Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление НДС в бюджетном учете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из вариантов отражения начислений налоговых платежей может быть способ, при котором первоначальное признание обязательства по уплате налога на прибыль и налога на имущество осуществляется на основании справки-расчета. При этом форма такого первичного документа, а также порядок предварительного расчета налоговых платежей должны быть закреплены в рамках формирования учетной политики учреждения (смотрите, например, п.
4 Методических рекомендаций по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенных письмом Минфина России от 31.08.2022 N 02-06-07/62480). В бухгалтерском учете начисление налоговых платежей на основании справки-расчета осуществляется обычными записями: Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начисление налога на прибыль; Дебет 0 401 20 291 Кредит 0 303 12 731 — начисление налога на имущество.
Код доходов и КОСГУ при начислении и уплате НДС и налога на прибыль
Какие код доходов и КОСГУ применять при перечислении НДС? Если 180 и 189, то каким образом в форме 0503737 будут отражены операции по уменьшению кода 180, если доходы будут поступать на коды 130, 440, 150?
Согласно пункту 9 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 13.05.2019 № 69н (на дату подготовки публикации находится на регистрации в Минюсте РФ) далее – Порядок № 209н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.
В соответствии с пунктом 12.1.7 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н в редакции от 06.03.2019 № 36н, далее – Порядок № 132н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 «Прочие доходы».
Согласно пункту 131 Инструкции № 174н: «начисленные суммы НДС отражаются по кредиту счета 0 303 04 731 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 2 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»,
Бухгалтерские записи по отражению в учете начисления и уплаты НДС автономными и бюджетными учреждениями согласно Порядку № 209н, Порядку № 132н (в ред. 36н) и Инструкции № 174н приведены в таблице.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Доходы от операционной аренды* |
||
Признаны доходы от аренды |
120** 2 401 40 121 |
120 2 401 10 121 |
Начислен НДС |
120 2 401 10 121 |
180 2 303 04 731 |
Доходы от оказания услуг |
||
Оказаны услуги |
130 2 205 31 564 |
130 2 401 10 131 |
Начислен НДС |
130 2 401 10 131 |
180 2 303 04 731 |
Доходы от реализации товаров |
||
Начислены доходы от реализации товаров |
440 2 205 31 560 |
440 2 401 10 131 |
Реализованы товары |
440 2 401 10 131 |
000 2 105 38 446 |
В случае ведения учета товаров по цене с наценкой (Красное сторно) |
440 2 401 10 131 |
000 2 105 39 346 |
Начислен НДС с доходов от реализации товаров*** |
440 2 401 10 131 |
180 2 303 04 731 |
Уплата НДС |
||
Уплачен НДС |
180 2 303 04 731 |
000 2 201.11 610 Уменьшение счета 2 17 (АГПД 180, КОСГУ 189) |
Начисление налога на прибыль в бюджетном учреждении проводки 2022
Отложены сроки вступления в силу некоторых КОСГУ
Согласно п. 2 Порядка № 209н он определяет правила применения кодов КОСГУ, используемых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с Приказом № 246н Порядок № 209н применяется также при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований. Дополнительную детализацию можно применять не ко всем кодам КОСГУ, а только к тем, которые перечислены в п. 8 Порядка № 209н.
При составлении и предоставлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности внешним пользователям в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов используются коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи) без дополнительной детализации.
Согласно п. 8 Порядка № 209н дополнительную детализацию государственные (муниципальные) учреждения вправе предусматривать при формировании учетной политики по подстатьям следующих статьей КОСГУ:
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счета первого порядка) и субсчетов (счета второго порядка).
Основные средства | 01 | активный | инвентарный | По видам основных средств |
Амортизация основных средств | 02 | пассивный | регулирующий | |
Доходные вложения в материальные ценности | 03 | активный | инвентарный | По видам материальных ценностей |
Нематериальные активы | 04 | активный | инвентарный | По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
Амортизация нематериальных активов | 05 | пассивный | регулирующий | |
——————————— | 06 | |||
Оборудование к установке | 07 | активный | инвентарный | |
Вложения во внеоборотные активы | 08 | активный | калькуляционный | 1. Приобретение земельных участков 2. Приобретение объектов природопользования 3. Строительство объектов основных средств 4. Приобретение объектов основных средств 5. Приобретение нематериальных активов 6. Перевод молодняка животных в основное стадо 7. Приобретение взрослых животных 8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ |
Отложенные налоговые активы | 09 | активный | инвентарный | |
Материалы | 10 | активный | инвентарный | 1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запасные части 6. Прочие материалы 7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Строительные материалы 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации |
Животные на выращивании и откорме | 11 | активный | инвентарный | |
——————————— | 12 | |||
——————————— | 13 | |||
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей | 14 | пассивный | регулирующий | |
Заготовление и приобретение материальных ценностей | 15 | активный | калькуляционный | |
Отклонение в стоимости материальных ценностей | 16 | активно-пассивный | регулирующий | |
——————————— | 17 | |||
——————————— | 18 | |||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 19 | активный | расчетов | 1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам 3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-роизводственным запасам |
Основное производство | 20 | активный | калькуляционный | |
Полуфабрикаты собственного производства | 21 | активный | инвентарный | |
——————————— | 22 | |||
Вспомогательные производства | 23 | активный | калькуляционный | |
——————————— | 24 | |||
Общепроизводственные расходы | 25 | активный | собирательно-распределительный | |
Общехозяйственные расходы | 26 | активный | собирательно-распределительный | |
——————————— | 27 | |||
Брак в производстве | 28 | активный | калькуляционный | |
Обслуживающие производства и хозяйства | 29 | активный | калькуляционный | |
——————————— | 30 | |||
——————————— | 31 | |||
——————————— | 32 | |||
——————————— | 33 | |||
——————————— | 34 | |||
——————————— | 35 | |||
——————————— | 36 | |||
——————————— | 37 | |||
——————————— | 38 | |||
——————————— | 39 | |||
Выпуск продукции (работ, услуг) | 40 | активный | регулирующий | |
Товары | 41 | активный | инвентарный | 1. Товары на складах2. Товары в розничной торговле3. Тара под товаром и порожняя 4. Покупные изделия |
Торговая наценка | 42 | пассивный | регулирующий | |
Готовая продукция | 43 | активный | инвентарный | |
Расходы на продажу | 44 | активный | калькуляционный | |
Товары отгруженные | 45 | активный | расчетов | |
Выполненные этапы по незавершенным работам | 46 | активный | инвентарный | |
——————————— | 47 | |||
——————————— | 48 | |||
——————————— | 49 | |||
Касса | 50 | активный | инвентарный | 1. Касса организации2. Операционная касса 3. Денежные документы |
Расчетные счета | 51 | активный | инвентарный | |
Валютные счета | 52 | активный | инвентарный | |
——————————— | 53 | |||
——————————— | 54 | |||
Специальные счета в банках | 55 | активный | инвентарный | 1. Аккредитивы2. Чековые книжки 3. Депозитные счета |
——————————— | 56 | |||
Переводы в пути | 57 | активный | инвентарный | |
Финансовые вложения | 58 | активный | инвентарный | 1. Паи и акции2. Долговые ценные бумаги3. Предоставленные займы 4. Вклады по договору простого товарищества |
Резервы под обесценение финансовых вложений | 59 | пассивный | регулирующий | |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 60 | активно-пассивный | расчетов | |
——————————— | 61 | |||
Расчеты с покупателями и заказчиками | 62 | активно-пассивный | расчетов | |
Резервы по сомнительным долгам | 63 | пассивный | регулирующий | |
——————————— | 64 | |||
——————————— | 65 | |||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | 66 | пассивный | расчетов | По видам кредитов и займов |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | 67 | пассивный | расчетов | По видам кредитов и займов |
Расчеты по налогам и сборам | 68 | пассивный | расчетов | По видам налогов и сборов |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 69 | пассивный | расчетов | 1. Расчеты по социальному страхованию2. Расчеты по пенсионному обеспечению 3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию |
Расчеты с персоналом по оплате труда | 70 | пассивный | расчетов | |
Расчеты с подотчетными лицами | 71 | активно-пассивный | расчетов | |
——————————- | 72 | |||
Расчеты с персоналом по прочим операциям | 73 | активно-пассивный | расчетов | 1. Расчеты по предоставленным займам2. Расчеты по возмещению материального ущерба |
——————————- | 74 | |||
Расчеты с учредителями | 75 | активно-пассивный | расчетов | 1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал2. Расчеты по выплате доходов |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 76 | активно-пассивный | расчетов | 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию2. Расчеты по претензиям3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 4. Расчеты по депонированным суммам |
Отложенные налоговые обязательства | 77 | пассивный | расчетов | |
——————————- | 78 | |||
Внутрихозяйственные расчеты | 79 | активно-пассивный | расчетов | 1. Расчеты по выделенному имуществу2. Расчеты по текущим операциям 3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом |
Уставный капитал | 80 | пассивный | фондовый | |
Собственные акции (доли) | 81 | активный | инвентарный | |
Резервный капитал | 82 | пассивный | фондовый | |
Добавочный капитал | 83 | пассивный | фондовый | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 84 | пассивный | фондовый | |
——————————- | 85 | |||
Целевое финансирование | 86 | пассивный | фондовый | По видам финансирования |
——————————- | 87 | |||
——————————- | 88 | |||
——————————- | 89 | |||
Продажи | 90 | активно-пассивный | сопостовляющий | 1. Выручка2. Себестоимость продаж3. Налог на добавленную стоимость4. Акцизы 5. Прибыль/убыток от продаж |
Прочие доходы и расходы | 91 | активно-пассивный | сопостовляющий | 1. Прочие доходы2. Прочие расходы 9. Сальдо прочих доходов и расходов |
——————————- | 92 | |||
——————————- | 93 | |||
Недостачи и потери от порчи ценностей | 94 | активно-пассивный | Собирательно-распределительный | |
——————————- | 95 | |||
Резервы предстоящих расходов | 96 | пассивный | фондовый | По видам резервов |
Расходы будущих периодов | 97 | активный | отчетно-распределительный | По видам расходов |
Доходы будущих периодов | 98 | пассивный | отчетно-распределительный | 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов2. Безвозмездные поступления3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы 4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей |
Прибыли и убытки | 99 | активно-пассивный | финансово-результатный | |
Арендованные основные средства | 001 | |||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | 002 | |||
Материалы, принятые в переработку | 003 | |||
Товары, принятые на комиссию | 004 | |||
Оборудование, принятое для монтажа | 005 | |||
Бланки строгой отчетности | 006 | |||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | 007 | |||
Обеспечения обязательств и платежей полученные | 008 | |||
Обеспечения обязательств и платежей выданные | 009 | |||
Износ основных средств | 010 | |||
Основные средства, сданные в аренду | 011 |
Восстановление налога
Восстановление НДС регламентировано подпунктами 1-4, 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Выделяют случаи, при которых организация вправе восстанавливать налог, подлежащий к уплате в бюджет:
- имущество организации передается как вклад в уставной капитал хозяйственного общества, товарищества, целевой капитал НКО либо в качестве инвестиций по соответствующему договору;
- приобретенные ТРУ используются для операций, которые не подлежат налогообложению по НДС (п. 2 ст. 170 НК РФ);
- производится отгрузка ТРУ, передача прав на имущество либо расторжение контракта при условии, что поставщик уже получил от покупателя предоплату и принял налог с аванса к вычету;
- уменьшение стоимости поставленных ТРУ по причине снижения их ценовых или количественных характеристик;
- субсидирование из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате ТРУ с учетом НДС.
Бухучет таких операций будет отражаться записями:
- Дт 19 Кт 68 — восстановление НДС по товарам, работам, услугам;
- Дт 91.2 Кт 19 — учет восстановленного НДС в составе прочих расходов.
Отражение в учете НДС с реализации продукции казенных учреждений
В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации».
Поэтому доходы, связанные с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, должны быть направлены в доход бюджета в размере 100 %, а при поступлении дополнительного финансирования учреждение должно перечислить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в доход бюджета.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н) расходы на уплату НДС и налога на прибыль в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений отражаются по КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Действующая в настоящее время Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту — Инструкция № 162н) не предусматривает отнесение начисления НДС с реализации на расходы учреждения.
Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций
Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.
- Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
- Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
- Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.
Налоговые льготы для производителей электроники
Также подписанный закон заметно смягчил условия применения льготных ставок налога на прибыль и страховых взносов для производителей электроники. Сейчас такие организации вправе применять ставку налога на прибыль в размере 3% для части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, и 0% – для части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Совокупный пониженный тариф страховых взносов для них составляет 7,6%.
Для применения указанных льгот доля дохода таких компаний от реализации услуг по проектированию, разработке, ремонту и техобслуживанию электроники должна составлять не менее 90% от общей суммы доходов, а численность работников – не менее 7 человек. Поправки снижают долю профильных доходов производителей электроники до 70% и исключают из НК РФ условие о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения налоговых льгот (п. 1.16 ст. 284 НК РФ).
Таким образом, компании смогут применять льготы по налогу на прибыль и страховым взносам, если их доходы от проектирования, выпуска и обслуживания электроники составят не менее 70% от общей массы доходов, а численность персонала будет меньше 7 человек. Новые условия применения налоговых льгот действуют в период с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024 года включительно (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ). Льготы распространяются на организации, включенные по состоянию на 14 июля 2022 года в реестр организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
НДС и налог на прибыль: отражаем в учете
Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС в счетах-фактурах проставляется в отдельной строке (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).
Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.
Пример 3. Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.
Реализация имущества подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ). Совершая операции, облагаемые НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой налога. Если реализуемое основное средство числится на балансе учреждения с учетом НДС (то есть налог не возмещался), налоговая база рассчитывается как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью реализуемого основного средства (п. 3 ст. 154 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118. В случае, когда основное средство, подлежащее реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого основного средства.
Бухгалтерский учет операций по НДС с учетом последних изменений
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.
Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2021 № 81н (далее — Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.
Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2021 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.
Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2021 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2021 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».
Пример 5. Учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, заключило договор на поставку медикаментов на сумму 180 000 руб., в том числе НДС — 27 450 руб. Согласно условиям договора в апреле 2021 г. поставщику был перечислен аванс в размере 30% — 54 000 руб. Медикаменты были получены и оплачены в мае 2021 г.
Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Счет 19 — «НДС по приобретенным ценностям». На нем учитывается НДС с товаров, работ, услуг, нематериальных активов, основных средств и прочих активов, которые вы покупаете. Это «входной» налог. Когда он увеличивается, проводка составляется с Дт 19 счета, а когда уменьшается, например при вычете, — с Кт 19 счета.
Счет 68 — «Расчеты по налогам и сборам». На нем собирают информацию по всем уплаченным налогам, а не только по НДС. Чтобы сделать учет более понятным, к счету 68 открывают субсчета. Мы будем использовать счет 68-НДС. По дебету отражаются суммы, которые вы заплатили в бюджет, и суммы, списанные со счета 19. По кредиту счета 68 отражаются суммы налога, которые надо будет заплатить в будущем. Разница между дебетом и кредитом счета 68-НДС даст результат декларации по НДС.
Разберемся, как строится учет с использованием этих счетов в стандартных ситуациях.
Когда вы продаете товары, работы и услуги, НДС в стандартном случае начисляется на выручку от их реализации. Момент определения базы — наиболее ранняя из двух дат: день отгрузки или день оплаты. То есть именно в этот день надо начислить НДС — составить проводку.
Так как начисляется НДС к уплате в бюджет, мы используем счет 68-НДС по кредиту. Счет по дебету будет зависеть от того, на каком счете мы учитываем выручку от реализации товаров — 90-3 по основной деятельности или 91-2 по прочей.
НДС с реализации товаров начисляем проводкой —Дт 90-3 (91-2) Кт 68-НДС.
Для оформления операции понадобится выданный счет-фактура и его регистрация в книге продаж.
Безвозмездная передача с точки зрения НДС приравнивается к реализации. Поэтому НДС надо начислить, даже если вы не получили деньги за передачу товара и не получите в будущем. Налоговая база, с которой начисляется налог, — рыночная стоимость переданного имущества.
Если передаваемое имущество у вас было учтено по стоимости, включающей входной налог, НДС начисляется с межценовой разницы: (Рыночная цена — Покупная стоимость с НДС) × 20/120.
Если в стоимости передаваемых товаров нет входного НДС, налог рассчитывается из рыночной цены без налога по формуле: Рыночная цена без НДС × 20 %.
На сумму начисленного с безвозмездной передачи НДС составляем проводку: Дт 91-2 Кт 68-НДС.
Как и при продаже, надо выставить счет-фактуру и зарегистрировать в книге продаж в том периоде, в котором передано имущество.
Бухгалтерский учет операций по НДС с учетом последних изменений
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.
Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2021 № 81н (далее — Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.
Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2021 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.
Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2021 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2021 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».
Пример 5. Учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, заключило договор на поставку медикаментов на сумму 180 000 руб., в том числе НДС — 27 450 руб. Согласно условиям договора в апреле 2021 г. поставщику был перечислен аванс в размере 30% — 54 000 руб. Медикаменты были получены и оплачены в мае 2021 г.
Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Возмещение коммунальных расходов в составе арендной платы
Одним из способов решения вопроса о порядке возмещения арендатором расходов арендодателя является определение в составе арендной платы её переменной части.
Для обоснования суммы переменной части арендной платы арендодатель (ссудодатель) по общему правилу предоставляет арендатору (ссудополучателю) документы, подтверждающие расчёт (справку-расчёт, акт о потреблённых коммунальных услугах и т. п.), а также копии первичных учётных документов, выставленных энергосбытовых и ресурсоснабжающих компаний (счета, счета-фактуры, УПД или иные документы).
Коммунальные расходы бюджетное учреждение отразит следующей корреспонденцией счетов:
Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 73Х — отражена стоимость коммунальных
услуг, которые арендатор должен возместить (на основании счетов коммунальщиков).
Доходы от возмещения арендатором коммунальных услуг, предусмотренных заключённым договором, будут отражаться аналогично рассматриваемому выше случаю. Такие доходы подлежат отнесению на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подст. 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.
Учёт расчётов по указанным операциям также осуществляется с применением счёта 205 35 «Расчёты по условным арендным платежам» (п. 92 Инструкции, утверждённой Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н)).
Таким образом, начисление суммы доходов от возмещения коммунальных услуг, а также поступление указанных доходов от арендатора на лицевой счёт учреждения отражаются по дебету счёта 2 205 35 56Х в корреспонденции с кредитом счёта 2 401 10 135 (п. 93 Инструкции № 174н).
Как распределяется ЕНП и как работать с ЕНС
Суммы обязательств юридических лиц и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Если налогоплательщик перевел ЕНП в сумме меньшей, чем заявлена в декларациях (уведомлении), то возникает задолженность, которая будет называться «отрицательным сальдо».
Если денег недостаточно и сроки уплаты совпадают, налоговый орган распределит поступившие деньги пропорционально исчисленным суммам.
В следующий месяц, 28 числа, налогоплательщик переведет некоторую сумму на счет, и она будет распределена таким образом:
- сначала погасится отрицательное сальдо, возникшее в прошлом месяце,
- потом начисления с текущим сроком уплаты, то есть те, которые 25 числа налогоплательщик предъявил к начислению;
- затем пени, проценты, штрафы.
При отрицательном сальдо ЕНС в Личном кабинете юридического лица можно посмотреть, по каким налогам эта задолженность возникла. Сверку с налоговой заказывать не надо. Достаточно кликнуть на обязательства и посмотреть каждый налог.
Пополнить свой ЕНС можно не только платежным поручением, но и в Личном кабинете юрлица двумя способами:
- Списать со счета.
- Оплатить банковской картой.
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Проводки бюджетного учета в 2020 году
В 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).
Инструкция № 174н дополнена проводками для отражения в учете перемещения нефинансовых активов между группами и (или) видами имущества, а также движения нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов) при разукомплектации и частичной ликвидации объектов учета. В этих случаях соответствующие счета учета нефинансовых активов корреспондируют со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (см., например, пп. «л» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.5, пп. «б» п. 3.15, п. 3.20, пп. «в» п. 3.21 Приказа № 227н). А вот основные средства, полученные по результатам НИОКР, и материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражаются с применением счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (пп. «к» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.19 Приказа № 227н).
Рекомендуем прочесть: Могут ли судебные приставы орестовать имущество стоииостью менее 10т р
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):