всевозможных страховых случаев. Лицензии выдаются по решению лицензирующего органа:
- страховым брокерам;
- перестраховщикам для перестрахования;
- страховым организациям;
- обществам взаимного страхования.
Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:
- ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
- ведением реестра страховых брокеров;
- разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.
Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.
Банк России вправе действие лицензии:
- приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
- ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.
Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.
Соискатель лицензии на ведение страховой деятельности для ее получения должен соответствовать всем требованиям, установленным Законом № 4015-I, обходится минимальным участием иностранных инвесторов. Юридические лица, желающие заниматься страховой деятельностью, соискатели лицензии, должны иметь:
- определенный минимальный объем уставного капитала — зависит от вида страхования;
- установленную законом организационно-правовую форму;
- высокий уровень подготовки кадров в сфере страхования;
- не более 49% участия иностранных инвесторов в уставном капитале.
Приказ Госстрахнадзора РФ от 22.01.1993 N 02-02/4 “Об изменениях и дополнениях “Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации” от 12 октября 1992 г. N 02-02/4″ (вместе с новой редакцией “Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.1993 N 136)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
от 22 января 1993 г. N 02-02/4
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ “УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ” ОТ 12 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 02-02/4
В соответствии с Указом Президента от 30 июля 1992 г. N 808, на основании Закона Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992 г.
1. Внести в “Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации” от 12.10.92 г. N 02-02/4 изменения и дополнения.
2. Пункт 5 “Порядка введения в действие “Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации” от 12 октября 1992 г. N 02-02/4 отменить.
Руководитель Федеральной службы
России по надзору за страховой
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12.10.92 N 02-02/4
(в ред. изменений и дополнений от 22.01.93)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Условия разработаны на основании Закона Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992 года и в соответствии с Положением о Государственном страховом надзоре Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1992 года N 808.
1.2. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором).
1.3. Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
1.4. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Условиями.
1.5. Настоящие Условия являются едиными для всех страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
2.1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
Лицензия выдается по установленной форме (Приложение 1, 1-а) и содержит следующие реквизиты:
– наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
– наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик, и территории, на которой он имеет право проведения этого вида (видов);
– номер лицензии и дату решения Росстрахнадзора о выдаче лицензии;
– подпись Руководителя (его заместителя) и гербовую печать Росстрахнадзора;
– регистрационный номер по государственному реестру.
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче.
2.2. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, в которой, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1, указывается срок, на который она выдана.
Действие договоров страхования, заключенных страховщиком при наличии временной лицензии, не может выходить за пределы срока ее действия.
2.3. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
– перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование
по видам страховой деятельности:
2.3.1. личное страхование, включающее:
(1) страхование жизни
(2) страхование от несчастных случаев и болезней
(3) медицинское страхование
2.3.2. имущественное страхование, включающее:
(4) страхование средств наземного транспорта
(5) страхование средств воздушного транспорта
(6) страхование средств водного транспорта
(7) страхование грузов
(8) страхование других видов имущества, кроме перечисленных (4), (5), (6), (7)
(9) страхование финансовых рисков
2.3.3. страхование ответственности, включающее:
(10) страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов
(11) страхование ответственности владельцев автотранспортных средств
(12) страхование иных видов ответственности
2.3.4. (13) по перестрахованию
Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.
III. Владельцы лицензий
3.1. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана страховщику, зарегистрированному на территории Российской Федерации при соблюдении требований, предъявляемых действующим законодательством и настоящими Условиями.
3.2. Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей – по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей – по перестрахованию, если предметом деятельности является исключительно перестрахование.
Какие виды деятельности подлежат лицензированию?
Закон №172 от 2003 г., регламентирующий организацию страховой сферы в нашей стране, классифицирует все виды деятельности, для которых необходимо получение разрешения. Этот перечень охватывает двадцать три вида.
В частности, получение документа позволяет застраховать жизнь клиента:
- на случай наступления каких-либо обстоятельств, например, смерть, достижение конкретного возраста;
- на условиях регулярной страховой выплаты по финансовой ренте;
- от наступления болезни или несчастного случая.
Обязательному лицензированию подлежит страховая деятельность в таких сферах:
- медицинская;
- пенсионная;
- грузоперевозки;
- сельское хозяйство.
Также осуществляется страховка:
- личного имущества;
- предпринимательских и финансовых рисков;
- всех типов транспортных средств (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);
- гражданской ответственности их владельцев.
Аналогично страхуется гражданская ответственность:
- структур, занимающихся эксплуатацией опасных объектов;
- в случае наступления вредных последствий из-за некачественного приобретенного товара, произведенной работы или оказанной услуги;
- за нанесение вредных последствий третьему лицу;
- за нарушение договорных обязательств.
Страховой фонд – это резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. К страховым фондам можно отнести государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур, образуемый в процессе самострахования.
Страхованию как самостоятельному элементу финансовой системы присущ ряд характерных особенностей. Экономическая природа страховых фондов неоднозначна и по-разному трактуется в экономической теории, где существуют две альтернативные точки зрения по данному вопросу: амортизационная и перераспределительная. Первая является исторически более ранней и естественной. Согласно ей страховой фонд имеет амортизационную природу, он обеспечивает восстановление материальных ценностей общества, утраченных вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других рисков. Таким образом, страховой фонд является фондом простого воспроизводства. По этой причине затраты на страхование, так же как амортизационные отчисления, изначально относились на издержки производства. При социализме считалось, что страховые фонды носят исключительно перераспределительный характер, т. е. образуются на основе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Это было вполне естественно в условиях монополии государственной собственности на средства производства, когда предприятия не имели необходимости страховать свое имущество.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:
- ведением реестра брокеров страхования;
- ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
- разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.
Банк России вправе:
- Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
- Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.
Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.
Что еще предполагает лицензирование страховой деятельности в РФ?
Особенности выдачи лицензии
Статья 32 Закона №4015-1, регламентирующего страховую деятельность, устанавливает список документов, которые надо иметь при себе в процессе регистрации страхового брокера. Решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований касательно получения лицензии принимается в установленные законодательством сроки — не более 30 дней с момента передачи на проверку всех необходимых бумаг. Оформление лицензии сопровождается обязательной уплатой пошлины, величина которой составляет 7500 рублей. Для получения статуса страхового брокера компаниям важно соответствовать таким требованиям:
- В уставной и регистрационной документации указываются виды деятельности, прямо относящиеся только к страхованию;
- В наличии есть собственные средства в виде 3 миллионов рублей, либо в качестве банковской гарантии;
- В штат входят профессиональные кадры с соответствующей образовательной подготовкой, наличием опыта работы в сфере предоставления страховых услуг.
Ассоциация страховых брокеров разработала специальные рекомендации, основанные на нормативных актах Банка России, в которых содержится исчерпывающая информация о процедуре, а также образцы необходимых документов. Однако эти рекомендации доступны только членам Ассоциации. Стоит учитывать, что только при условии выполнения законодательно установленных требований страховой брокер может получить необходимую ему лицензию. Законодательством предусматривается возможность лишения лицензии, если брокер нарушил нормативно-правовые акты, регламентирующие его деятельность.
Лицензирование деятельности страховых организаций
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ.
Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:
- наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
- наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
- территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
- подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
- регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
- номер лицензии и дата ее выдачи.
Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФССН следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- учредительные документы;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
- сведения о составе акционеров (участников);
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- положение о формировании страховых резервов;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан предоставить в ФССН указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
- образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
- документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера — индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФССН об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФССН прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФССН выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.
ФССН рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФССН обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:
- несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
- использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
- необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодател ьства;
- наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
- несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминаюсь, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.
За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Следует отметить, что к компетенции ФССН в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.
Предписанием является письменное указание ФССН и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у пего нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:
- осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
- несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
- несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
- нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;
- непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;
- установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;
- несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
- иные нарушения.