Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПБУ 5 01 учет материально-производственных запасов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.
Работаем по новому понятию
Новацией стало закрепление в тексте ФСБУ определения понятия «запасы» (пункт 3), равно как и критериев признания запасов (пункт 5). Да, ни определения запасов, ни критериев их признания нет даже в тексте прародителя ФСБУ — МСФО (IAS) 2 «Запасы». Привнесли ли эти два изменения новшества в порядок ведения бухгалтерского учета запасов? Давайте разберемся.
Незаслуженно скромно, на мой взгляд, начинается определение понятия «запасы» в пункте 3 ФСБУ, а именно: «…запасами считаются активы». Заметьте: не имущество, а активы. Думаю, что ни для кого не секрет, что не всякое имущество будет активом для целей бухгалтерского учета и отчетности, равно как и не всякий актив в бухгалтерском учете будет представлять собой имущество (имущественные права).
Если вспомнить предыдущий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, то в нем объектами бухгалтерского учета были имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В действующем же Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ к объектам бухгалтерского учете стали относиться уже активы. В целях бухгалтерской (финансовой) отчетности имущество и активы не являются равнозначными понятиями.
К сожалению, законодатель, хотя и употребляет понятие «актив», в текстах нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, определения самого понятия не приводит. К счастью, данное препятствие можно обойти, вспомнив ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а именно пункт 7.1, в котором сказано, в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ самостоятельно, применяя в первую очередь международные стандарты финансовой отчетности.
Окунувшись в мир международных стандартов финансовой отчетности, мы выйдем на Концептуальные основы составления финансовых отчетов и найдем в них определение актива: активом называется существующий экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. В данном определении в целях настоящего повествования я бы сделал акцент на слове «контролируемый», данное понятие намного шире по сравнению, скажем, с «принадлежащий на праве собственности».
В итоге, какие же практические последствия имеет сказанное выше, и есть ли они вообще? Мне на практике часто встречались следующие условия импортного договора поставки в кредит (оплата после поставки), например, условия поставки, скажем EXW Берлин (ИНКОТЕРМС), при этом в договоре указывалось, что право собственности на товар переходит от продавца к покупателю по дате штампа «Выпуск разрешен» в ГТД. Причем условие про переход права собственности обычно приписывалось специально российской стороной договора, в частности для облегчения ведения бухгалтерского и налогового учета. При такой формулировке договора, когда запасы считаются имуществом, было вполне объяснимо, что поступающие по такому договору запасы принимались покупателем к бухгалтерскому и налоговому учету по дате штампа в ГТД.
Будет ли подобная практика объяснима и дальше при вступлении в силу нового ФСБУ 5/2019? Применительно к рассматриваемому примеру, при условиях поставки EXW Берлин продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, предоставив товар в распоряжение покупателя на складе в Берлине, и в дальнейшем покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца. То есть при прочих равных условиях покупатель получает контроль над товаром уже на заводе в Берлине, а не когда таможенный орган в России проставит штамп на ГТД. Казалось бы, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, а согласно рассматриваемым условиям договора право собственности на товар к покупателю перейдет только в РФ, а не в Берлине. Тем не менее, соответствующая норма ГК РФ (статья 211) носит диспозитивный характер, то есть позволяет сторонам в договоре прописать различные моменты перехода рисков и права собственности. Однако с 2021 года подобный ход уже не поможет регулировать бухгалтерский учет, а точнее момент признания товара в бухгалтерском учете. Товар необходимо будет принять к бухгалтерскому учету, при прочих равных условиях и при условии выполнения двух критериев признания согласно пункту 5 ФСБУ 5/2019 (с выполнением которых проблем, как правило, не возникает), в момент перехода рисков (обретения контроля) согласно условиям поставки, то есть в нашем случае, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя (его перевозчику) в Берлине. Учитывая неустойчивость курса национальной валюты, это повлияет не только на сам момент признания, но и на рублевую оценку импортного товара (если не было предварительной оплаты).
Теперь рассмотрим оставшуюся часть определения запасов: «…запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев». Для простоты дальнейшего анализа будем считать, что операционный цикл организации не превышает 12 месяцев. Здесь же сразу целесообразно упомянуть и о том, что с 2021 года утрачивают силу методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента и специальной одежды. Внесли ли такие изменения большую упорядоченность в бухгалтерский учет? На мой взгляд, внесли.
Что нужно относить к запасам?
Какие объекты включены в перечень запасов в новом стандарте, а какие нет показано в таблице:
Признаются запасами | Не признаются запасами |
|
|
Когда и как списывать запасы?
ПБУ 5/01 никак не регулирует вопрос о том, в каких случаях списывать запасы. Согласно новому стандарту списание необходимо производить одновременно с признанием выручки от продажи или при выбытии в ситуациях, отличных от продажи. Помимо этого, запасы обязаны быть списаны в случае, если предприятие не предполагает получение дохода от их дальнейшего использования или продажи. Некоммерческой компании следует списать запасы, в случае если она не сумеет использовать их в целях установленной деятельности.
Балансовая стоимость списываемых запасов должна быть признана в расходах периода, в котором:
- признана выручка от продажи запасов;
- произошло иное выбытие (списание).
Расходы на списание запасов при продаже должны учитываться обособленно от расходов на списание в иных случаях.
При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, при списании себестоимость запасов будет рассчитываться, как и сейчас, одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- средней себестоимости;
- себестоимости единиц, первых по времени поступления (способ ФИФО).
Для расчета себестоимости запасов, обладающих аналогичными свойствами и областью применения, понадобится последовательно использовать один и тот же метод расчета. Себестоимость запасов, которые не могут быть взаимозаменяемыми, а также запасов, учитываемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), будет определяться по каждой единице учета запасов.
Как применять новый порядок учёта запасов с 2021 года
Согласно п. 47 ФСБУ 5/2019 есть два варианта: пересчитать показатели прошлых лет или применять только к новым фактам хозяйственной жизни, то есть с 2021 года.
В учётную политику на 2021 год нужно внести изменения.
- Уберите упоминания устаревших нормативных актов: ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», методических указаний, утв. Приказом Минфина России № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г.
- Если вы оценивали незавершённое производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, утвердите другой метод из пп. 27 ФСБУ 5/2019.
- Приведите положения, касаемые запасов, в соответствие с нормами ФСБУ 5/2019.
- Пропишите вариант, который вы выбрали для начала применения нового стандарта — с 2021 года или с пересчётом прошлых лет.
В ПБУ дается перечень активов, которые являются материально-производственными запасами (МПЗ). Это материалы, готовая продукция и товары.
Внимание! Данное ПБУ применяется только к учету готовой продукции и не должно использоваться для учета незавершенного производства, к которому относится продукция, не прошедшая всех стадий обработки, не сданная на склад, не прошедшая предусмотренных технологией испытаний или не полностью укомплектованная.
В новом ПБУ не упоминаются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Имущество, которое прежде считалось МБП, надо включать либо в основные средства, либо в материалы в зависимости от срока использования. При этом их стоимость больше не имеет значения. (О том, как поступить с МБП, имевшимися у организации на конец 2001 г., читайте на стр. 24.)
Внимание! Единицу измерения МПЗ организация выбирает самостоятельно. Теперь это может быть не только номенклатурный номер, но и партия, одно наименование товара (например, папки) и т.п. (п.3 ПБУ).
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально — производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально — производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально — производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально — производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
3. Единица бухгалтерского учета материально — производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально — производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально — производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
4. Настоящее Положение не применяется в отношении:
- активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;
- активов, характеризуемых как незавершенное производство.
ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения
Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов — ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В нем, в частности, дается определение МПЗ (п. 2 ПБУ 05/01). Они представляют собой активы:
- задействованные в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг как сырье или материалы;
- предназначенные для продажи (готовая продукция, приобретенные у поставщика товары);
- используемые для удовлетворения нужд предприятия.
Единицами учета МПЗ могут быть:
- номенклатурный номер запаса;
- партия;
- группа однородных материалов;
- иная единица учета, определенная организацией и позволяющая обеспечить отражение достоверных сведений о запасах, а также установить контроль за их наличием и перемещением.
ВАЖНО! Нормы ПБУ 05/01 не распространяются на остатки незавершенного производства, хотя данные о них входят в строку 1210 «Запасы» формы бухгалтерского баланса.
О том, как включаются остатки незавершенного производства в строку 1210, читайте в статье «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01
Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).
Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:
- оплата по договору поставки;
- расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
- таможенные пошлины;
- налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
- вознаграждение посредникам;
- транспортные расходы;
- расходы на страхование материальных запасов и др.
В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.
Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.
В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:
- Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
- Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
- Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).
Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.
Оценка запасов по МСФО
В соответствии с МСФО 2 запасы следует оценивать по наименьшей из 2 следующих величин:
- себестоимости;
- чистой потенциальной цене продажи.
Что касается себестоимости, то она должна включать затраты:
- на приобретение МПЗ;
- их переработку;
- прочие затраты, понесенные фирмой для того, чтобы обеспечить текущее месторасположение и состояние материальных запасов.
В свою очередь, затраты на приобретение активов включают:
- закупочную стоимость запаса;
- пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- транспортные расходы;
- расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой;
- прочие издержки, которые непосредственно связаны с закупками запасов.
При этом скидки и прочие основания для уменьшения расходов должны вычитаться из затрат на приобретение МПЗ.
Касательно затрат на переработку — они должны включать в себя:
- зарплату сотрудников, занятых на производстве;
- различные накладные расходы при переработке сырья.
Прочими затратами, что учитываются при определении себестоимости МПЗ, могут быть, в частности, затраты по разработке тех или иных товаров для определенных клиентов. Иногда в структуру себестоимости МПЗ могут включаться затраты по заимствованиям — данная процедура регламентируется отдельными нормами МСФО.
Под чистой потенциальной ценой продажи в МСФО понимается расчетная отпускная цена актива в процессе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расчетных затрат, связанных с завершением производства и продажами.
В случае если запасы продаются, их балансовая стоимость признается расходом в том периоде, когда фирмой была получена выручка от соответствующих продаж. Сумму по любому списанию стоимости МПЗ до величины чистой потенциальной цены их продажи, а также потери запасов необходимо признавать в качестве расходов в рамках периода, когда было осуществлено списание или признание потерь. Суммы по любым восстановлениям (по осуществленным ранее списаниям МПЗ) вследствие увеличения чистой потенциальной цены продажи должны признаваться в качестве уменьшения величины МПЗ, отраженных в расходах, в рамках периода, в котором было осуществлено восстановление.
Отдельные нормы определения себестоимости запасов установлены в МСФО 2 для компаний, оказывающих услуги, а также для фермерских организаций (пп. 19, 20).
При расчете себестоимости товаров по МСФО могут использоваться методы учета:
- по нормативным издержкам;
- розничным ценам.
Первый метод предполагает рассмотрение типичных уровней потребления запасов, труда, эффективности, а также производительности — но они могут пересматриваться с учетом рыночных условий.
Второй метод больше подходит для розницы — сферы, для которой характерны частые изменения в структуре запасов, а также показателей выручки при их реализации или продукции, изготовленной с использованием МПЗ.
ФСБУ 5/2019, применение которого стало обязательным при составлении бухгалтерской отчётности за 2021 год, определяет требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о запасах организаций. При этом необходимо внести изменения в учётную политику ‒ отразить способ перехода на применение ФСБУ 5/2019 ретроспективно либо перспективно.
По ФСБУ5/2019 введён временной критерий отнесения к запасам. К запасам относятся активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более чем 12 месяцев.
Расширен перечень запасов по сравнению с ПБУ 5/01. В состав запасов включены объекты незавершённого производства и недвижимость, предназначенная для продажи.
Вместе с ПБУ 5/01 с 2021 года утрачивают силу Указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н). Но приведённые в них способы учёта можно продолжать применять, если они не противоречат новому стандарту. Так, по-прежнему можно использовать различные варианты учёта ТЗР. Ведь в стандарте есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов это требование не нарушает (п. 11 ФСБУ 5/2019).
С 1 января 2022 года действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Одновременно утрачивают силу ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств. Начать применять Стандарты можно и раньше.
В ФСБУ26/2020 дано определение капвложений и изложены принципы, по которым их нужно учитывать, оценивать и завершать. Сейчас в нормативах по бухучёту нет чёткого определения, что такое капитальные вложения (КВ). Есть лишь отдельные упоминания. В частности, в ПБУ 6/01 «Основные средства» говорится, что к объектам ОС относятся капвложения: на коренное улучшение земель (осушение, орошение и другие мелиоративные работы), в арендованные основные средства.
В новом ФСБУ 26/2020 введено требование проверять капвложения на обесценение. Возникшую вследствие этого корректировку балансовой стоимости следует учитывать в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01
Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).
Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:
- оплата по договору поставки;
- расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
- таможенные пошлины;
- налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
- вознаграждение посредникам;
- транспортные расходы;
- расходы на страхование материальных запасов и др.
В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.
Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.
В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:
- Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
- Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
- Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).
Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.
Кто применяет ФСБУ 5/2019 и кого он не касается.
Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.
Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.
В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.
Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.
К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (Собрание законодательства РФ, 1998, № 11, ст.1290), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
2. Признать утратившим силу:
приказ Министерства финансов РФ от 15 июня 1998 г. № 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/98″ (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570);
пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064);
пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к приказу Министерства финансов РФ от 24 марта 2000 г. № 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).
3. Ввести в действие настоящий приказ, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.
Министр А.Кудрин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2001 г.
Регистрационный № 2806
IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
23. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.
24. На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
25. Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
26. Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
27. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Министерство финансов российской федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2001 г. N 2806
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1290), приказываю:1.
Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.2. Признать утратившим силу:Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 1998 г.
N 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 1998 г.
, регистрационный номер 1570);пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г.
, регистрационный номер 2064);пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).
3. Ввести в действие настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.
Министр
А.Л.КУДРИН
УтвержденоПриказомМинистерства финансовРоссийской Федерации
от 09.06.2001 N 44н
Кто сдает «упрощенную» отчетность
По общему правилу субъекты малого предпринимательства вправе составлять отчетность как по обычным, так и по упрощенным формам (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все показатели отражают по группам статей.
Из числа хозяйственных обществ не могут сдавать «упрощенную» отчетность только:
-
организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;
-
юридические консультации;
-
микрофинансовые организации. К ним относятся юридические лица, внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляющие деятельность по предоставлению микрозаймов, сумма которых не может превышать 1 млн рублей (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).