Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок вынесения решения по камеральной проверке после акта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, камеральная налоговая проверка представляет собой меру контроля за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства в сфере фискальной политики на основании поданной последним отчетности. Данная процедура является обязательной для всех без исключения, она проводится в отношении любой отчетности, которая сдается в ФНС.
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПОРОЧНЫХ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
В случае, если в обоснование своих выводов проверяющие ссылаются на доказательства, полученные по результатам отдельных мероприятий налогового контроля, рекомендуем оценить допустимость таких доказательств. Ведь доказательства, которые получены с нарушением закона, налоговики не вправе потом учесть при вынесении решения по итогам налоговой проверки в силу абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, а суд — принять в качестве доказательства на основании ч. 3 ст. 64 АПК РФ.
В ходе налоговой проверки налоговики вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- допрос свидетеля (ст.90 НК РФ);
- производство осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (ст.92 НК РФ);
- истребование документов у налогоплательщика (ст.93 НК РФ);
- истребование документов о налогоплательщике у третьих лиц (ст.93.1 НК РФ);
- выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);
- проведение экспертизы (ст.95 НК РФ);
- привлечение специалиста (ст.96 НК РФ);
- привлечение переводчика (ст.97 НК РФ);
- инвентаризация (п.13. ст.89 НК РФ) (только в рамках ВНП).
В отношении каждого из указанных мероприятий налогового контроля НК РФ установлены основания и порядок их проведения.
Перечислим ошибки при проведении отдельных мероприятий налогового контроля, в результате которых полученные проверяющими доказательства признаются в судебно-арбитражной практике недопустимыми:
1) налоговики не ознакомили налогоплательщика с постановлением о проведении экспертизы или не могут доказать обратное ;
2) налоговики не разъяснили налогоплательщику его права при назначении и производстве экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ), или разъяснили, но не могут это доказать ;
3) налоговики привлекли для дачи заключения вместо эксперта специалиста, несмотря на то, что специалист не проводит исследований, не дает заключений, его мнение не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта ;
4) почерковедческая экспертиза проведена по копиям документов .
5) налоговики ссылаются на экспертное заключение, составленное с нарушением требований ст. 95 НК РФ, например:
- вопросы для экспертизы сформулированы налоговиками за пределами специальных познаний эксперта в науке, искусстве, технике или ремесле ;
- в заключении не указано, какие документы были переданы эксперту и им исследованы ;
- в заключении эксперт сделал вероятностный вывод по заданному вопросу ;
- заключение дано не тем экспертом, который указан в постановлении о назначении экспертизы ;
- заключение не соответствует федеральным стандартам оценки .
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:
- в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
- в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
- для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
- для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .
Сроки проведения камеральной проверки
Согласно общему правилу, срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 календарных месяца с момента подачи отчетности. Исключением является проверка налоговых деклараций по возврату НДС — для нее отводится всего 2 месяца.
Если вы обнаружили до момента вынесения решения ФНС ошибки или неточности, то вы имеете полное право подать уточненную декларацию. В этом случае контроль по первоначально предоставленной документации приостанавливается. По новой отчетности срок отсчитывается вновь с момента ее подачи.
Если же ФНС выявила ошибки в предоставленных вами данных, она направляет налогоплательщику требование с просьбой предоставить пояснения и верную декларацию и отчет, также может потребоваться предъявление дополнительных документов.
На мотивированный ответ налогоплательщику в этом случае дается 5 дней. Если за это время недочеты не будут исправлены, то налогоплательщику придется заплатить штраф. На данный момент его размер составляет 5000 рублей. Если же вы в течение года снова будете пренебрегать своевременным ответом на требования налоговой, то заплатить придется уже 20 000 рублей.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.
Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.
Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.
Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.
Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.
Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.
Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.
Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:
- акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
- выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
- с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
- обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
- налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.
Когда может быть отсрочено составление окончательного акта по проверке: разные позиции
Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации ранее начатые мероприятия должны быть прекращены (без составления итогового документа). Начинается новая проверка на основании новых документов, но с возможностью использования ранее полученных данных.
На разных этапах были высказаны 2 принципиально разных варианта трактовки ст. 88 НК РФ:
- Проверка завершается в момент вынесения решения по ней. Следовательно, если до этой даты сделано уточнение, акт аннулируется. Момент составления окончательного акта, на основании которого выносится решение, отсрочивается до завершения следующей проверки (см. постановление ФАС МО от 18.02.2013 № Ф05-1150/12 по делу № А40-68918/2011).
- Проверка завершается в день, указанный в акте как дата ее окончания. Представленные позднее уточненные декларации не препятствуют рассмотрению акта (см. постановление 13-го ААС от 11.11.2015 № 13АП-20855/15).
Процедура в отношении юр. лиц
Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.
Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.
С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.
Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.
Сам процесс выглядит следующим образом: сначала документы проверяют на правильность оформления, затем специалисты просчитывают все цифры. Если в процессе будут выявлены явные несоответствия между данными в декларации и в других документах, у вас затребуют дополнительные данные.
Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.
Всем известно, что налоговики осуществляют контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах посредством камеральных и выездных проверок.
В отличие от выездного камеральный контроль, в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ, осуществляется одним проверяющим без какого-либо специального решения руководителя налогового органа непосредственно на территории инспекции и только при наличии налоговой декларации .
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07 налоговый орган не вправе доначислить налог, пени и штраф по результатам камеральной проверки при отсутствии представленной налогоплательщиком декларации.
Порядок проведения камеральной проверки, ее сроки, права и обязанности проверяющего и проверяемого изложены в ст. 88 НК РФ. В данную норму права неоднократно вносились изменения, в том числе относительно момента начала контрольных мероприятий.
Версия 3: проверка завершена в момент вынесения решения
В последнее время именно такие выводы делают арбитры. Налоговое ведомство с ними категорически не согласно.
В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34. При рассмотрении данного дела судьи установили, что уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта проверки, но до принятия решений по нему. По мнению налогового органа, в такой ситуации вынесением оспариваемых решений положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ нарушены не были, поэтому основания для прекращения камеральной проверки ранее поданной декларации и назначения новой проверки уточненной декларации отсутствовали. Арбитры не согласились с позицией контролеров, сделав следующий вывод: с учетом норм ст. 81, п. 2 ст. 88 НК РФ для целей применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.
На основании данных толкований норм Налогового кодекса судьи решили, что на момент представления уточненной декларации камеральная проверка ранее представленной декларации окончена не была. Следовательно, инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ обязана была прекратить камеральную проверку спорной декларации и назначить новую проверку на основе уточненной декларации. Далее арбитры сделали оговорку, что указанные выводы согласуются с правоприменительной практикой по данному вопросу. При этом каких-либо примеров судебных актов в тексте Постановления не приведено.
Зачем инспекторы проверяют организации?
Проверки налоговиков не редкость для будней среднестатистического предпринимателя. Все-таки они обязаны демонстрировать плоды собственного труда, которые чаще всего выражаются в поиске ошибок, недочетов и недоимок по налогам и сборам. Этот факт стоит понимать вам для того, чтобы выявить основные мотивы наложения штрафов и прочих санкций. Они позволят вам проще относится к получению акта о проверке с нарушениями и оспаривать решение налоговых инспекторов спокойно и без паники.
Давайте разберемся, как выполняют свою работу налоговики и зачем вообще по факту нужны подобные проверки.
В каких случаях ФНС вправе не удовлетворять жалобу налогоплательщика?
Полезно будет рассмотреть нормы НК РФ, в соответствии с которыми ФНС приобретает право отказать в удовлетворении жалобы плательщика. Прежде всего, отметим, что данное действие — в числе 5 возможных, которые налоговики вправе осуществить. Не считая отказа в удовлетворении жалобы, в числе таковых:
- отмена акта нижестоящего налогового органа;
- отмена решения нижестоящего налогового органа (полностью или частично);
- отмена решения нижестоящей структуры ФНС и принятие нового
- признание действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов незаконными и вынесение решения по существу.
Положения п. 1 ст. 139.3 НК РФ включают основания, по которым ФНС вправе отказать плательщику в удовлетворении жалобы. Подобный сценарий возможен, если:
- не соблюден порядок подачи жалобы или в ней не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав;
- срок подачи жалобы пропущен, нет ходатайства о его восстановлении либо в этом праве плательщику отказано;
- заявитель до принятия ФНС решения по жалобе направил в ведомство отзыв документа — полностью либо в части;
- жалоба подается в ФНС не в первый раз, но по тем же основаниям, что и предыдущая;
- до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав налогоплательщика.
Налогоплательщик вместе с тем может попробовать оспорить отказ в удовлетворении жалобы, а также обратиться с жалобой еще раз, если причиной отказа были не отзыв жалобы или повтор.
Акт камеральной проверки: когда его оформляют
Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.
Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.
В какие сроки должна быть проведена КНП декларации по налогу на прибыль?
В соответствии с п. 2, 10 ст. 88 НК РФ «камералка» по налогу на прибыль проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (или налоговым агентом) налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено данным пунктом.
Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5).
Предположим, ИФНС получила декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2019 года 25.10.2019. Три месяца истекают 25.01.2020. Так как это суббота, срок окончания проверки – 27.01.2020.
Итак, срок проведения КНП – три месяца. Этот срок не может быть продлен или приостановлен.
При этом, если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная декларация (расчет), КНП ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая КНП на основе «уточненки». Прекращение КНП означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Обратите внимание
По мнению Минфина, нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам налоговой проверки (Письмо от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400).