Как можно забрать ребенка из детского дома на выходные

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно забрать ребенка из детского дома на выходные». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гостевой патронат не подразумевает постоянного проживания ребенка в семье и его усыновление. Эта форма предполагает возможность временной передачи ребенка в семью гражданина на выходные или праздничные дни.

Документы собраны, заключение получено, что дальше

Теперь нужно обращаться в администрацию детского дома, предоставив им следующие документы:

а) заявление о временной передаче ребенка (в свободной форме);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью (или же заключение о возможности быть усыновителем или опекуном);

г) письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних, а также детей старше 10 лет.

Далее администрация детского учреждения должна зарегистрировать заявление, предоставить сведения о детях, которых можно принять на временное пребывание и организовать первую встречу с ребенком.

Принимая решение администрация детского учреждения должна учитывать много факторов: желание самого ребенка (пожелания ребенка старше 10-ти лет могут быть написаны им самим); отношения между вами, ребенком и остальными членами семьи; если у ребенка в этом же детском доме есть братья и/или сестры, забирать в гости нужно всех; а также этническое происхождение ребенка (возможность обеспечения преемственности в языке, культуре и религии в соответствии с его происхождением).

Это решение должно быть принято в течение 7 дней с даты подачи документов в администрацию детского дома. При положительном решении выпускается приказ руководителя детского учреждения, с которым вы должны быть ознакомлены под роспись.

Отрицательное решение тоже оформляется письменно с указанием причин отказа.

Какие документы вам выдадут на время пребывания ребенка в вашей семье

При временной передаче ребенка выдаются следующие документы:

а) копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;

в) копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);

г) копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина.

Также в соответствии с нормативными актами региона проживания ребенка вам будут выданы продукты или денежные средства на их приобретение на период пребывания ребенка в гостевой семье.

Если у вас нет действующего заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (срок действия такого заключения — 2 года), то вам нужно получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью. Для этого нужно подать в органы опеки и попечительства по месту жительства или временной регистрации следующие документы:

  • заявление (его заполняют лично, во время приема);
  • паспорт с отметкой о постоянной регистрации (оригинал и копия);
  • медицинское заключение медицинской организации (форма № 164/у-96);
  • документы, свидетельствующие о наличии необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании и (или) о квалификации, справка с места работы о занимаемой должности, копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (если имеются);
  • дополнительные документы.

Вам могут выдать нужное заключение сразу после проверки документов, или, в случае, если вы принимаете ребенка на вашей территории, после того, как органы опеки и попечительства проверят не только документы, но и ваши условия жизни.

После того, как заключение получено, отправляйтесь в детский дом, где находится ребенок, со следующими документами:

  • заявление о временной передаче ребенка (детей) в семью в свободной форме;
  • оригинал и копия вашего паспорта;
  • заключение органа опеки о возможности взять ребенка в семью;
  • письменное согласие всех проживающих с вами членов семьи старше 10 лет на временную передачу ребенка (если вы берете ребенка домой);
  • туристическую путевку в санаторий или лагерь (если вы едете с ребенком в санаторий или лагерь).

Гостевой режим, семья выходного дня

Гостевой режим, семья выходного дня — это форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье.

Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

Данный режим дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, так как обычно между ребенком и наставником возникает переписка, телефонные контакты, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает его самооценку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 12.05.2012) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» утверждены Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц. В исключительных случаях непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье может быть продлен, но он не может превышать 3 месяца.

Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, и следующие документы:

Пакет документов, может быть подан гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, проводит их проверку, обследует условия жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина и оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.

Читайте также:  Во сколько лет выходят на пенсию мужчины служившие в Афганистане

Гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:

При временной передаче ребенка в семью гражданину выдаются:

Передача ребенка (детей) в семью гражданина не допускается, если:

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), не вправе:

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:

Ребенок (дети), временно переданный в семью, может быть возвращен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истечения предусмотренного срока, по желанию ребенка (детей) или гражданина.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка (детей) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка (детей) принимают меры по незамедлительному изъятию ребенка (детей) из семьи гражданина и возвращают его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зачем подростку временное пребывание в семье

Дети старше 10 лет имеют небольшие шансы попасть в постоянную семью по сравнению с маленькими детьми. Но опыт проживания «на воле», а не в условиях государственного учреждения, им очень нужен. Выйдя из детского дома, дети не знают базовых вещей, которые были бы для них естественны, если бы они жили в семье. В подавляющем большинстве случаев по выходу из детского дома 15-18-летние дети не могут жить самостоятельно, не могут поступить на дальнейшую учебу, создать постоянную семью и растить своих детей. Привычка жить на всем готовом, ожидание того, что на праздники спонсоры подарят им дорогие вещи, отсутствие модели семьи перед глазами мешают детям адаптироваться, когда они, как под холодный душ, попадают из детского дома в реальную жизнь.

Поэтому детям-подросткам так полезно побыть в настоящей семье: сходить в магазин вместе со взрослыми, увидеть отношения между родителями и детьми, пожить повседневной жизнью обычной семьи. Для них это будет бесценный опыт, который поможет им адаптироваться во взрослой жизни.

И конечно, бывает и так, что взяв ребенка в гости, родители не хотят отдавать его обратно, и сам ребенок так хорошо вписывается в семью, что временное пребывание превращается в постоянное. То есть ребенка усыновляют или берут под опеку.

Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.

Как собрать нужные документы?

Если у вас нет действующего заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (срок действия такого заключения — 2 года), то вам нужно получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью. Для этого нужно подать в органы опеки и попечительства по месту жительства или временной регистрации следующие документы:

  • заявление (его заполняют лично, во время приема);
  • паспорт с отметкой о постоянной регистрации (оригинал и копия);
  • медицинское заключение медицинской организации (форма № 164/у-96);
  • документы, свидетельствующие о наличии необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании и (или) о квалификации, справка с места работы о занимаемой должности, копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (если имеются);
  • дополнительные документы.

Вам могут выдать нужное заключение сразу после проверки документов, или, в случае, если вы принимаете ребенка на вашей территории, после того, как органы опеки и попечительства проверят не только документы, но и ваши условия жизни.

После того, как заключение получено, отправляйтесь в детский дом, где находится ребенок, со следующими документами:

  • заявление о временной передаче ребенка (детей) в семью в свободной форме;
  • оригинал и копия вашего паспорта;
  • заключение органа опеки о возможности взять ребенка в семью;
  • письменное согласие всех проживающих с вами членов семьи старше 10 лет на временную передачу ребенка (если вы берете ребенка домой);
  • туристическую путевку в санаторий или лагерь (если вы едете с ребенком в санаторий или лагерь).

Что такое гостевой режим

Гостевой патронат не подразумевает постоянного проживания ребенка в семье и его усыновление. Эта форма предполагает возможность временной передачи ребенка в семью гражданина на выходные или праздничные дни.

Иначе подобная процедура именуется наставничеством и признается одним из методов практической помощи ребенку, который остался без родителей и находится на попечении государства.

В процессе передачи воспитанников в семью, последние получают возможность на непродолжительное время почувствовать себя полноценным членом ячейки общества. Это возможность ребенку понять, что он важен и нужен и является частью общества.

По принятым правилам и законодательным нормам, длительность пребывания сироты в гостевой семье ограничивается пределами оговоренного срока. Обычно дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются в семью на срок от 1-2 дней до месяца. Это могут быть каникулы или выходные/праздничные дни.

Какие документы нужно предоставить

В органы опеки по месту жительства вам следует предоставить следующие документы:

  • Заявление (по форме, утверждаемой Министерством образования и науки РФ)
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
  • справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие судимостей, препятствующих принятию ребенка в семью (они указаны в пункте «д» в предыдущем разделе). Эта справка действует 1 год.
  • справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии заболеваний, перечисленных в пункте «е» предыдущего раздела, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (это медицинское заключение желающего усыновить, принять под опеку/попечительство ребенка или стать приемным родителем). Справка действует 6 месяцев, после этого ее необходимо обновить.

Кроме вышеперечисленных документов вы имеете право предоставить «иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители» (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).

Далее в течение 5 рабочих дней сотрудники органов опеки должны проверить предоставленные документы, произвести обследование вашего жилья и оформить заключение о возможности временной передачи ребенка, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или же письменный отказ с указанием причин.

Небольшое дополнение: если по результатам обследования жилья оно будет признано не подходящим для проживания ребенка, у вас будет возможность брать ребенка на время (без ночевок), либо вместе выехать на отдых.

Конечно, всем хочется иметь дело с теми, кто помладше. А куда старшеньким деваться? Это во-первых. А во-вторых, вы вряд ли сможете объяснить 3-5-летнему и даже 6-летнему малышу, что вы его берете не навсегда. Поэтому первое правило — брать детдомовского ребенка в гости лучше приблизительно лет с семи. Разумеется, бывают исключения, но если вы хотите, чтобы адаптация ребенка в вашей семье происходила более комфортно, и не имеете в отношении него каких-то далеко идущих планов (по крайней мере, на первых порах), то лучше придерживаться этого правила. Кроме того, позволю себе субъективное наблюдение: со старшими гораздо интереснее общаться.
Правило второе: ничего не обещать. Бывает так, что на вопрос «А вы меня заберете к себе навсегда?» некоторые сердобольные начинают отвечать: «Да, возможно, только не сейчас, а потом». Вот когда это «потом» наступит, тогда и говорите об этом. А пока — никаких обещаний!

Читайте также:  Ответственность кадровика за нарушение трудового законодательства

У детей из детдома порой довольно расплывчатое представление о собственности, ценности вещей, игрушек. Поэтому не удивляйтесь, если подаренная вами дорогая игрушка уже на следующий день может оказаться сломанной или обменянной на какую-нибудь ерунду. Ребенок иногда может без спросу взять любую вещь в вашем доме и «разобрать», а если вы будете его ругать — обидится: а что я, собственно, такого сделал? Не исключено, что вы можете столкнуться и с воровством. Причем это может быть и элементарная клептомания, и то, о чем написано чуть выше, и интересный психологический момент, с которым я сам столкнулся однажды. Ребенок, например, может воровать у вас деньги, чтобы поднять свой собственный авторитет среди сверстников, показать другим, какой вы богатый (в его понимании, конечно), явно гордясь при этом вами, демонстрируя другим, что вы даете ему столько денег на карманные расходы.

ТОП-5 ошибок «гостевой семьи»

Список ошибок составлен на основе мнений и опыта специалистов сферы социального обслуживания:

1. Некоторые взрослые, забирая ребенка к себе на выходные, считают, что они его от чего-то спасают. Пытаются устроить ему настоящий праздник, фейерверк положительных эмоций. Но важно скорее создать правильное настроение, а не задарить игрушками. Иначе взрослый станет для ребенка не источником общения, как должно быть, а источником благ. Ожидания ребенка будут состоять лишь из того, что ему кто-то что-то должен. Желательно, чтобы визит принес ребенку новые впечатления и ощущение домашнего уюта. Чтобы он понимал, к чему он хочет вернуться. Ребенку нужен, прежде всего, человеческий контакт.

2. Большинство людей приходят в детдом и говорят, что они готовы взять любого ребенка, считая, что справятся с каждым. Но это не так. Специалисты, напротив, очень тщательно подбирают ребенка, глядя на семью, учитывают их ожидания. Ведут с людьми работу, говорят об особенностях характера ребенка. С одним стоит вести себя строже, с другим, напротив, помягче. Воспитатели центра содействия всегда на связи и готовы поддержать взрослых, если во время гостевого визита у них возникли какие-то трудности.

3. С теми семьями, которые поддались импульсу и приняли решение спонтанно, ребенку не всегда безопасно. С одной стороны люди находятся в иллюзиях об исполнении гражданского долга и словно «спасают детей», а с другой – совершают много ошибок. Эмоции в этом вопросе все портят. Хорошо, когда ребенка забирают через несколько месяцев — полгода, чтобы было время подумать, собрать все документы. Взвешенный выбор конкретного воспитанника, понимание его положительных и отрицательных черт характера станут залогом к успешным взаимоотношениям в гостевом режиме.

4. У многих желание взять к себе ребенка в гости возникает под самый новый год (наиболее популярное время для гостевого режима — прим. ред.), когда уже слишком поздно. Важно предварительно найти контакт с ребенком и подготовить документы. Их, конечно, нужно куда меньше, чем для опеки или усыновления, но определенный объем предварительной работы все равно проделать необходимо. Желательно, месяца за два начать присматриваться, общаться. Так выше вероятность, что у взрослого и ребенка завяжутся более тесные отношения со взрослым.

5. Не стоит ожидать от ребенка благодарности. Дети не всегда будут давать взрослым обратную связь в силу своего положения, особенностей психики, условий жизни. Многие из них ввиду непростых жизненных историй не склонны открываться людям.

Важно не давать ребенку ложных обещаний и надежд во время гостевого визита, уверена старший воспитатель Центра содействия семейному устройству Спасска-Дальнего Ольга Французова.

— В гостевом режиме ребят берут в семью не так уж часто, как хотелось бы. Условия всегда разные. Иногда это родственники, иногда те, кто планирует в дальнейшем оформлять опеку, а иногда те, кто на постоянное проживание взять ребенка в семью не может, только на выходные и на праздники.

Я знаю, что многих непосвященных эта практика шокирует. Мол, взяли ребенка, а затем вернули. На самом же деле это самая безболезненная практика. В условиях наших учреждений, где, несмотря на все наши старания, присутствует атмосфера казенщины, детям гостевой режим всегда идет на пользу. Они воспринимают визит в семью как поход в гости. Все там крутится вокруг дружбы, наставничества. Именно эти направления мы и другие учреждения в крае стараемся развивать. Для многих ребят это такой свет в окошке и альтернативная форма семейного воспитания.

Практики одноразового визита в семью у нас нет, люди, как правило, приглашают ребенка к себе регулярно: на выходные и праздничные дни. Это подбадривает ребенка, который знает, что в конце недели он пойдет в гости к друзьям.

У нас был один мальчик, который упорно настаивал, мол, в семью не пойду. Но на этих новогодних каникулах мне все же удалось его уговорить хотя бы на два дня. «Просто посмотришь и вернешься» — обещала я, но ему теперь так понравилось, что теперь он каждые выходные торопится поскорее в семью, — говорит Ольга Французова.

Ко мне обратился судья, смогу ли я провести экспертизу по вопросу усыновления двухлетнего ребенка. Суть спора была в том, что за него боролись две семьи. Формально они были практически в равных условиях: многодетные, с безупречной репутацией. При этом одна была из числа родственников ребенка, а вторая — приемная.

В приемной семье малыш оказался случайно. Его родители погибли в результате несчастного случая, когда ребенку было два года. Органы опеки поместили его в больницу и начали искать родственников. Но поиски затягивались, и накануне лета специалист из опеки попросила медсестру присмотреть за мальчиком. Женщина с семьей жила в деревне. Решили, что ребенку там будет лучше.

Медсестра согласилась и оформила опеку. В семье малыша приняли как родного, окружили заботой. За лето мальчик окреп, начал говорить, и чувствовал себя прекрасно. Но тут нашлись родственники, которые отдавать мальчика не захотели — планировали его усыновить. Но и новая семья мальчика была готова к усыновлению. И тогда обе семьи подали встречные иски в суд.

Была долгая и непростая экспертиза, но закончилось все благополучно — в в интересах ребенка. Мне удалось примирить семьи, убедить, что нужно объединиться во благо малыша. Мальчик остался жить в деревне, а родственники помогают его воспитывать.

Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения

Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей

Читайте также:  Можно ли буксировать авто без номеров на гибкой сцепке

Они не доверяют взрослым

Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.

Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.

У них могут быть проблемы с границами

Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.

В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.

Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.

У него есть биологические корни, их нужно принять

Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.

Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.

Им труднее сформировать привязанность

Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.

Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.

Родные люди в «гостевом режиме»

В Центре сопровождения замещающих семей получают помощь приемные семьи – и родители, и дети. Это может быть психологическая, медицинская, юридическая и любая другая помощь. Большинство приходят сюда время от времени, в зависимости от потребности, регулярно – многодетные семьи и семьи, где живут дети с ограниченными возможностями здоровья.

При этом, согласно федеральному законодательству, кандидаты в усыновители обязаны пройти подготовку в школах приемных родителей. «Прежде всего это нужно для того, чтобы люди поняли, смогут ли они справиться с приемным ребенком. В итоге после прохождения программы порядка 7% кандидатов отсеиваются, но это лучше, чем взять ребенка, а через какое-то время вернуть в детский дом», – говорит Елена Саманева.

По ее словам, с 2012 года, когда приняли соответствующие поправки, отказников стало значительно меньше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *