Возмещение коммунальных расходов арендатором

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных расходов арендатором». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.

Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.

В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.

Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, ­регламентирующей расходы.

Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме ­налогообложения, необходимо его учитывать.

Налоговые аспекты возмещения

Интересным является и принципиальный вопрос по поводу обложения оказанных услуг налогом на добавленную стоимость.

По стандартному правилу, это необходимо делать по отношению к реализации товаров (а также работ и услуг) за определенную плату на территории нашего государства. Однако нужно понимать, что сам арендодатель никаких услуг непосредственно арендатору не оказывает, он является лишь посредником.

Из этого следует, что когда арендодатель получает компенсацию за предоставление коммунальных услуг от арендатора в виде денежных средств, объект, облагаемый НДС, не возникает. Не должна выставляться и счет-фактура. Это все происходит, если в договоре аренды четко и однозначно отмечено, что расходы по предоставлению коммунальных услуг не входят в ежемесячную плату.

Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату

При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.

Первый вариант: ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.

Если арендодатель — исполнитель услуг

Арендодатель, помимо предоставления в аренду помещения, может самостоятельно оказывать арендатору и другие услуги. Например, по обслуживанию арендованных помещений (в том числе их охране, уборке). Обязанность арендодателя предоставлять такие услуги можно предусмотреть в договоре аренды либо заключить самостоятельный договор. По окончании месяца факт оказания услуг необходимо подтвердить актом сдачи-приемки.

Примечание. Желательно, чтобы объем предоставленных услуг не изменялся от месяца к месяцу. В противном случае придется доказывать экономическую обоснованность увеличения затрат.

Арендодатель как фактический исполнитель услуг исчисляет при их реализации НДС и ежемесячно выставляет счета-фактуры, регистрируя их в журнале учета выставленных счетов-фактур и книге продаж. Арендатор регистрирует их в журнале учета полученных счетов-фактур и книге покупок и принимает суммы «входного» НДС к вычету в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения приведены в абз. 1 п. 3 Письма ФНС России N ШС-22-3/86@.

Пример 5. ЗАО «Восток» арендует помещение у ООО «Запад». Ежемесячная арендная плата — 17 700 руб. (включая НДС 2700 руб.). В соответствии с отдельным договором ООО «Запад» оказывает ООО «Восток» эксплуатационные услуги, стоимость которых составляет 5900 руб. (включая НДС 900 руб.) ежемесячно. Исчисление налогов при компенсации коммунальных платежей в данном примере не рассматривается. Ежемесячно ООО «Запад» выставляет ЗАО «Восток» следующие документы:

  • акт сдачи-приемки услуг и счет-фактуру по арендной плате на сумму 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.);
  • акт сдачи-приемки услуг и счет-фактуру на эксплуатационные услуги на сумму 5900 руб. (в том числе НДС 900 руб.).

Арендодатель ежемесячно исчисляет НДС с реализации в сумме 3600 руб. (2700 руб. + 900 руб.), включает в доходы в налоговом учете 20 000 руб. (17 700 руб. — 2700 руб. + 5900 руб. — 900 руб.).

Арендатор принимает к вычету «входной» НДС в общей сумме 3600 руб., в налоговом учете включает в расходы арендные платежи и затраты на эксплуатационные услуги в размере 20 000 руб.

Возмещение коммунальных расходов не включено в арендную плату

Достаточно распространена ситуация, когда коммунальные услуги не включаются в арендную плату, то есть когда арендная плата является постоянной величиной, а расходы на коммунальные услуги компенсируются арендатором отдельно. Причем компенсация может производиться как на основании отдельного положения в договоре аренды, так и согласно самостоятельному договору. Ежемесячно сумму возмещения коммунальных расходов арендодатель может отражать в специальном акте (либо в акте на предоставление услуг по аренде), выставляемом арендатору в соответствии со счетами снабжающих организаций. Порядок оформления документов необходимо указать в договоре.

Читайте также:  Можно ли проходить техосмотр по доверенности

Разберемся, каким образом исчисляется НДС сторонами при таком способе компенсации коммунальных услуг.

Воспользуемся условием примера 2. Предположим, компенсация коммунальных платежей взимается с арендатора с выделением НДС. Причем это прямо прописано в договоре, также арендодатель выставляет соответствующий счет-фактуру с выделением НДС.

По итогам мая 2011 года ООО «Фараон» передало арендатору следующие документы:

  • акт сдачи-приемки услуг, в котором отражены две позиции: «Услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года — 23 600 руб. (включая НДС 3600 руб.)» и «Компенсация потребленных коммунальных услуг за май 2011 года — 4720 руб. (включая НДС 720 руб.)». К акту прилагается расчет распределения коммунальных платежей и копии документов снабжающих организаций
  • счета-фактуры на услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года на общую сумму 23 600 руб. (с выделением НДС 3600 руб.) и на возмещение коммунальных платежей в сумме 4720 руб. (с выделением НДС 720 руб.)

Договоры с коммунальщиками напрямую

Для начала остановимся на наименее распространенном варианте оплаты коммуналки – непосредственно арендатором. Речь идет о случае, когда он заключает договоры с коммунальщиками напрямую, в обход арендодателя.

В смысле налогового учета затрат этот вариант для арендатора, безусловно, самый привлекательный. Ведь коммуналку можно беспрепятственно отнести к производственным, а именно – материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Но в то же время данный способ считается и самым проблемным в организационном плане.

Дело в том, что коммунальные службы далеко не всегда идут на прямой контакт с арендатором. И, в общем-то, вправе поступать так на вполне законных основаниях.

Здесь будет уместно вспомнить о правилах энергоснабжения, приведенных в гражданском законодательстве, которые могут быть распространены и на прочие коммунальные услуги в виде тепло- и водоснабжения (ст. 539–548 ГК РФ).

Арендатор может платить за коммуналку самостоятельно только при наличии прямых договоров с соответствующими снабжающими организациями. Однако подобную инициативу чаще всего не поддерживают сами коммунальщики.

В частности, прямой договор с абонентом (потребителем) коммунальная служба может заключить при наличии у последнего энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации, а также приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

Иначе говоря, для неукоснительного соблюдения положений ГК РФ о коммунальном снабжении арендатор должен иметь в собственности соответствующее принимающее оборудование, а также тепло-, энерго- и водную сеть. И, конечно, необходима возможность учета арендатором фактического потребления услуг.

Справедливости ради стоит отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, согласно которым субабонент-арендатор вправе вступать в прямые отношения с поставщиком электро- и теплоэнергии независимо от того, в чьей собственности находится принимающая сеть (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24). Однако, по нашему мнению, арендатору нет смысла стремиться к оформлению договоров с коммунальщиками при отсутствии собственных коммунальных сетей и принимающих устройств. Ведь в этом случае возникает вероятность того, что инспекторы воспользуются формальным правом признать такие правоотношения незаконными. И соответственно усомнятся в праве арендатора учитывать коммуналку в налоговых расходах.

Если же по каким-то причинам арендатор все же прибегает к заключению прямых договоров с коммунальными службами, важно не ущемить при этом прав арендодателя. Арендатор должен не только уведомить хозяина помещения о своих намерениях, но и получить его разрешение (постановление ФАС Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02).

Описанный способ является единственным, при котором за коммунальные услуги платит арендатор. Во всех остальных случаях расчеты с поставщиками коммунальных благ осуществляет арендодатель.

Как поступать не стоит

По причинам, вполне понятным, арендодатель обычно стремится разделить коммунальное бремя с арендатором. Во всяком случае – в части услуг, которые последний потребляет для собственных нужд. С этой целью владельцы сдаваемых площадей используют весьма разнообразные способы оформления арендных отношений и документирования коммуналки.

Цель настоящей статьи – помочь арендаторам ориентироваться в этом разнообразии. Чтобы не попасть впросак, по неведению подписав изначально невыгодный арендный договор или приняв к учету коммунальные расходы по некорректно составленным документам. Для предупреждения подобных неприятностей прежде всего рассмотрим наиболее проигрышные из возможных ситуаций.

Собственник помещения не вправе выставлять арендатору счет на оплату коммунальных услуг от своего имени, если не является посредником между ним и коммунальными структурами на договорной основе.

Коммунальные платежи включены в арендную плату

Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 5 и 7 ПБУ 9/99). Помимо документов, связанных с расчетом по арендной плате (например, актов), для документального оформления данного способа расчетов могут потребоваться счета коммунальных служб. Эти документы подтвердят размер компенсируемых расходов.

Затраты арендодателя на коммунальные услуги и поставку энергии в бухучете нужно учесть в зависимости от того, является ли сдача имущества в аренду для организации отдельным видом деятельности или нет .

Если сдача имущества в аренду является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). При этом в учете сделайте проводку:

Дебет 20 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Если сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг, приходящихся на объект аренды, учтите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении в бухучете стоимости коммунальных расходов сделайте проводку:

Читайте также:  Штрафы за работу без ИП 2023

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 91, 76, 60).

Ситуация: как арендодателю отразить в бухучете операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора? Арендатор компенсирует стоимость коммунальных платежей по отдельному счету.

Когда арендодатель получает от арендатора компенсацию коммунальных услуг, то такая операция признается возмездным оказанием услуги по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФ, п. 7 ПБУ 9/99). В бухучете отразите ее так:

Дебет 76 (62) Кредит 91-1
– отражены прочие доходы от реализации услуг.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Основанием для данной записи должен послужить документ, подтверждающий факт оказания услуг (например, выставляемый арендатору счет на оплату коммунальных услуг) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Данная точка зрения об отражении расчетов по возмещению коммунальных платежей через счета учета финансовых результатов была высказана в письмах Минфина России от 12 мая 2000 г. № 04-05-11/40 и от 13 сентября 2000 г. № 04-02-04/1. Хотя в них содержатся ссылки на старый План счетов, выводы, приведенные в этих документах, можно распространить и на новый порядок отражения операций на счетах бухучета.

Наряду с доходами в бухучете нужно отразить и расходы – то есть стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором. Соответственно, эти суммы нужно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении расходов в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Пример отражения в бухучете арендодателя операций, связанных с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора (на основании отдельного счета)

ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ей здании.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей, приходящихся на это помещение. Стоимость коммунальных платежей не входит в состав арендной платы и оплачивается на основании отдельного счета, выставленного арендодателем.

В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.). Арендатор оплатил стоимость коммунальных услуг в марте.

В бухучете организации сделаны следующие записи.

Дебет 26 Кредит 60
– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;

Дебет 19 Кредит 60
– 1327 руб. (1830 руб. – 503 руб.) – отражен входной НДС по коммунальным платежам, подлежащий вычету;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1327 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг;

Дебет 76 Кредит 91-1
– 3300 руб. – предъявлена арендатору к возмещению стоимость потребленных им коммунальных услуг;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 3300 руб. – списана на расходы стоимость коммунальных услуг, предъявленных арендатору (на основании счета коммунальных служб).

Дебет 51 Кредит 76
– 3300 руб. – получена компенсация от арендатора.

Каков порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ, а также операций, не признаваемых объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо суммы, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.01.2012 не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в Письмах от 23.08.2011 N 03-07-07/43 и от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18836@ соответственно разъяснили, что с 01.01.2012 операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС.

Договор на возмещение оплаты коммунальных платежей

При составлении дополнительного договора физическому лицу, являющемуся арендатором, в обязанность должна быть вменена необходимость уведомления арендодателя о том, что в адрес его жилого объекта выставлен счет на оплату. Также немаловажно указать необходимость индексации сумм платежа при изменении тарифов.

ВНИМАНИЕ . Договор, содержащий в себе положения о порядке возмещения коммунальных платежей, лучше составлять отдельно, так как в этом случае можно более детально прописать все важные моменты. При необходимости образец его можно найти в свободном доступе в сети интернет.

В данном случае возмещения ежемесячно по окончанию отчетного периода собственник жилого помещения составляет акт на предоставление услуг, где прописывает все суммы, обязательные к оплате. Каким образом будут составляться отчетные документы и в какой срок производится оплата лучше прописать в тексте этого дополнительного договора.

При самостоятельном погашении арендатором сумм, выставленных к оплате за услуги коммунальщиков, данные цифры не включаются в налоговую базу по НДС арендодателем. Таким образом, арендатор также не имеет возможности в последующем принимать НДС к вычету.

Читайте также:  Как делится наследство если есть завещание и обязательная доля

В разъяснительном письме ФНС РФ несколько иначе трактует данное положение: если снабжающими коммунальными службами сумма, выставленная к оплате, разделена на фактический платеж и НДС, то на размер НДС может быть выписана счет-фактура, а, значит, появляется право на возврат налогового вычета. В данном случае сумма НДС должна включаться владельцем объекта в размер исчисляемой налоговой базы. В противном случае ни о каких вычетах речи идти не может.

Исходя из сложившейся практики арбитражными судами также применяется разъяснительное толкование норм Налогового законодательства, изложенное выше. Данное трактование норм права дополнительно продублировано в постановлении ВАС РФ от 25.02.2009 №12664/08.

Глава 33. коммунальные платежи при аренде

33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.

Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на «коммуналку».

Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее — коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.

Таким образом, арендодатель «передает» арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.

Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.

2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.

1 ст. 654 ГК РФ).

Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать «коммуналку» либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.

Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).

Рассмотрим два способа такого включения.

33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ «КОММУНАЛКИ» — ФИКСИРОВАННАЯ

При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.

Например, организации «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).

Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.

33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА — ФИКСИРОВАННАЯ, «КОММУНАЛКА» — ПЕРЕМЕННАЯ

  • При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
  • — фиксированный (основной) платеж;
  • — переменный (дополнительный) платеж.

Фиксированный (основной) платеж — это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.

Например, между организациями «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.

(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).

Договор по присмотру и уходу за детьми: что учесть директору?

Руководителю детского сада нужно очень внимательно подойти к составлению договора с родителями, так как этот документ призван защитить его интересы, а также должен соответствовать законодательству, в частности «Закону о защите прав потребителей».

Советую внимательно и критично отнестись к договорам, которые вы скачиваете с сайтов или заимствуете у коллег.

Естественно, данные тех, кто заключает договор: Заказчика и Исполнителя.

Затем идет Предмет договора: оказание услуг по присмотру и уходу.

Не забудьте указать фамилию ребенка, так как она может отличаться от фамилии заказчика, и приложить копию свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего права заказчика.

Описание самих услуг можно включить в договор или вынести в приложение.

В этом разделе вы описываете, что и как должен делать исполнитель при оказании услуги: как обращаться с ребенком, как с заказчиком, как и с чьей помощью оказывать услугу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *