Пенсии относятся к социальному обеспечению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии относятся к социальному обеспечению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Общие признаки социального пенсионного обеспечения

Пенсия является денежной выплатой, которую получают граждане, имеющие на это право. Реализация данного права в натуральной форме невозможна.

Денежная выплата производится на регулярной основе, с периодичностью 1 раз в месяц. Финансовое обеспечение на выплату пенсий производится за счет межбюджетных переводов из федерального бюджета бюджету ПФР. Выплата пенсий носит государственно-правовой характер. Получатели социальных пенсий определяются федеральным законодательством. Пенсия – конституционная гарантия права каждого на данный вид социального обеспечения.

Вывод 1

Общими признаками социальной пенсии являются: ее выплата в денежной форме, периодичность выплат, для выплаты задействованы средства из федерального бюджета, выплаты данного вида социального обеспечения носят правовой характер и контролируются государством.

Пенсия за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:

— если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;

— если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):

– военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;

— военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.

Читайте также:  Доплаты инвалидам 2 гр в Саратовской области в 2023 году

При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):

— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;

— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;

— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».

Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

– трудовые книжки колхозников;

– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета;

– ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:

– указанным договором;

– документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:

– указанными договорами;

– документом территориального органа ПФР;

– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;

Читайте также:  Заявление о направлении копии судебного приказа по электронной почте

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:

– трудовой книжкой;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Социальная пенсия по старости

Закон о государственном пенсионном обеспечении (№ 166-ФЗ от 15.12.2001) называет такой вид выплаты социальная пенсия нетрудоспособным гражданам.

Государство назначит такую выплату при наличии следующих обстоятельств:

  • достижение гражданином определенного возраста. С 2019 г. возраст увеличился. Нюанс: повышение возраста не коснется граждан, которые до 01.01.2019 г. достигли возраста 65 и 60 лет соответственно, но не оформившие пенсию. Процесс повышения возраста будет постепенным:
Год, в котором гражданин приобретает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению Возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
Мужчины Женщины
2019 66 лет 61 год
2020 67 62
2021 68 63
2022 69 64
2023 и последующие годы 70 65

Тем лицам, которым с 01.01.219 г. по 31.12.2020 г. социальная пенсия по заявлению такого пенсионера может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения пенсионного возраста.

Таким образом, пенсионный возраст для социальной пенсии — 70 лет для мужчин и 65 для женщин.

Чирков С.А., начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий, к.ю.н.

Институт социальных пенсий, как и институты пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, дополнительного материального обеспечения за особые заслуги перед государством и др., является самостоятельным институтом российского пенсионного права.

Основой такого деления на перечисленные институты является вид предоставляемой пенсионной выплаты. Нормы институтов пенсионного права регулируют отдельные виды отношений в зависимости от юридических фактов, при наступлении которых назначается тот или иной вид пенсии, а также определяют основания и условия их предоставления.

По общему правилу социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую пенсию , и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца).

Хотя, как мы увидим ниже, не существует никаких ограничений в части возможности назначения социальной пенсии гражданам, имеющим право на страховую пенсию, если им это выгодно.

Соответственно, институтом социальных пенсий признается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению в установленных законодательством случаях нетрудоспособным гражданам гарантированных государством денежных выплат независимо от их участия в трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иных обстоятельств.

Под принципами пенсионного права следует понимать обусловленные закономерностями и потребностями общественного развития коренные, фундаментальные требования нормативного характера, получившие свое отражение в законодательстве, обладающие регулятивной силой, а также определяющие и влияющие на общую направленность и стабильность правового регулирования пенсионных правоотношений. Они предъявляются к правотворческой, правоприменительной деятельности, к законодательству, к судебной практике. И поэтому принципы пенсионного права являются основными стержнями, на которых базируется вся система пенсионного законодательства нашей страны.

Основополагающим принципом современного российского пенсионного права является принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Данный принцип проходит сквозь нормы каждого института пенсионного права, но особенно ярко его действие проявляется именно в факте установления социальных пенсий.

Правовое регулирование института социальных пенсий на современном этапе

Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 г. после вступления в силу ряда федеральных законов. С указанной даты утратил силу Закон N 340-1. Его сменили Закон N 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . С 1 января 2015 г. введен в действие Закон N 400-ФЗ, в связи с чем с указанной даты не применяется Закон N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.

Далее — Закон N 173-ФЗ.

Тем самым пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависимости от источника их финансирования: страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются в первую очередь за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Закон N 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.

Читайте также:  В каких банках приставы не арестовывают счета должников 2023 года

Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца).

Назначение и выплата социальной пенсии

После возникновения права на выплату гражданин может обратиться за назначением соцпенсии в любой момент. Подать необходимый пакет документов можно в территориальную структуру ПФР, в том числе через онлайн-сервис Личный кабинет ПФР, в Многофункциональный центр или отправить их по почте.

Если будет принято положительное решение, назначение пенсии произойдет с 1 числа следующего месяца после даты обращения. Исключение составляют следующие случаи:

  • если обратились граждане, достигшие пенсионного возраста, пенсия им будет назначена со дня достижения соответствующего возраста;
  • инвалидам детства пенсия назначается с момента установления группы инвалидности.

Вместе с обращением за назначением соцпенсии можно выбрать способ доставки выплаты, подав еще одно заявление. Получать деньги можно через:

  • банк;
  • Почту России;
  • организацию, которая доставляет пенсии.

Какие виды пенсий относятся к социальным

  1. Подача составленного по всей необходимой форме заявления на получение социальных пенсионных начислений гражданином.
  2. Предоставление всех документов, которые подтверждают статус получателя и его возможности по оформлению таких выплат.
  • гражданину следует пребывать в установленном законом возрасте для назначения ему к получению пенсионных выплат данного рода;
  • обязательно предоставление гражданином заявления на начисление ему подобных пенсионных выплат;
  • заявление на изучение возможности получателю претендовать на получение таких выплат обязательно следует сопроводить документами, которые запрашивает пенсионный фонд для проведения такой сделки;
  • выплаты данного рода должны быть выполнены только в специально установленные временные раки для их получения гражданином;
  • получателю рассматриваемых пенсионных начислений требуется предоставит доказательства наличия у него достаточного для получения социальной пенсии трудового стажа;
  • социальные пенсии выплачиваются исключительно российским гражданам, которые подтвердили собственное право на оформление таких начислений;
  • для получения пенсии по программам социального начисления следует иметь постоянную прописку по месту фактического проживания;
  • заявление на оформление данных начислений должно быть подано получателем лично, без участия в деле посредников;
  • оформление предоставления социальных пенсий проводится в строгом соблюдении всей необходимой последовательности совершаемых действий;
  • порядок совершения выплат оговаривается положениями действующего законодательства в соответствии с представленной получателем информацией.

Размер минимальной пенсии с 1 января 2021 года

Федеральный размер прожиточного минимума пенсионера в наступающем году составит 10 022 руб. Но не во всех субъектах РФ произойдет увеличение пенсий. Это связано с двумя причинами. Первая — переходный период. На новую методику подсчета МРОТ начнут применять повсеместно только к 2025 году, иначе региональные бюджеты просто треснут по швам. Вторая причина — политика местных властей. Не все готовы повышать ПМП или индексируют его незначительно.

В следующих субъектах России ПМП останется без изменений: Башкирия, Волгоградская и Воронежская области, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Липецкая область, Мордовия, Омская область, Пензенская область, Севастополь, Саратовская, Свердловская и Смоленская области, Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Татарстан, Удмуртия.

Чем отличаются социальная и страховая (трудовая) пенсии

Признаки Социальная пенсия Страховая (трудовая) пенсия
Стаж работы Не требуется Наличие минимального стажа. С увеличением стажа растёт размер пенсии
Источник выплаты Государственный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд
Размер Фиксированный, установленный законом Зависит от количества пенсионных баллов, заработанных получателем, и их стоимости
Дополнительные выплаты Разовая материальная помощь Возможность создать накопительную пенсию дополнительно к страховой

Виды социальных пенсий

Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и люди без гражданства, постоянно проживающие на территории России. Если человек по закону подпадает под разряд имеющих право на два вида пенсий, то он сам выбирает, какую помощь получать.

Но есть граждане, которые могут получать и два вида сразу: например, инвалидам, ставшим таковыми в результате военных действий, положена социальная пенсия по инвалидности и страховая по старости. Или участникам войны — тоже по инвалидности и социальная по старости. Весь перечень таких граждан содержится в статье 3 №166-ФЗ.

Одна из основных мер по защите уязвимых групп населения — социальная — относится к пенсиям по государственному виду обеспечения. Кроме нее, в группу входят выплаты за выслугу лет, по старости, по инвалидности. Соцпенсия — это ежемесячные выплаты из бюджета людям, которые сами не могут заработать по независящим от них причинам (например, из-за серьезной болезни).

Такие социальные выплаты получают:

  • инвалиды 1, 2, 3 групп;
  • инвалиды с детства;
  • дети в возрасте до 18 лет, не имеющие одного или обоих родителей, или родители которых неизвестны;
  • граждане страны от 18 до 23 лет, которые обучаются очно в образовательных заведениях и о родителях которых ничего неизвестно.

Согласно закону №166-ФЗ, социальные пенсии по старости получают женщины, достигшие 60 лет, и мужчины — 65. Для жителей северных регионов РФ возраст уменьшен до 50 и 55 лет соответственно. Причины этому — малая численность таких народов (алеуты, ненцы), их кочевой образ жизни и ведение хозяйственной или ремесленнической деятельности.

Соцпенсии по инвалидности получают граждане, у которых есть серьезные заболевания или увечья. Но если у этих людей есть даже минимальный трудовой стаж, то им государство будет доплачивать еще какую-то надбавку.

Социальные пенсии положены несовершеннолетним, оставшимся без родителей. Например, в семье, где погиб основной кормилец, ребенку будут идти социальные выплаты. Размер соцпенсии, согласно закону ФЗ № 178-ФЗ, должен быть не менее суммы прожиточного минимума, иначе человеку положены доплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *