Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Обязанности воспитателя детского сада

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий. Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные педагогические технологии, владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Каким должен быть современный педагог?

Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:

  1. Хорошее образование.
  2. Набор личностных и профессиональных качеств.
  3. Грамотная речь педагога.
  4. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
  5. Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.
Читайте также:  Размер штрафа за утерю паспорта в 2023 году

Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.

Каким должен быть педагог дошкольного образования

Отвечая на вопрос, каким должен быть воспитатель, следует выделять два аспекта. Во-первых, это обладание педагогом теми личностными качествами, которые позволяют успешно работать: доверие и уважение к каждому ребенку, поддержка детской инициативы и творчества, что приносит детям радость. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Для ребенка очень важно, чтобы в течение дня воспитатель одобрил его, отметил хороший поступок, помощь кому-то из детей или педагогу, помощнику воспитателя. Тогда, приходя после дня, проведенного в детском саду, домой, ребенок говорит родителям: «Марина Алексеевна меня любит: она погладила меня по голове и сказала: „Милая ты наша!“».

Во-вторых, повышение профессионального мастерства, которое позволит педагогу сформировать себя как всесторонне развитую творческую личность, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Обладать личностными качествами для успешной работы с детьми

Одно из важнейших качеств педагога — любовь к детям. Это подчеркивают все ученые в области педагогики. Педагогу необходимы такие качества, как искренность, открытость, доброжелательность, уважительное отношение к ребенку.

От того, как воспитатель общается, взаимодействует с воспитанниками, их родителями, коллегами, зависит эмоционально-положительное состояние детей и какими мы их воспитаем. Педагог должен воспитать в себе такое качество, как терпение. В работе с детьми оно просто необходимо.

Педагогу важно формировать у дошкольников умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Отечественные психологи и педагоги Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.И. Радина и др. придают этому большое значение, подчеркивая, что это умение само по себе очень важно для развития каждого ребенка. Вместе с тем включение общения в любую деятельность детей повышает ее эффективность.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

София Зиевна способствует развитию активного общения детей и родителей группы. С целью ознакомления детей с окружающим миром педагог организует экскурсии с детьми, активными участниками которых являются и родители нашей группы.

Особенностью методики преподавания педагога является метод проблемного обучения, который способствует творческому развитию воспитанников. Знания, добытые нашими детьми самостоятельно, легче усваиваются и лучше запоминаются. Проблемные ситуации, предлагаемые детям, делают их жизнь интереснее и увлекательнее.

София Зиевна является доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, помогает в трудную минуту не только ребенку, но и родителям детей и своим коллегам. Она достойный претендент на победу в конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», как профессионал своего дела, воспитавшая десятки детей, которые, как и их родители с любовью и благодарностью вспоминают и не забывают своего воспитателя.


Внешний вид воспитателя

Люди, идущие в воспитатели — разные. Однако в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 четко закреплены требования к внешнему виду педагога:

19.4. Персонал дошкольных образовательных организаций должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.

Длинные ногти, неухоженный вид недопустимы в дошкольном учреждении. Пока чиновники спорят о необходимости введения униформы для воспитателей и других работников детских садов, в некоторых дошкольных учреждениях уже есть дресс-код. Деловые костюмы, разработанные Вячеславом Зайцевым для учителей, так понравились персоналу некоторых ДОУ, что заведующие заказали однотипные брюки, юбки и пиджаки для своих сотрудниц у кутюрье.

Портрет современного педагога

Портрет современного педагога

Воспитатель детского сада — особенная, удивительная профессия: ведь он — мудрый спутник ребенка в его путешествии по стране детства…

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы — педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

Современным детям нужны современные педагоги. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Созданные и разработанные профстандарты в сфере образования направлены на помощь в организации трудовой деятельности педагогов и воспитателей. Каждый из работников должен обладать профессиональными качествами, которые подразумевают не только умения в трудовой деятельности, но и личностные характеристики для эффективной работы с детьми и подростками. Для воспитателей детского сада установленные нормы профессионализма прописаны в профстандарте, рассмотрим:

  • зачем нужен стандарт? Обязательно ли его применять;
  • структура документа;
  • основные обязанности по профстандарту;
  • требования к специалисту согласно по профстандарту;
  • какими компетенциями должен обладать воспитатель детского садика.

Автор: Богданович Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “215”
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества.
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Современный педагог дошкольного учреждения: социальная

роль, профессиональные функции, личностные качества

Богданович Мария Александровна,

воспитатель МБДОУ № 145

Дорн Марина Викторовна,

к.п.н, зав. кафедрой дошкольного

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества………………………… 5

2. Функции современного педагога дошкольного учреждения…………..

3. Особенности деятельности педагога дошкольного учреждения…….

4. Требования к личности воспитателя……………………………………..

Воспитатель XXI века. Каким ему быть.

собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое

дошкольного периода детства.

своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации

предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-

дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка

поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В

Читайте также:  Нужно ли заверять договор дарения у нотариуса между родственниками

определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в

качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие

воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком

и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а

поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то

высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если

Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень

часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в

систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована,

почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как

должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности.

потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний,

воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов,

организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить

переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей — это и курица умеет.

А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело,

требующее таланта и широкого знания жизни»

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание,

которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить,

меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы

– и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не

будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет

компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но

общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного,

уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь

между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно

воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле

воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских

садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей

прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок

воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при

последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных

положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не

н е п р е р ы в н о

перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние

воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится

подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать

всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно

следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит

воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это

свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и

ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая

вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой

маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над

теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях

пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду

беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен

обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности

меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь

искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Детский сад должен

научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом

воспитания воспитатели детского сада, должны считаться с возрастом детей,

которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений,

быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки

какой – нибудь программы, какого – нибудь расписания значило бы просто

вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую

отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути.

Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и

тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место в детском саду должно отводиться играм детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *