Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные обязанности ассистента врача стоматолога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ассистент должен обладать базовыми навыками в медицине, а также быть профессионалом в своем деле. Молодой специалист имеет среднее медицинское образование (колледж, техникум, училище) по специальности «сестринское дело».
Для успешной работы надо обладать определенными навыками и знаниями, в первую очередь это:
- Медицинские знания. Помощник должен иметь базовые медицинские знания, особенно в области стоматологии. Это включает понимание структуры зубов и полости рта, знание основных процедур, инструментов и материалов.
- Гигиена и стерилизация. Должен быть внимателен к гигиене и стерилизации инструментов и оборудования. Это включает знание правил асептики и антисептики, умение правильно обрабатывать инструменты и поддерживать чистоту рабочего пространства.
- Технические навыки. Он должен обладать техническими навыками для использования специализированного оборудования и инструментов.
- Организационные навыки. Такой специалист должен быть организованным и уметь эффективно управлять временем и задачами. Важно уметь планировать и координировать стоматологические процедуры, вести документацию и вести учет материалов и инструментов.
- Коммуникативные навыки. Взаимодействие с пациентами и членами команды является важной частью работы. Хорошие коммуникативные навыки помогут установить доверительные отношения с клиентами, а также эффективно сотрудничать с врачом и другими членами команды.
- Высокий уровень эмоционального интеллекта. Он должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть уметь управлять своими эмоциями и эмпатией к пациентам.
- Способность работать в команде. Помощник часто работает в команде с другими медицинскими специалистами, включая врачей-стоматологов и других ассистентов. Поэтому важна способность эффективно сотрудничать, слушать и выполнять инструкции важна для обеспечения плавного и эффективного хода стоматологических процедур.
- Забота о пациентах. Одной из главных ролей является уход и забота о пациентах. Это включает создание комфортной и безопасной среды, проявление понимания и эмпатии к их потребностям и беспокойствам, а также обеспечение конфиденциальности и соблюдение этических стандартов.
- Точность и внимательность. В стоматологии требуется высокая точность и внимательность. Важно внимание к деталям, следить за процедурами, измерениями и инструкциями, чтобы избежать ошибок и обеспечить безопасность и эффективность процесса лечения.
- Умение работать под давлением. Стоматологическая практика может быть интенсивной и требовать работу под давлением. Важно оставаться спокойным и эффективно функционировать в ситуациях, требующих быстрого принятия решений и срочных мер.
- Продолжение образования. Стоматология постоянно развивается, и ассистенты стоматологов должны быть готовы к обучению и обновлению своих знаний. Участие в профессиональных курсах, семинарах и обучающих программах позволяет ассистентам быть в курсе последних технологий и методов лечения.
Периодически сотрудник проходит аттестацию для подтверждения своих знаний.
Вот так выглядят требования по квалификации в трудовом договоре для медицинского работника данного профиля:
Условия закрепления в должности | Требования |
---|---|
Образование | Среднее специальное |
Специальность | Сестринское дело |
Стаж работы по профессии | От 1 года |
Профессиональная переаттестация | 1 раз в 6 месяцев |
Поскольку помощник, кроме ассистирования врачу, ещё решает спорные вопросы с посетителями и ведёт журнал записи — его знания не ограничиваются только узкопрофильными.
1.1. Ассистент врача-стоматолога относится к среднему медицинскому персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Ассистент врача-стоматолога назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность ассистента врача-стоматолога принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» при условии прохождения повышения квалификации по программе «Сестринское дело в стоматологии».
1.4. Ассистент врача-стоматолога должен знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
Теоретические основы сестринского дела;
Основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;
Основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
Правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
Основную симптоматику наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний и принципы их лечения;
Медицинские препараты и материалы стоматологии;
Основы медицины катастроф;
Основы санитарного просвещения;
Правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
Медицинскую этику;
Психологию профессионального общения;
Основы трудового законодательства;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила санитарной, личной гигиены;
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Ассистент врача-стоматолога имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
Я работаю в стоматологии в должности ассистента врача стоматолога.
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
1. В Российской Федерации выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных пред профессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы документов об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
5. По решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование — бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование — специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование — магистратура (подтверждается дипломом магистра);
5) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
8. Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
9. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.
10. Документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
14. Лицам, освоившим дополнительные пред профессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Должностные обязанности
На ассистента врача-стоматолога возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовка стоматологического оборудования к работе, контроль исправности оборудования и соблюдение техники безопасности при работе с ним.
2.2. Инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, определение степени подвижности зубов, обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определение интенсивности воспаления слизистой оболочки полости рта.
2.3. Электроодонтодиагностика, сбор и хранение биопсийного материала, приготовление пломбировочных и слепочных материалов, проведение туалета полости рта и т. д.
2.4. Обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.
2.5. Доврачебная помощь при ранениях и термических повреждениях челюстно-лицевой области.
2.6. Проведение местной и проводниковой анестезии.
2.7. Снятие оттисков зубов.
2.8. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры.
2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.
Должностные обязанности
На ассистента врача-стоматолога возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовка стоматологического оборудования к работе, контроль исправности оборудования и соблюдение техники безопасности при работе с ним.
2.2. Инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, определение степени подвижности зубов, обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определение интенсивности воспаления слизистой оболочки полости рта.
2.3. Электроодонтодиагностика, сбор и хранение биопсийного материала, приготовление пломбировочных и слепочных материалов, проведение туалета полости рта и т. д.
2.4. Обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.
2.5. Доврачебная помощь при ранениях и термических повреждениях челюстно-лицевой области.
2.6. Проведение местной и проводниковой анестезии.
2.7. Снятие оттисков зубов.
2.8. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры.
2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.
2.10. Проведение санитарно-просветительной работы, направленной на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.
2.11. При необходимости — оказание неотложной доврачебной помощи.
2.12. Ассистирование врачу в процессе оказания помощи.
2.13. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.
2.14. [Другие должностные обязанности].
1.1. Ассистент врача-стоматолога относится к среднему медицинскому персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Ассистент врача-стоматолога назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность ассистента врача-стоматолога принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» при условии прохождения повышения квалификации по программе «Сестринское дело в стоматологии».
1.4. Ассистент врача-стоматолога должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
— теоретические основы сестринского дела;
— основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;
— основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
— правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
— нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
— основную симптоматику наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний и принципы их лечения;
— медицинские препараты и материалы стоматологии;
— основы медицины катастроф;
— основы санитарного просвещения;
— правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
— психологию профессионального общения;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила санитарной, личной гигиены;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Дополнительные обязанности
Большинство медицинских клиник возлагают на ассистентов некоторые врачебные обязанности. Например, помощник может проводить различные диагностические процедуры. Одна из них – рентген. Такая обязанность предполагает умение работать с рентгеновским аппаратом и визиографом. При их помощи ассистент должен уметь делать качественные снимки ротовой полости: панорамные, прицельные или внутриротовые.
Если ассистент обладает достаточной квалификацией, которая подтверждена сертификатами и дипломами, то он имеет право проводить профилактические процедуры, например профессиональную чистку зубов.
Дополнительно каждый ассистент обязан заполнять медицинские карточки пациентов. Для этого необходимо провести первичный опрос больного и собрать анамнез. Ассистент должен узнать основные данные пациента: Ф. И. О, дату рождения, номер телефона и домашний адрес. Для анамнеза необходимо уточнить следующую информацию:
- хронические заболевания, в том числе не связанные с зубочелюстным аппаратом;
- наличие аллергических реакций на медицинские препараты;
- жалобы пациента.
Права и сфера ответственности ассистента стоматолога
Права ассистента стоматолога не ограничиваются исключительно положениями трудового законодательства страны, в которой он работает – официальным трудоустройством, соблюдением режима труда и отдыха, наличием соцпакета и т.д. Они также касаются сугубо профессиональной занятости специалиста. Ассистент должен в полном объеме получать информацию, необходимую ему для выполнения своих обязанностей, также он вправе требовать поддержки руководства для исполнения возложенных на него функций.
Помощник стоматолога – это материально ответственное лицо. Более того, ассистент врача отвечает не только за вверенную ему аппаратуру, инструменты и медикаменты, но и за свои действия. Если из-за его халатности, невнимательности или непрофессиональных действий здоровью или жизни пациента был причинен вред, он будет отвечать за это перед судом. В случае серьезных ошибок помощник врача может быть оштрафован, лишен права работать на занимаемой должности или заключен в исправительную колонию.
Обязанности старшего ассистента стоматолога
Работа в стоматологической клинике требует от старшей медсестры дополнительных знаний и навыков. Общие курсы повышения квалификации для медсестер не дают углубленных знаний об особенностях учета, использования и хранения стоматологических материалов. Эти курсы также не предусматривают знаний о способах использования, обработки, стерилизации, хранения новейшего стоматологического оборудования и инструментария и правилах ухода за ними.
Обучение организационным и психологическим моментам в работе с ассистентами стоматолога тоже не предусмотрено общими курсами для медсестер. Притом, что на старших медсестер стоматологических клиник и стоматологических отделений возлагается такая высокая ответственность, в системе здравоохранения пока не организовано специализированное обучение старших медсестер для работы в стоматологии.
Ассистент: сушит операционное поле марлевыми шариками, работает водным аспиратором, чтобы удалить костную стружку и избыток жидкости из операционного поля в полости рта пациента. Жидкость и твердые остатки во рту у пациента удаляются с помощью эвакуаторов (аспираторов).
Эвакуаторы — устройства для удаления воды, слюны и твердых остатков, возникающих при обработке тканей зубов.
Эвакуация необходима, чтобы врач видел операционное поле, а также чтобы предотвратить развитие асфиксии у пациента. Эвакуаторами оснащены все современные стоматологические установки. Для удобства в работе используют наконечники эвакуаторов — пылесос и слюноотсос.
Слюноотсос применяется для удаления слюны из полости рта во время стоматологических манипуляций без использования водной струи. Имеет маленький эвакуационный наконечник, состоящий из гибкой легкозаменяемой одноразовой пластмассовой трубки.
Пылесос применяется для удаления воды, слюны и твердых остатков, так как обладает большей вакуумной тягой, чем слюноотсос. Имеет больший диаметр, чем у слюноотсоса, рабочего шланга, и более объемный наконечник. Наконечники пылесоса бывают многоразовые и одноразовые.