Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли переквалифицировать административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Переквалификация статьи КоАП РФ — это процесс изменения квалификации правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Она может произойти по решению суда в результате анализа представленных доказательств и применения соответствующих норм права.
Специалисты Содбис рассказывают: возможна ли переквалификация статьи КоАП РФ?
Возможность переквалификации статьи КоАП РФ зависит от обстоятельств дела и правильного применения закона судом. Судья может решить переквалифицировать статью, если обнаружены новые обстоятельства, которые кардинально меняют характер правонарушения или его последствий.
Однако, суд может переквалифицировать статью только в рамках установленных законом административных наказаний. Например, статья КоАП РФ может быть переквалифицирована на более тяжкую или менее тяжкую статью, если имеются достаточные основания и доказательства для такого решения.
Важно отметить, что переквалификация статьи КоАП РФ может повлиять на размер наказания, которое может быть назначено виновному. Переквалификация может привести к более суровым или более мягким санкциям в зависимости от новой квалификации правонарушения.
Таким образом, переквалификация статьи КоАП РФ возможна, но требует соблюдения процедур и обоснования со стороны судебных органов. Она осуществляется судьей на основании анализа представленных доказательств и применения соответствующих норм права.
Специалисты Содбис рассказывают: возможна ли переквалификация статьи КоАП РФ?
Переквалификация статьи КоАП РФ — это процесс изменения квалификации правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Она может произойти по решению суда в результате анализа представленных доказательств и применения соответствующих норм права.
Возможность переквалификации статьи КоАП РФ зависит от обстоятельств дела и правильного применения закона судом. Судья может решить переквалифицировать статью, если обнаружены новые обстоятельства, которые кардинально меняют характер правонарушения или его последствий.
Однако, суд может переквалифицировать статью только в рамках установленных законом административных наказаний. Например, статья КоАП РФ может быть переквалифицирована на более тяжкую или менее тяжкую статью, если имеются достаточные основания и доказательства для такого решения.
Важно отметить, что переквалификация статьи КоАП РФ может повлиять на размер наказания, которое может быть назначено виновному. Переквалификация может привести к более суровым или более мягким санкциям в зависимости от новой квалификации правонарушения.
Таким образом, переквалификация статьи КоАП РФ возможна, но требует соблюдения процедур и обоснования со стороны судебных органов. Она осуществляется судьей на основании анализа представленных доказательств и применения соответствующих норм права.
Верховный Суд РФ указал, как квалифицировать действия водителя в случае, когда государственные регистрационные знаки перевернуты лицевой стороной к транспортному средству.
Подобный способ установки знаков не соответствует требованиям ГОСТ. Следовательно, такое нарушение подпадает под ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ. Эта норма предусматривает ответственность за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований госстандарта знаками. Наказание — предупреждение или штраф 500 руб.
Причем данный способ установки знаков не препятствует их идентификации и не означает, что они видоизменены. Поэтому нет оснований для применения ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Эта норма охватывает случаи, когда знаки отсутствуют, установлены не на тех местах либо видоизменены или оборудованы с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации госномеров либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Особенности переквалификации административных статей
В протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке должна содержаться ссылка на статью КоАП, согласно положениям которой будет назначаться наказание нарушителю. Однако гражданин вправе обратиться в суд с целью обжалования такого решения. Ведь именно судом выносится окончательный вердикт, относительно серьезности совершенного проступка.
Судья может переквалифицировать статью КоАП, если инспектор, в ходе составления протокола или любого другого документа, допустил ошибку, например, неправильно избрал меру взыскания. Однако, суд не вправе одновременно с квалификацией статьи, менять ее подведомственность.
Например, если выявленное нарушение является компетенцией арбитража, то суд общей юрисдикции обязан отправить все материалы именно туда. В таком случае суд не может переквалифицировать статью КоАП — ходатайство придется подавать в подведомственную инстанцию, в данном случае, в арбитраж. Переквалификация статьи КоАП не предполагает возвращения дела с целью дорасследования, суд руководствуется только имеющимися обстоятельствами, поэтому протокол должен содержать исчерпывающую информацию.
Зачастую при оформлении ДТП инспекторы в документах не прописывают все подробности дела: схемы, чертежи и прочие сведения о правонарушении. Поэтому в случае обращения гражданина в суд подобные протоколы зачастую признаются недействительными.
Квалификация административных правонарушений
Однако, права обвиняемого в административном правонарушении вопросе квалификации не ограничены. Он может заявить жалобу на акт проверки или протокол об административном правонарушении. В случае несогласия с ним он имеет право обжаловать приговор или постановление суда.
Административные правонарушения, как и уголовные, имеют свои основания и правила переквалификации. Однако, в отличие от уголовных дел, переквалификация административного дела не является такой распространенной процедурой. Обычно административное правонарушение решается в рамках первоначальной квалификации.
В случае переквалификации административного дела, на следствии или в ходе судебного разбирательства имеет значение защита обвиняемого. Адвокат может оказать помощь в вопросе переквалификации дела, представляя интересы своего клиента и содействуя в достижении наиболее благоприятного решения.
Уголовное дело | Административное правонарушение |
---|---|
Имеет статью для каждого преступления | Может иметь несколько статей для разных типов нарушений |
Переквалификация дела может быть реально осуществлена в рамках предварительного следствия или приговора суда | Переквалификация дела редко применяется и решается в рамках первоначальной квалификации |
В процедуре переквалификации обвиняемого сопровождает защита адвоката | Адвокат может быть назначен на случай обжалования приговора или постановления |
Имеет ли право мировой судья переквалифицировать статью об административном правонарушении с одной части на другую т
Ответ: В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Вопрос 6: Можно ли при рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении переквалифицировать действия лица на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не ухудшает положения лица, но в соответствии с требованиями главы 23 КоАП РФ дело становится подведомственным несудебным органам или должностным лицам?
Реально переквалифицировать статью на суде
3. Изменение квалификации ввиду допущенной ошибки. При этом исходные данные (фактические обстоятельства содеянного и нормы уголовного закона) остаются без изменений. Как правило, ошибка в квалификации возникает из-за неправильного толкования признаков состава преступления, из-за логической ошибки в процессе разграничения преступлений, из-за квалификации «с запасом» (как более тяжкого преступления) и т.д.
Прокурор и суд ограничены законом в изменении квалификации. Так, прокурор при утверждении обвинительного заключения вправе применить закон о менее тяжком преступлении. Для изменения квалификации на более тяжкое преступление или на преступление, существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального, прокурор обязан возвратить дело следователю для предъявления нового обвинения.
Особенности переквалификации административных статей
В протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке должна содержаться ссылка на статью КоАП, согласно положениям которой будет назначаться наказание нарушителю. Однако гражданин вправе обратиться в суд с целью обжалования такого решения. Ведь именно судом выносится окончательный вердикт, относительно серьезности совершенного проступка.
Судья может переквалифицировать статью КоАП, если инспектор, в ходе составления протокола или любого другого документа, допустил ошибку, например, неправильно избрал меру взыскания. Однако, суд не вправе одновременно с квалификацией статьи, менять ее подведомственность.
Например, если выявленное нарушение является компетенцией арбитража, то суд общей юрисдикции обязан отправить все материалы именно туда. В таком случае суд не может переквалифицировать статью КоАП — ходатайство придется подавать в подведомственную инстанцию, в данном случае, в арбитраж. Переквалификация статьи КоАП не предполагает возвращения дела с целью дорасследования, суд руководствуется только имеющимися обстоятельствами, поэтому протокол должен содержать исчерпывающую информацию.
Зачастую при оформлении ДТП инспекторы в документах не прописывают все подробности дела: схемы, чертежи и прочие сведения о правонарушении. Поэтому в случае обращения гражданина в суд подобные протоколы зачастую признаются недействительными.
Первичные различия в квалификации
Административное правонарушение и уголовное преступление являются двумя разными правовыми категориями, что отражается и в основных моментах их квалификации.
Административное правонарушение – это незначительное нарушение общественного порядка, правил безопасности, законов и норм, установленных государством. За административные правонарушения может быть привлечен гражданин либо юридическое лицо. В отличие от уголовного преступления, административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности и более легкими санкциями.
Квалификация административного правонарушения определяется в соответствии с установленными законом критериями. Классификация административных правонарушений включает категории и их элементы, а также степень группы. Квалификацию административного правонарушения осуществляют компетентные органы в порядке, установленном законом, с учетом субъективных и объективных признаков.
Например:
- Административное правонарушение: нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств.
- Категория: не соблюдение требований Правил дорожного движения (ПДД).
- Элементы: нарушение установленных знаками дорожного движения требований остановки и стоянки.
- Степень группы: мелкое хулиганство.
Уголовное преступление – это деяние, предусмотренное Уголовным кодексом и совершенное виновным лицом, за которое уголовный закон предусматривает наложение уголовного наказания. В отличие от административного правонарушения, уголовное преступление характеризуется более серьезной общественной опасностью и более строгими санкциями.
Квалификация преступления определяется в соответствии с Уголовным кодексом. Преступление имеет свою характеристику, которая устанавливается в соответствии с объектом преступления, предметом преступления и иными признаками. Квалификацию преступлений осуществляют следственные и судебные органы на основании материалов расследования и доказательств.
Например:
- Уголовное преступление: убийство.
- Характеристика: умышленное причинение смерти другого человека.
Таким образом, первичные различия в квалификации заключаются в особенностях определения и классификации административных правонарушений и уголовных преступлений, а также в степени их общественной опасности и санкциях, которые могут быть применены к нарушителю.
понятие как экономическая целесообразность а в данном случае она утрачивается
(то бишь пыжылись пыжались составляли все документы и на тебе на последнем этапе обнаруживается, что надо переквалифицировать = прекращать и опять по новой писаниной заниматься шож это за такэ )
Сегодня утром объезжал пробку. 10 метров по тротуару. Гайцы с улыбкой объявили, что остановили для проверки документов. в салоне их автомобиля видеокамера, зафиксировавшая правонарушение. начали сразу писать постановление-квитанцию, объясняя, что хорошим водителям, которые не спорят штраф выписывают не 2000, а 500. Ибо идпсу не нужна плохая статистика.
Я не спорил до поры до времени, получил для подписи постановление (без разъяснения прав) и везде вписал «не разъяснены».
Ах, вы так?! решили утрировать (я посмеялся про себя этому слову) — тогда я переквалифицирую правонарушение на 12.15.2 и выпишу штраф на 2000
был выписан протокол, в него вписаны двое «свидетелей» — один мой пассажир, а второй — проезжавший мимо водитель, которому показали видеозапись.
разъяснили права, объяснили как могу обжаловать, но в протоколе написали завтрашнее утро. я, не заметив, подписал.
Естественно, не согласен и требую защитника. Думаю, шанс оправдаться есть, т.к. нарушены процессуальные нормы, но, с другой стороны, есть видеозапись((
Может ли суд изменить статью обвинения по административному делу
20. Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Может ли мировой суд, если в ходе судебного заседания выяснится, что ответчик невиновен в совершении административного правонарушения, но виновен в совершении другого административного правонарушения, привлечь ответчика по другой статье?
Можно Ли Переквалифицировать Административное Правонарушение
1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
Устранение недостатков протокола может выражаться как в непосредственном указании недостающих сведений (например, в ситуации, когда отсутствует подпись должностного лица, его составившего), так и в составлении нового протокола при невозможности внесения необходимых дополнений (в случае указания неправильной квалификации деяния и др.). При составлении нового протокола следует учитывать то обстоятельство, что в случае возвращения в порядке статьи 29.4 КоАП России материалов дела для устранения недостатков производство по соответствующему делу об административном правонарушении не прекращается, новое дело не возбуждается, вследствие чего вновь составленный протокол подлежит регистрации в установленном порядке с проставлением первоначально присвоенного делу регистрационного номера.
Комментарии к статье 30.1 КоАП РФ, судебная практика применения
В п.п. 10, 30, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Органы, должностные лица, составившие протокол и постановление не являются участниками производства, не вправе заявлять ходатайства и отводы
Поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Должностное лицо, составившее протокол о правонарушении вправе обжаловать постановление судьи по делу, но не имеют право обжаловать постановление в порядке надзора
Частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд. К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее). Однако названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора (статья 30.12 КоАП РФ).
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу, вправе обжаловать решение судьи, в том числе в порядке надзора
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на это постановление, в том числе в порядке надзора (часть 5 статьи 30.9, часть 4 статьи 30.12 КоАП РФ).
Должностные лица коллегиального органа не вправе обжаловать решение суда по жалобе на постановление
Следует также иметь в виду, что часть 5 статьи 30.9 КоАП РФ не наделяет полномочиями по обжалованию решения суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенному коллегиальным органом, должностных лиц этого органа (приведенные разъяснения содержатся в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 5).
Территориальная подсудность дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) — в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ).
При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ (см. п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 5).
Порядок обжалования и вступления в силу постановлений и решений по делам об административных правон��рушениях
Порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Переквалификация административного правонарушения
Вопрос к уважаемым специалистам данного форума.
Подскажите, плиз, со ссылкой на соответствующие НПА, возможна ли переквалификация административного правонарушения, указанного в протоколе, и если возможна — то на каком этапе?
Например. ИДПС составляет протокол и квалифицирует правонарушение по 12.15 ч.4 КоАП. Дело направляется, естественно, в суд. В судебном заседании нарушитель доказывает, например, что этой статьей в текущей ситуации и не пахнет, а правонарушение должно квалифицироваться, например, по 12.15 ч.3 (например, разворот через сплошную). Вопрос — возможна ли переквалификация на другую статью уже в ходе судебного заседания или в этот момент дело должно быть только прекращено из-за отсутствия события правонарушения? Интересует не конкретный пример, а сам принцип — возможна ли переквалификация в ходе уже судебного заседания, т.е. не в ходе подготовки к рассмотрению, а уже в ходе рассмотрения дела?
А если правонарушение рассматривается в ГИБДД? Там возможна переквалификация с одной статьи на другую? А что тогда делать с протоколом, в котором говорится совсем о другом правонарушении? Так, например, можно дойти до таких курьезов: Ах, вы не превышали скорость? Хорошо, согласны. Тогда мы вынесем постановление со штрафом за ремень безопасности. Вы ведь были непристегнуты.
Переквалификация административного правонарушения судьей
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 116 КоАП РФ, может быть переквалифицировано в уголовное преступление судьей мирового суда. После принятия решения судом по делу об административном правонарушении, возможны изменения и переквалификация этого правонарушения в уголовное преступление.
Практика показывает, что такие изменения и переквалификация могут произойти после рассмотрения дела в верховном суде или в случае обнаружения новых фактов и доказательств. Возможна также переквалификация административного правонарушения в уголовное преступление по инициативе самого лица, которое получило наказание за административное правонарушение.
Для переквалификации административного правонарушения в уголовное преступление судьей мирового суда необходимо учесть ряд критериев. Во-первых, необходимо установить, что действия лица, совершившего административное правонарушение, могут быть квалифицированы как уголовное преступление. Во-вторых, необходимо установить наличие признаков уголовного преступления и их соответствие уголовно-правовым нормам.
При переквалификации административного правонарушения в уголовное преступление роль играют также сроки давности. В соответствии с законодательством РФ, сроки давности для уголовного преследования и наказания могут быть различными в зависимости от характера преступления.
В случае переквалификации административного правонарушения в уголовное преступление, лицо, совершившее правонарушение, может оспорить данное решение, обратившись в апелляционный или кассационный суд. Также возможна форма обжалования решения суда путем подачи жалобы в вышестоящий суд.
Изменение квалификации административного правонарушения на уголовное преступление может повлечь за собой ухудшение положения лица, совершившего правонарушение, так как наказания за уголовное преступление обычно более строгие по сравнению с административным правонарушением.
Таким образом, переквалификация административного правонарушения в уголовное преступление возможна при наличии определенных условий и осуществляется судьей мирового суда на основании правовых норм, выраженных в законодательстве РФ.