Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграционная карта . Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в Россию иностранце и о сроке его временного пребывания на территории нашей страны (п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах). Миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина на временное пребывание в Российской Федерации. С ее помощью осуществляется контроль за продолжительностью нахождения иностранца в нашей стране.
Категории иностранных граждан
--------------------------------------------------------------¬
¦ Статус иностранных граждан ¦
LT-------------------------------------------------------------
¦ -------------------------------¬
¦ ----------------------¬ ¦ Лица, въехавшие на территорию¦
+-->¦ Временно пребывающие+-->¦ Российской Федерации ¦
¦ L---------------------- ¦ на основании визы или ¦
¦ ¦в безвизовом порядке и имеющие¦
¦ ¦ на руках миграционную карту ¦
¦ L-------------------------------
¦ ----------------------¬ -------------------------------¬
+-->¦ Временно проживающие+-->¦ Лица, получившие разрешение ¦
¦ L---------------------- ¦ на временное проживание ¦
¦ L-------------------------------
¦ ----------------------¬ -------------------------------¬
L-->¦Постоянно проживающие+-->¦ Лица, получившие вид ¦
L---------------------- ¦ на жительство ¦
L-------------------------------
Рассмотрим, какие документы определяют статус иностранца.
Их же иностранец предъявляет работодателю при устройстве на работу.
Таблица 1. Граждане каких государств вправе въезжать в Россию в безвизовом порядке
Государства, граждане которых |
Нормативно-правовой документ |
1 |
2 |
Ближнее зарубежье |
|
Украина |
Соглашение между Правительствами |
Беларусь |
Соглашение между Правительствами |
Молдова |
Соглашение между Правительствами |
Узбекистан |
Соглашение между Правительствами |
Армения |
Соглашение между Правительствами |
Азербайджан |
Соглашение между Правительствами |
Дальнее зарубежье |
|
Прочие иностранные государства, |
Письмо МИД России от 27.09.2006 |
Таблица 2. Зависимость срока пребывания иностранца на территории РФ и количества документов, предъявляемых иностранцем работодателю, от его правового статуса
Статус иностранца |
Срок пребывания |
Документы |
Кто оформляет |
|
Временно |
"Визовый" |
В течение срока |
Документ, |
Работодатель |
"Без- |
90 суток с |
Документ, |
Иностранец |
|
Временно проживающий |
Три года. Если |
Документ, |
Работодатель |
|
Постоянно проживающий |
Пять лет. Этот |
Документ, |
Оформлять |
Ответственность временно пребывающих в РФ
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
- в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
- осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
- привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации
- Въезд возможен после получения визового разрешения.
- Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
- Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
- В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
- При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
- После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности
ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.
Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:
- Внутренними российскими законами;
- Международными нормами и договорами, действующими в РФ.
Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.
Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.
Любое ИЮЛ должно после своего создания:
- Встать на учет в ФНС;
- Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.
После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.
Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.
Статусы иностранных граждан
В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:
Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).
У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса. По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП). ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.
Каких иностранцев называют временно пребывающим
Временно пребывающими называют лиц, законно присутствующих на территории РФ и имеющих миграционную карту, но не имеющих вида на жительство (ВНЖ) либо разрешения на временное проживание (РВП) — это следует из ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Время пребывания такого иностранца ограничивается сроком оформленной ему визы, в безвизовом порядке — не больше 90 дней, при этом в некоторых случаях сроки могут быть длиннее.
Иначе говоря, временное пребывание — это первый этап в процедуре получения иностранцем ВНЖ.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как принять на работу иностранца.
Кто такие временно пребывающие иностранцы?
Ответ на это вопрос содержится в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г.
В данном законе установлено, что временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ установлен в п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ.
Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?
От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:
Категория иностранных сотрудников |
Размер страховых взносов |
Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами |
|
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами |
|
Высококвалифицированные специалисты |
|
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы
Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение.
Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане.
Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.
Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы.
Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен.
К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.
Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года.
Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.
В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.
Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].
В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны.
С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания.
Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г.
Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.
Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания.
Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом.
Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.
Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.
В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].
Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”.
В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.
Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу.
Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек.
Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется.
Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].
С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений.
Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.
Отдельные категории иностранных граждан
- Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
- Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
- Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
- Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
- Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
- Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.
Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?
Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Срок временного пребывания на территории РФ
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):
- определяется сроком действия выданной ему визы;
- не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
- определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.
К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Заключение трудового договора с иностранцем: особенности
Трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать обязательные реквизиты и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, однако и здесь есть некоторые особенности:
- Указывая место работы иностранного гражданина, нужно обратить внимание, что территория, на которой он имеет право осуществлять трудовую деятельность, ограничена. Работник, трудящийся на основании патента, может работать только в том субъекте, на который ему выдан патент.
- Должность, указанная в трудовом договоре, должна соответствовать должности, указанной в разрешительной документации.
- Дата начала работы, указанная в трудовом договоре, не должна быть ранее выдачи работнику разрешительной документации.
- Срок действия разрешения на работу не может быть основанием заключения срочного трудового договора с иностранным гражданином. Устанавливая срок действия трудового договора, нельзя устанавливать привязку к сроку действия разрешительной документации.
Кроме реквизитов и условий, указанных в ст. 57 ТК РФ, трудовой договор с иностранным гражданином в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ должен содержать сведения о разрешении на работу (патенте), условие о предоставлении медицинской помощи в течение срока действия трудового договора.
Документы, которые иностранный гражданин должен предоставить работодателю (на основании ст. 65 и ст. 327.3 ТК):
Перечень документов, предоставляемых при трудоустройстве и определенных ст. 65 ТК РФ, применяется и в отношении иностранных граждан, но с учетом некоторых особенностей.
Иностранными гражданами при приеме на работу предоставляются следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность: паспорт, выданный иностранным государством; разрешение на временное проживание или вид на жительство, если данные документы были выданы иностранному гражданину уполномоченными органами РФ.
Обратите внимание: если срок документа, удостоверяющего личность, истек, он не может быть принят работодателем и подлежит замене.
2. Трудовая книжка. Если у иностранного гражданина нет трудовой книжки российского образца, ее заводит работодатель. В книжку не вносятся записи о стаже на территории иностранного государства.
Если иностранец уже работал на территории РФ, он предоставляет трудовую книжку, заведенную предыдущим работодателем.
3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Свидетельство должно быть предоставлено всеми иностранными гражданами, за исключением лиц, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию (например, ВКС). Если у иностранного гражданина при приеме на работу нет страхового стажа, свидетельство на него получает работодатель.
4. Диплом об образовании. Ели наличие документа является обязательным условием приема на работу (например, для приема педагогических работников), он должен быть надлежащим образом легализован на территории РФ.
Иностранный диплом признается на территории РФ в следующих случаях:
- если между РФ и страной, где иностранный гражданин получил диплом, заключено соответствующие соглашение;
- если диплом получен в организации, указанной в Перечне, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.10.2015 N 2777-р;
- если иностранец прошел процедуру признания его диплома на территории РФ и получил соответствующие свидетельство Рособнадзора.
Если иностранец сменил статус
В письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529 ФНС России рассмотрела исчисление страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, у которого в течение расчетного периода изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России.
Налоговый кодекс не содержит специальных норм, регулирующих порядок исчисления страховых взносов в этой ситуации. Поэтому базу по взносам определяют нарастающим итогом с начала расчетного периода в общем порядке.
Таким образом, с момента приобретения иностранцем, работающим по трудовому договору, статуса временно проживающего страховые взносы исчисляют:
- на обязательный соцстрах – по тарифу 2,9%;
- на ОМС – по тарифу 5,1%.
При этом за месяц приобретения нового статуса эти взносы исчисляют только с части выплат, начисленных со дня, в котором статус изменился, до конца месяца.