Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справка о принадлежности к субъектам малого предпринимательства кто выдает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Начиная с 3 августа 2018 года данные о каждом субъекте должны быть внесены в реестр (313-ФЗ от 03.08.2018). Чтобы попасть в базу, ничего специально делать не нужно. Она формируется автоматически на основе тех данных, которыми располагает ФНС:
- налоговая отчетность;
- данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- информация, которую передали в налоговую службу другие организации.
Реестр обновляется ежегодно 10 августа на основе тех сведений, которые поступили в ФНС до 1 июля. Например, если за календарный год у «малого» предприятия выросло количество работников (более 250 человек) или доход (более 2 млрд рублей), то 10 августа категорию такой компании изменят на «среднюю».
Субъект исключат из базы 10 августа текущего года, если он не предоставит в ФНС отчетность и данные о среднем количестве сотрудников за предыдущий год.
Некоторые сведения вносят и обновляют 10 числа каждого месяца, который следует за месяцем изменений:
- вносят сведения о вновь созданных компаниях;
- исключают организации, которые прекратили деятельность;
- изменяют «простые» данные: наименование, адрес, виды деятельности, информацию о выданных лицензиях;
- вносят сведения о производимом товаре и услугах и об участии субъекта в закупках.
Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.
Категория |
Максимальная число сотрудников |
Комментарий |
Микропредприятие |
15 |
|
Малое |
16—100 |
|
Среднее |
101—250 |
|
251—1000 |
Для хозяйственных обществ, что соответствуют условиям Постановления за номером 1412, входящих в перечень Минопторга, а также работающих в области легкой промышленности. |
|
1500 |
Для организаций общепита, основным видом деятельности которых является класс 56. |
Что такое реестр СМП, и для чего он нужен?
СМП – это база данных в открытом доступе для всех людей. Она содержит сведения обо всем среднем и малом предпринимательстве в Российской Федерации.В середине 2019 года в реестре уже зарегистрировано более 5.8 миллионов субъектов бизнеса.
Реестр был создан по постановлению ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
СМП выполняет следующие функции:
- облегчает участие всем предпринимателям в закупке товаров, услуг и тому подобного;
- раскрывает информацию о субъектах СМП;
- реализует «надзорные каникулы» для малого бизнеса.
Если говорить в общих чертах, то Единый реестр СМП облегчает деятельность как предпринимателям, так и налоговой службе. Кроме того, владельцы малого и среднего бизнеса могут самостоятельно добавить некоторую информацию о себе, например, контактные данные для быстрой связи с ними.
Формирование реестра МСП
Источниками размещаемой информации служат реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также другие государственные источники, предоставляющие данные в ФНС. Необходимо учитывать, что формирование реестра МСП осуществляется налоговыми органами автоматически. Предпринимателям не требуется предоставлять дополнительные заявки. Однако нужно учитывать, что внесение в реестр осуществляется только при условии, что налоговая отчетность подается своевременно, и вовремя предоставляются актуальные данные относительно среднесписочной численности.
Действующий регламент предусматривает ежегодное обновление внесенных в базу сведений. Обновление осуществляется по состоянию на 1 июля текущего года и проводится 10 августа. В ходе обновления актуализируются данные о новых регистрациях, а также о прекративших свою деятельность предприятиях МСП. Также обеспечивается обновление информации о выпускаемом продукте, участие компании в тендерах. Обязательно вносятся данные о названии, месте работы фирмы или ИП, об имеющихся лицензиях и т.д.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг)
Предельные значения для третьего критерия — размера «реализационной» выручки (определяется без учета НДС) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и НМА) за предшествующий календарный год — определены в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Но не прямо, а с отсылкой на правительственный акт.
Заметим: предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их утверждении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Причем ранее имелась норма (ч. 2 названной статьи), которая оговаривала периодичность принятия подобного акта — раз в пять лет. На основании пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона N 156-ФЗ она признана утратившей силу. Исходя из этого данное изменение теперь не ограничивает Правительство РФ каким-либо сроком для установления новых предельных значений для размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, в свою очередь, указывает на необходимость осуществления хозяйствующими субъектами регулярного мониторинга обозначенных предельных значений.
Вскоре после корректировки положений ст. 4 Закона N 209-ФЗ Правительством РФ (Постановление от 13.07.2015 N 702) были утверждены новые предельные значения размеров выручки, подлежащие применению для определения статуса хозяйствующего субъекта.
Кого исключат из реестра с 10 августа
Cведения о налогоплательщиках вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа на основании сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля. При этом в пункте 5 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сказано, что организации и ИП подлежат исключению из реестра МСП 10 августа текущего календарного года в случае, если они:
- не представили сведения о среднесписочной численности работников;
- не представили налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
Отчитаться о среднесписочной численности и доходах через интернет
- не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ.
Таким образом, если по состоянию на 1 июля 2020 года организация или ИП не будет соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП (например, доход за прошлый год или среднесписочная численность работников окажутся выше предельных значений), то сведения о таком налогоплательщике будут исключены из реестра 10 августа 2020 года.
Срок действия выписки из реестра СМП
Срок действия выписки установлен законодательством на федеральном уровне только в одном случае – участие в государственных закупках. Документ должен быть сформирован не позднее 6 месяцев до дня публикации извещения в единой информационной системе (ЕИС). В иных случаях конкретного срока действия выписки нормативными документами не предусмотрено.
Так, многие банки при открытии расчетного счета индивидуальному предпринимателю требуют предоставить выписку из ЕГРИП не старше 1 месяца.
В некоторых регионах могут быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие срок действия выписки. Обычно он составляет от 10 дней до 3 месяцев.
Таким образом, сроки действия выписки необходимо уточнять в организации, куда ее требуется предоставить.
Декларация СМП по 44-ФЗ не имеет унифицированного бланка, участники тендеров разрабатывают ее самостоятельно. Документ обязательно должен содержать условия, в соответствии с которыми организация или ИП признаются малыми предприятиями. Эти критерии приведены в ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 30.12.2020). Декларацию СМП составляет участник тендера, и именно он будет нести ответственность за достоверность указанных в ней сведений. Документ должен быть заверен подписью руководителя организации или предпринимателя, и печатью (при наличии).
При составлении документа за основу можно взять бланк, который ранее содержался в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 или составить свою форму декларации.
Также можно использовать выписку из Единого реестра субъектов МСП, полученную на официальном ]]>сайте налоговой службы]]>. В строке поиска следует ввести любой из реквизитов — ИНН, ОГРН, ОГРНИП, или наименование субъекта/ФИО предпринимателя, и затем нажать «Найти». Система автоматически сформирует выписку в формате Excel, которую можно будет скачать в виде файла или распечатать.
Для декларации СМП (44-ФЗ) образец будет приведен далее.
Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства
Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства — это форма, заполняемая субъектами СМП при участии в государственных и муниципальных торгах.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Субъекты малого и среднего предпринимательства, участвующие в процедурах госзакупок, по нормам ст. 30 ФЗ «О контрактной системе», имеют преференции. Но чтобы ими воспользоваться для участия в государственных и муниципальных торгах, придется доказать свою принадлежность к категории предпринимателей-поставщиков.
Например, с помощью заполнения специальной подтверждающей документации. Эта форма не имеет унифицированного бланка, поэтому скачать декларацию СМП с сайта налоговой не получится. Но на сайте ФНС есть возможность получить выписку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведется с 2016 года.
Данные реестра ежегодно обновляются. Последнее обновление произошло 10.08.2019. Всем СМП рекомендуется проверить, присутствуют ли они в реестре. Компании исключаются из реестра в случае непредоставления бухгалтерской отчетности. Но даже если вся отчетность была сдана вовремя и без ошибок, возможны технические ошибки. Проверьте себя в реестре на сайте ФНС.
Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства – образец
Особенности реализации процедуры закупок с участием представителей малого бизнеса прописаны в правительственном Постановлении от 11.12.2014 г. № 1352. Введение обязательства по заключению сделок в сфере закупок с представителями из числа субъектов МП является мерой господдержки малого предпринимательства, поэтому предприятия должны подтвердить свой статус малого субъекта (критерии приведены в ст. 4 закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ). Сделать это можно двумя способами:
- на бумажных носителях составляется декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства;
- в электронном формате вместо декларации можно предъявить сведения (выписку) из «Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства».
Представление декларации вместе с пакетом документов может потребоваться, если сведения о компании еще не внесены в реестр МСП, и если конкурс проводится только между представителями малого бизнеса. В остальных случаях декларирование происходит через электронные площадки автоматически – такое положение действует с 01.07.2018г. (ст. 51 закона № 44-ФЗ).
Экономическое значение малого бизнеса
Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.
Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.
Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:
- Появление новых социальных и производственных структур;
- Самозанятость населения;
- Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
- Формирование здоровой конкурентной среды;
- Максимально эффективное использование природных ресурсов;
- Появление и внедрение технических новшеств;
- Адресное решение экологических проблем.
Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.
Справка о субъекте малого предпринимательства: образец
Приведем для справки СМП образец, сформированный на основании запроса на сайте ФНС.
Напомним, что подтверждение того, что организация или ИП относятся к субъектам малого предпринимательства требуется при их участии в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Без такого подтверждения организация или ИП не получат преимуществ как представители малого бизнеса. При этом подачи сформированной на сайте ФНС выписки будет недостаточно (Письмо Минэкономразвития № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС № АЦ/13590/14 от 04.04.2014). Необходимо будет заполнить специальную декларацию, о форме и порядке заполнения которой мы рассказывали в отдельном материале.
А вот если организация или ИП участвуют в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами организаций в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, то для подтверждения статуса малого или среднего предприятия будет достаточно либо заполнения и подачи декларации, либо предоставления на бумажном носителе или в форме электронного документа выписки СМП с сайта ФНС (Положение, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).
О выдаче справки, подтверждающей статус малого предпринимательства
В нем поименованы компании, являющиеся участниками проекта «Сколково», а также хозяйствующие субъекты, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности В 2017 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности.
Подтверждение статуса мсп
Важно
ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. В настоящее время ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016.
Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности в соответствующие налоговые органы статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Убедиться в наличии статуса субъекта малого предпринимательства у ООО можно, проверив его включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России.Статус СМП у ООО будет действительным как минимум до 10 августа 2017 года.
Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников
Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ
По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности (т.е. приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в ОКВЭД.
к меню
Какие ЛЬГОТЫ предусмотрены для малого бизнеса
Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.
Первая — если ваша компания — малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 ). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.
Примечание : Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.
Вторая — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже , сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Если это нужно, малые предприятия могут сократить (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.
к меню
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в отечественном законодательстве
Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. будет являться Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ).
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным кодексом.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.
Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.
Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.
Следует обратить внимание, что согласно данному критерию – как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, – не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.
До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.
И раз решение по ним не было найдено в период практического использования статуса малого предпринимательства, то теперь, когда он не оказывает никакого влияния, эти вопросы долго не будут решены.
Так нередко бывает достаточно сложно определить, выполняется или нет требование законодательства относительно состава учредителей. Например, такая ситуация часто наблюдается в открытых акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.
Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.
Следующий вопрос пока решается определенной неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.
Если же в спекулятивной игре будут участвовать акции и относительно небольших компаний, то при достаточном интересе со стороны участников рынка будет происходить достаточно частая смена владельцев акций, что приведет к постоянной необходимости определения статуса каждого из них, и соответственно постоянной потере и приобретении статуса субъекта малого предпринимательства в зависимости от статуса нового владельца пакета акций. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Как же определить, может ли в этом случае организация относиться к малому бизнесу?
Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Предоставляемая законодательством альтернатива – годовой объем оборота или годовой объем прибыли – означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.