Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет трудовая инспекция по жалобе уволенного работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Ответственность за непредоставление ответа в адрес ГИТ
В случае если работодатель не ответит на предписание ГИТ в установленный срок, то нарушения, выявленные инспектором при проверке, считаются не устраненными, а значит, организация продолжает нарушать трудовое законодательство.
На основании ст. 19.5 КоАП к работодателю, который не устранил нарушения, выявленные трудовым инспектором, и не предоставил отчет в ГИТ, применяются следующие меры взыскания:
- от 30.000 руб. до 50.000 руб. – для ИП с наемными работниками;
- от 100.000 руб. до 200.000 руб. – для организаций;
- от 30.000 руб. до 50.000 руб. – в отношении должностных лиц (в общем порядке – руководитель, технический директор, главный бухгалтер), которые признаны виновными в неисполнении требований ГИТ.
Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке
Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).
ГИТ не вправе требовать:
- нотариально удостоверенные копии документов;
- документы, не относящиеся к предмету проверки;
- документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия.
После исполнения запроса возможно 2 варианта:
- По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
- Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.
Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:
- работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
- представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.
Пояснения о расхождениях в РСВ и 6-НДФЛ из-за компенсации за задержку зарплаты
11 августа 2021 ООО «Ромашка» получило требование представить пояснения о причинах расхождений выплат в пользу сотрудников по данным расчета 6-НДФЛ за полугодие 2021 года с данными Расчета по страховым взносам за полугодие 2021 года.
15 июня 2021 года ООО «Ромашка» выплатило компенсацию за задержку заработной платы за апрель:
- 180 руб. — И.И. Иванову;
- 220 руб. — М.И. Ивановой;
- 320 руб. — П.П. Петрову.
Итого выплатили компенсацию 720 руб. Компенсация не превышает 1/150 ключевой ставки, которая действует в период просрочки, от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Поэтому НДФЛ с компенсации ООО не удерживало. На сумму компенсации начислены страховые взносы (ст. 236 ТК, п. 1 ст. 217, п. 1 ст 420 НК).
Приложения:
- бухгалтерская справка-расчет на выплату компенсации за задержку зарплаты.
Документы, которые интересуют проверяющих
Понимать, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке, необходимо, чтобы своевременно проводить их внутренний аудит и не допускать в них нарушений.
В компетенцию ГИТ входит контроль соблюдения большого пласта законодательства, поэтому перечень того, что исследует трудовая инспекция во время выездной проверки, чрезвычайно широк:
- уставные документы;
- документы, касающиеся начисления и выплаты зарплат, премий;
- кадровые документы, в том числе трудовые договоры, трудовые книжки и журналы их учета, разнообразные кадровые приказы, штатное расписание, графики отпусков и многое другое;
- документы по охране труда.
А могут ли работодатели не предоставлять запрашиваемые государственным инспектором труда документы — да, могут, но только при наличии на то оснований. Например, организация вправе не предоставлять документы:
- которых у нее объективно нет и которые она не обязана иметь. Например, коллективный договор — не во всех организациях он имеется, но инспекторы нередко направляют стандартный перечень документов, на скорую руку писать договор не нужно;
- которые в ГИТ уже есть. Например, если ранее проводилась документарная проверка и соответствующие бумаги компания уже направляла;
- которые инспекторы имеют возможность получить в других государственных органах. Например, выписку из ЕГРЮЛ инспектор вправе получить самостоятельно;
- не соответствующие предмету контроля. Это правило касается внеплановых контрольных мероприятий, которые проводятся по конкретному поводу, при комплексной проверке соблюдения трудового законодательства оно не работает.
Проверка выплаты зарплаты
Сотрудники трудовой инспекции проверяют моменты, связанные с начислением и выплатой оплаты труда. Законодательство говорит о том, что выплаты должны производиться не менее пары раз за месяц. В документации, которая применяется внутри компании, указывается информация относительно того, в какое время и где выдаются средства. Кроме того, важным моментом выступает то, чтобы величина заработка составляла не менее предельного значения по региону.
В ситуации, когда руководство компании выплачивает сотрудникам премии или делает надбавки, то требуется провести документальное оформление таких начислений. Гражданам, которые уволены из штата, должны быть выплачены конкретные суммы. Они определены законом.
Также проверке подлежат сведения, связанные с охраной трудовой деятельности. На руководство компании ложится обязанность относительно того, чтобы создать безопасные условия для исполнения лицом трудовых функций. Подтвердить данный факт можно при использовании инструкций или бумаг, указывающих на проведение соответствующих мероприятий. Указанная разновидность бумаг должна быть в компании, вне зависимости от того, сколько людей работает в ней и сколько людей трудоустроено.
Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:
— государственной регистрации;
— окончания проведения последней плановой проверки;
— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.
При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.
При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.
При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.
К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.
Как минимизировать отрицательные последствия проверки?
Безусловно, итоги любой проверки трудовым инспектором напрямую будут зависеть от того, добросовестно ли работодатель осуществляет свою деятельность. Однако современная практика позволяет выделить несколько важных советов, соблюдение которых позволит сократить негативные последствия до минимума:
- Прежде всего, желательно идти с инспектором на контакт. Не нужно пытаться установить для него препятствия для проведения проверки. Такое поведение работодателя только усугубит ситуацию и настроит инспектора против него.
- Во время общения с инспектором нужно быть максимально сдержанным, не грубить и, тем более, не пытаться запугать его. Все это обернется лишь дополнительными проблемами для директора.
- Кроме этого, необходимо быстро и качественно исполнять все требования уполномоченного лица. Например, инспектор может потребовать представить некоторые дополнительные документы компании для их внимательного изучения и т.д.
- После получения соответствующего заключения о результатах проверки не нужно пытаться оспорить указанные в документе нарушения. Если работодатель действительно считает их несправедливыми, оспаривание решения трудового инспектора необходимо будет производить в судебном порядке.
Невыполнение предписания может иметь последствия в виде дисквалификации или штрафных санкций. Им подвергаются: предприятие, директор или другое должностное лицо (начальник отдела кадров, главбух), индивидуальный предприниматель.
Часто встречающиеся случаи, влекущие за собой наложение взысканий.
Нарушения | Сумма штрафа (р.) для | ||
---|---|---|---|
ИП | Должностного лица | ЮЛ | |
Несоблюдение Трудового кодекса | 1000–5000 | 30 000–50 000 | |
Повторное нарушение | 5000–10 000 | 1) 10 000–20 000 2) Дисквалификация, с максимальным сроком в 3 г. |
50 000–100 000 |
Неправомерный допуск к работе (например, при отсутствии санитарной книжки) | Для работника: 3000–5000 Для работодателя: 10 000–20 000 |
||
Отсутствие трудового договора или неправильное оформление | 5000–10 000 | 10 000–20 000 | 50 000–100 000 |
Повторные допуск к работе или отсутствие договора | 30 000–40 000 | Дисквалификация, максимальный срок которой достигает 3 лет | 100 000–200 000 |
Невыполнение норм по охране труда | 2000–5000 | 50 000–80 000 | |
Повторное невыполнение норм | 1) 30 000–40 000 2) Дисквалификация сроком до 3 лет |
1) 100 000–200 000 2) Приостановление деятельности до 3 мес. |
|
Неправильное осуществление специальной проверки | 5000–10 000 | 60 000–80 000 | |
Допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда | 15 000–25 000 | 60 000–80 000 | |
Отсутствие защитных средств (если их наличие предписано ТК РФ) | 25 000–30 000 | 130 000–150 000 |
Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ
В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).
Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.
Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.
Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.
При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.
Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?
Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:
- берутся пояснения у заявителя;
- изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
- могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.
На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:
- не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
- установлено, что полученная информация не соответствует действительности.
В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).
Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции
Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:
- конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
- глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
- Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
- Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
- Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
- при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
- при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
- задержка выплаты или невыплата заработной платы;
- неверный расчет компенсаций при увольнении;
- невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
- отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
- некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
- несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
- при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
- по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
(К статье «Проверка предприятия по обращению работника: вопросы соблюдения конфиденциальности» Андрея Ковалева (текст статьи ищите в журнале «Трудовое право», 2012, N 9))
Акатова Людмила, юрисконсульт.
Внеплановая проверка, вызванная обращением работника в Государственную инспекцию труда, не всегда оборачивается неприятностями и штрафами для работодателя. Наоборот, иногда ее решения становятся еще одним аргументом в пользу работодателя при возможном судебном разбирательстве с работником.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником. Зачастую такое соглашение не выполняется одной из сторон, а работник за защитой своих прав обращается к государству.
В ст. 353 ТК РФ законодатель закрепляет осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Территориальными органами Роструда в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ) являются Государственные инспекции труда.
Зачастую, обращаясь в Государственную инспекцию труда (далее — ГИТ), работник не понимает, что именно он должен указать в своем заявлении. Большинство заявителей хотели бы не раскрывать информацию о себе, но в заявлении не указывают таких ограничений на распространение информации. А значит, в случае разглашения заявители при оспаривании действий ГИТ, скорее всего, исходя из судебной практики, не смогут доказать свое намерение остаться анонимными.
Следует отметить, что анонимно подать заявление о нарушении в ГИТ не получится; если заявитель хочет добиться проверки, ему следует указать свои реквизиты.
Внеплановая проверка не будет проводиться, если обращение или заявление не позволяет установить лицо, направившее их в государственный орган, а также не содержит сведений о фактах и основаниях, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.