Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в такси 2023 новые». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно новому закону, пассажиры могут заранее ознакомиться с тарифами на перевозку. Их опубликуют на сайтах перевозчика, службы заказа. В Москве, СПб и Севастополе городские власти могут сами установить минимальные тарифы на поездки в такси. Новые тарифы начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
Новые требования к водителям такси и машинам
Согласно новым требованиям, водители такси обязаны иметь категорию В и стаж вождения минимум 3 года. У них должны быть положительные результаты аттестации на осведомленность, где в городе находятся органы власти, исторические памятники, медицинские учреждения и прочие важные объекты инфраструктуры.
Для работы в службе такси нужно получить удовлетворительные медицинские показатели. Водитель не должен быть ранее судимым. Перевозки не может осуществлять человек, который:
- за год два раза подряд лишался водительских прав, был арестован за нарушение ПДД;
- имеет 3 и больше неоплаченных штрафа;
- не прошел аттестацию на знание ППП такси и порядка действий в случае ЧС.
Согласно новому закону, применяются ужесточенные требования к машине:
- на ее кузове должны иметься «шашечки», на крыше – оранжевый фонарь;
- цвет кузова должен соответствовать цвету, установленному на законодательном уровне в том ими ином субъекте России;
- пассажиру должны быть доступна в салоне информация о водителе и перевозчике, сроке действия разрешения на осуществление перевозки, контактном номере, на который можно подать жалобу;
- в салоне должен быть установлен таксометр.
У перевозчика минимум полгода в электронном и бумажном виде должна храниться информация о времени всех вызовов, продолжительности поездки, начальном и конечном пункте, телефонном номере, с которого было вызвано такси.
Для бесперебойной работы нового закона будет создана федеральная государственная информационная система реестров легкового такси. Будут три региональных реестра:
- перевозчиков. В список войдут все организации, ИП и самозанятые;
- служб заказа. В список войдут посредники, которые передают вызовы определенным водителям или перевозчикам;
- легковых автомобилей. О каждой машине будет информация.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Ответственность такси-сервисов
Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.
Сведения о перевозчиках и статусе их разрешений можно будет проверить через региональный реестр перевозчиков легковых такси, тогда как сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать — через региональный реестр легковых такси.
При этом ответственность не будет распространяться на такси-сервисы, которые вовремя уведомили уполномоченный орган об отсутствии технической возможности получения актуальных сведений из реестров, а уполномоченный орган не передал эти сведения другим способом не позднее чем за сутки до дня, в который был причинен вред.
Солидарную ответственность с перевозчиком служба заказа такси будет нести и в случае причинения вреда пассажиру, если водителем такси имеет статус самозанятого, однако его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента.
В обоих этих случаях сервис заказа такси вправе в дальнейшем взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, в полном объеме непосредственно с лица, причинившего вред.
Полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в результате поездки на такси, сервис заказа такси будет нести в том случае, если заказчик не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, или если данные были предоставлены корректно, однако в реестрах нет всех разрешающих статусов водителя.
Также для агрегаторов предлагается ввести ответственность за передачу заказов перевозчикам, игнорирующим нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
Что за реестры такси появятся в России?
Согласно закону, в России в скором времени создадут сразу три реестра: региональный реестр служб заказа такси, региональный реестр перевозчиков легковыми такси и региональный реестр легковых такси. Несмотря на схожесть названий, сведения они будут содержать разные.
Так, региональный реестр служб заказа такси будет содержать данные обо всех службах заказа такси в регионе, а также об их праве на осуществление легковых перевозок.
В региональный реестр перевозчиков легковыми такси субъекты РФ будут вносить сведения обо всех перевозчиках, а также об их разрешениях на перевозку пассажиров.
Региональный реестр легковых такси — это база данных обо всех автомобилях, которые перевозят пассажиров за деньги.
При этом все три реестра будут объединены в одну большую федеральную информационную систему. Там все эти данные будут систематизированы и доступны для профильных ведомств.
Всю информацию из базы данных будут размещать на специальном сайте. Предполагается, что такая мера позволит усилить контроль за пассажирскими перевозками в России.
Предлагается обязать автомобильного перевозчика заключить с водителем транспортного средства, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, трудовой договор (за исключением индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц).
Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.
И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время Онлайнер публиковал результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.
Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Штраф за лишнего пассажира в 2022 году
Наказание за перевозку лишних пассажиров предусмотрено статьей 12.23 КоАП:
Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, за перевозку лишнего пассажира может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Данный штраф накладывается на водителя транспортного средства и не зависит от количества «лишних» пассажиров.
Штраф за данное нарушение является минимальным, поэтому хочу обратить внимание на тот факт, что в случае ДТП «лишние» пассажиры могут не только получить травмы, но и покалечить других людей в автомобиле.
Возникает вопрос, что же делать большим семьям? Как перевезти четырех или более детей? На самом деле все достаточно просто. На рынке есть несколько моделей легковых автомобилей, имеющих 6 пассажирских мест. Именно их и следует использовать.
Например, среди новых отечественных автомобилей семиместные версии есть у Lada Largus и Газ Соболь. В продаже есть также и 7-местные кроссоверы многих популярных марок. При желании можно найти в продаже и подержанный 7-местный минивэн или кроссовер.
Семиместный автомобиль позволяет избежать проблем и штрафов при перевозке большой семьи и для управления им достаточно водительского удостоверения категории B. Кроме того, самим пассажирам в большом автомобиле гораздо комфортнее.
Должен ли таксист помочь с багажом?
С начала 2021 года вступили в силу новые правила перевозки пассажиров и багажа, утвержденные Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1586. В них закреплено, что в легковом такси можно транспортировать багаж в виде ручной клади, помещающейся в салоне автомобиля, и в багажнике при условии, что габариты позволяют закрыть крышку багажника.
В документе нет каких-либо указаний по поводу обязанности таксиста помогать погрузить или разгрузить багаж. Но в период оказания услуги он несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, а также за порчу или утрату принятого для перевозки багажа. Поэтому во многих службах такси имеются собственные инструкции, где сказано, что водитель должен:
- открыть крышку багажника для того, чтобы поместить туда или забрать багаж;
- помочь аккуратно погрузить или разгрузить багаж.
В каких случаях считается, что в машине лишний пассажир
Если в машине больше 5 человек, то для обычной легковушки это нарушение правил. По ПДД (пункт 22.8) разрешается провозить количество людей, которое предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства. Для стандартного легкового автомобиля – это пять человек, включая водителя.
К грузовым автомобилям предъявляются еще более строгие требования, так как нарушения грозят более серьезными последствиями и могут привести к гибели большого числа людей на дороге. Перевозить пассажиров можно в кабине с учетом числа посадочных мест. Посадить людей в кузов допускается только в том случае, если соблюдаются требования п. 22 ПДД. В противном случае штраф составит 1000 рублей (ст. 12.23 КоАП РФ, ч. 2). Сумма фиксированная и не меняется в зависимости от числа пассажиров.
Водитель, перевозящий людей в кузове грузовика, не будет оштрафован, если соблюдаются все следующие условия (п. 22 ПДД):
-
находящийся за рулем имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «C» или «C1» минимум в течение 3 лет;
-
при перевозке 8-16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо водительское удостоверение на право управления ТС категории «D» или «D1»;
-
в случае перевозки более 16 человек требуется наличие категории «D»;
-
число перевозимых людей не может превышать количество сидений;
-
машина должна быть исправна;
-
грузовик с бортовой платформой должен быть оборудован сиденьями, установленными на высоте 30-50 см от пола и минимум 30 см от верхнего края борта.
-
сиденья, размещенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь надежные спинки;
-
перевозка детей в кузове запрещена.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана сообщает, что с 1 января 2021 вступает в силу постановление правительства России «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Этот документ, по словам чиновников, предусматривает ряд изменений требований к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Таксист должен иметь водительский стаж не менее трех лет, и у него должен быть национальное водительское удостоверение.
Таксист обязан зарегистрировать принятый заказ в журнале и внести в него дату, время принятия и выполнения заказа, место подачи легкового такси и место окончания перевозки. В журнале указывается номер разрешения фрахтовщика на перевозки пассажиров и багажа легковым такси, госномер и марка легкового такси, дополнительные требования заказчика к классу легкового такси, при необходимости удерживающее устройство для каждого из детей, возможность перевозки инвалида и его кресла-коляски.
Таксист должен выдать пассажиру, в том числе в форме электронного документа, кассовый чек или чек, подтверждающий оплату пользования легковым такси. Маршрут перевозки и багажа легковым такси определяет заказчик. Если маршрут им не определен, водитель легкового такси обязан довести пассажира до пункта назначения по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.
На передней панели легкового такси справа от водителя должно размещаться адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика, номер и срок действия выданного разрешения на деятельность по перевозке, наименование органа, выдавшего это разрешение. Также указываются тарифы за пользование легковым такси.
Требования к перевозчику легковым такси
Закон о такси 2023 г. закрепил общие требования к перевозчику легковым такси. С 01 сентября 2023 г. перевозчик обязан:
- использовать для перевозок только автомобили, которые по техническому состоянию допущены к дорожному движению и соответствуют требованиям к такси, установленным новым законом. Сведения о машине обязательно должны быть внесены в реестр легкового такси;
- допускать к управлению такси работников-водителей, соответствующих требованиям, предъявляемым к ним новым законом (для перевозчиков-юридических лиц);
- обеспечить соблюдение требований норм закона в отношении рабочего времени, времени отдыха, времени управления автомобилем, учету такого времени;
- быть зарегистрированным в налоговом органе того субъекта РФ, который выдал разрешение на перевозки;
- оформлять путевой лист (для юридических лиц);
- если перевозчик заключит договор со службой заказа такси, он обязан направлять в такую службу сведения о готовности к выполнению заказов, о времени начала и окончания выполнения заказов;
- вести в электронном или бумажном формате журнал регистрации заказов легкового такси (журнал заказов) и обязательно вносить в него следующие сведения: номер заказа, дату и время принятия заказа, дату выполнения заказа, адрес места прибытия такси и места окончания перевозки, сведения о ТС (марка, модель, госномер) и ФИО водителя такси; планируемое и фактическое время прибытия такси и окончания перевозки, способ направления заказа перевозчику и телефонный номер лица, заказавшего такси (фрахтователя), дополнительные требования заказчика к перевозке (напр.,наличие детского кресла, перевозка инвалида и коляски и т.п.);
- хранить сведения из журнала заказов не менее 6 месяцев со дня исполнения заказа; предоставлять такие сведения по требованию государственного органа ГИБДД или МВД;
- сообщать заказчику такси: номер заказа, наименование перевозчика-юридического лица или ФИО перевозчика-ИП или самозанятого, размер оплаты за перевозку, причины возможного изменения стоимости, возможность выполнения дополнительных требований заказчика, планируемое время прибытия такси. Если такие сведения сообщает служба заказа такси (на основании заключенного с ней договора), то перевозчик сообщать их повторно не должен. Формат сведений о перевозке должен быть доступным в том числе заказчикам-инвалидам (с нарушением слуха или зрения), т.е. такие сообщения, по требованию заказчика, должны передаваться в виде текстового или звукового сообщения.
- после прибытия такси сообщать заказчику (с учетом вышеизложенных требований к сообщениям) на русском языке: местонахождение такси, его марку, модель, госномер и цвет кузова, а также ФИО водителя и его телефонный номер, или иной способ, позволяющий осуществить вызов на номер водителя, фактическое время прибытия такси;
- разработать тарифы на перевозку (с учетом времени суток, дня недели, класса комфортности и других особенностей перевозки) и правила их применения, если такие тарифы не установлены по договору со службой заказа такси или региональными властями Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, или граничащих с ними субъектов РФ.
- выполнять требования по обеспечению безопасности движения при использовании ТС, в том числе установленные ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- направлять сведения о водителях такси в уполномоченный орган. Перечень таких сведений каждый регион устанавливает самостоятельно;
- не допускать к управлению такси лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за определенные преступления, а также лиц, в отношении которых ведется следствие или судебное рассмотрение по этим преступлениям.
Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам
Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.
Потребуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт гражданина (или уставные документы организации);
- свидетельство о регистрации машины;
- копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.
В заявлении должны быть следующие данные:
- Ф.И.О. ИП или наименование организации;
- юридический адрес;
- ИНН;
- контактные данные (телефон, электронная почта).
Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.
Как происходит ценообразование
Оплату услуг легкового такси может проводиться по одной из следующих схем, закрепленных правилами работы компании:
- по таксометру. Если стоимость услуг определяется таксометром, то приборами должны быть оборудованы все автомашины, принадлежащие организации или ИП. Таксометр включается после в режим стоянки после прибытия автомашины на место отправления. Далее необходимо переключить прибор в режим «движение»;
Таксометр самостоятельно рассчитает пройденный километраж и определит стоимость поездки, увеличив полученный результат на заданный тариф. Чаще всего к таксометру подключаются кассовые аппараты, которые после получения результата о стоимости выдают клиенту чек.
- по тарифам. Если автомобили не оборудованы таксометрами, то плата за проезд может взиматься на основании тарифов, разработанных специалистами компании.