Экологический мониторинг окружающей среды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический мониторинг окружающей среды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Методы экологического мониторинга окружающей среды

Существует множество различных методов исследования, применимых для экомониторинга. Среди них выделяют группы дистанционных (аэрокосмических) и наземных методов.

Одним из дистанционных методов является зондирование с искусственных спутников и космических кораблей. На земле исследования часто проводят посредством биологических (биоиндикационных) и физико-химических методов.

Биологический мониторинг – система длительного наблюдения, оценки и прогнозирования происходящих в биоте изменений. Иными словами, ведется слежение за наличием или исчезновением различных видов, их состоянием и численностью, изменением ареала обитания, появлением случайных интродуцентов в результате воздействия антропогенных факторов. Это один из ключевых методов организации экологического мониторинга окружающей среды.

Биологический мониторинг отличается сложной структурой. На разных уровнях организации биологических систем действуют различные подпрограммы. К примеру, субклеточный уровень требует проведения генетического мониторинга, популяционный и биоценотический – экологического.

Государственный мониторинг экологической среды

Термин «мониторинг» возник в 1972 году. Тогда этот термин приняли для обозначения системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния окружающей среды. Сейчас под экологическим мониторингом понимается информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная для выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

В проведении государственного экологического мониторинга участвуют:

  • Госкомсанэпиднадзор России;
  • Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем);
  • Минсельхоз России; — Геофизическая служба РАН (ГС РАН).

Задачи экологического мониторинга

Задачи экологического мониторинга включают:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
  • проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;
  • выявление и пресечение нарушений требований экологического законодательства и наступления экологического вреда;
  • обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных в загрязнении окружающей среды; — соблюдение нормативов качества окружающей природной среды

В целом, задачи государственного экологического контроля сводятся к соблюдению экологического законодательства, норм и правил, выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, должностными лицами, работниками, а также всеми гражданами.

Читайте также:  Две пенсии вдовам военных пенсионеров в 2023 году

При решении задач экологического контроля организуется:

  • единая система сбора и обработки данных наблюдений,
  • хранение наблюдений, ведение специальных банков и баз экологических данных,
  • обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений,
  • передача данных в органы власти,
  • управление комплексной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсах,
  • а также информирование населения.

Государственныи экологическии контроль

Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарноэпидемиологическая служба и др.

Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.

Как разместить заказ:

  1. ШАГ №1: Оставьте заявку на сайте с указанием:
    • местоположение объекта исследования (координаты, кадастровый номер и т п);
    • какой вид экологического мониторинга необходим;
    • даты, на которые нужно провести анализ.
  2. ШАГ №2: Согласование технического задания и стоимости:
    • Работа технических специалистов от РУБ 70 000;
    • снимки оплачиваются отдельно (один снимок сверхвысокого разрешения от 300–600 USD).
  3. ШАГ №3: заключаем договор и приступаем к выполнению:
    • Срок от 20 рабочих дней с даты получения 100% аванса — оплата только по безналичному расчету.

Государственный экологический мониторинг

Являя собой огромную и разветвлённую систему, государственный экологический мониторинг решает множество задач, в частности проверку планов и реализованных мероприятий, направленных на природоохранную деятельность, контроль над соблюдением рационального и правильного применения земельных и водных природных ресурсов, применения средств для оздоровления экологии, осведомление людей о состоянии среды и возникновении опасности для населения. Мониторинг экологической среды должен выявить источники загрязнений, спрогнозировать и оценить опасность от предполагаемых источников и предложить способы устранения следствий негативного воздействия. Решает эти задачи непосредственно служба государственного экологического контроля, являющаяся частью глобальной системы контроля над экологией. Под юрисдикцию службы попадает то, что мы называем, окружающей природной средой (землю, воздух, воду, животные и растений), сегмент производства, хозяйственный сегмент и непосредственно общество, в котором мы живём.

Общая характеристика контроля состояния природной среды

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие оценить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием техногенной деятельности.

Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием техногенной деятельности.

Термин «мониторинг» образован от лат. monitor — наблюдающий, предостерегающий (так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне). Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Первые предложения по разработке такой системы были выдвинуты Научным комитетом по проблемам окружающей среды. Профессор Р. Мэнн в 1973 г. в постановочном аспекте изложил концепцию мониторинга, которая была обсуждена в феврале 1979 г. на первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби). Мониторингом Р. Мэнн предложил назвать систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

Читайте также:  Льготы в 2023 военным контрактникам

Базовые этапы проведения экологического мониторинга

  • Подробное изучение интересующей местности;
  • Определение мест отбора проб (почвы, воздуха, водных ресурсов);
  • Осуществление взятия проб на местности;
  • Контроль отобранных проб по необходимым показателям (проводимость, температура и т. д.);
  • Осуществление аналитических лабораторных исследований с целью выявления степени концентрации вредных веществ;
  • Сравнительный анализ полученных показателей со значениями их предельно допустимой концентрации;
  • Выявление на основе приобретённых результатов местности, в которой превышен уровень предельно допустимой концентрации вредных веществ;
  • При необходимости подбор способов рекультивации загрязнённых областей;
  • Выполнение на местности работ по рекультивации.

Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:

  1. Выявление источников человеческого воздействия на природу.
  2. Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
  3. Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
  4. Формирование информационных данных о состоянии объекта.
  5. Подбор методов борьбы с загрязнениями.
  6. Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
  7. Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.

Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.

  • своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
  • своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
  • постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
  • ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
  • ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

Урок «Понятие мониторинга среды. Виды и методы мониторинга. Экологический мониторинг»

Понятие мониторинга среды. Виды и методы мониторинга. Экологический мониторинг

Мониторинг и его виды.

Огромное значение в организации рационального природо­пользования имеет изучение проблем природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах различного ранга.

Мониторинг

— это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей сре­ды под влиянием антропогенной деятельности.

Наряду с отрицательным влиянием на природу человек может в результате хозяйственной деятельности оказывать и положительное влияние.

Читайте также:  Как найти административные штрафы по паспорту

В состав мониторинга входит:

наблюдение за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;

оценка фактического состояния природной среды;

прогноз изменения качества среды.

Наблюдения могут осуществляться по физическим, хими­ческим и биологическим показателям, перспективны интегри­рованные показатели состояния окружающей среды.

Виды мониторинга.

Выделяют глобальный, регио­нальный и локальный мониторинг. (Что лежит в осно­ве такого выделения?)

Глобальный мониторинг позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли.

Региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подвер­женных антропогенному влиянию.

Современные методы мониторинга окружающей среды

Современные методы мониторинга окружающей среды включают в себя:

  • космический (пилотируемые орбитальные станции, корабли многоразового использования, автономные системы спутниковой съемки и др.)
  • авиационные (самолеты, вертолеты и радиоуправляемые аппараты микроавиации);
  • различные методы морского (затопляющего) и наземного мониторинга, включая, например, фотодетекторную съемку, электромагнитную съемку и другие методы геофизического зондирования подповерхностного слоя, гидроакустическую съемку рельефа морского дна с помощью гидролокатора бокового обзора, другие методы, основанные на регистрации собственного или отраженного сигнала волнового характера.

Рассмотрим некоторые методы более подробно.

Цель экологического мониторинга предприятия

— констатация фактов, проведения экспериментов, моделирования процессов, их прогнозирования.

Задача экологического мониторинга предприятия:

  • наблюдения за фактическим состоянием биосферы и ее изменениями;
  • определение изменений, вызванных деятельностью фармпредприятий, обобщение результатов наблюдений;
  • оценка изменений биосферы и их тенденций;
  • выявление тенденций, обусловленных антропогенной деятельностью;
  • прогнозирование тенденций в изменении состояния биосферы.

Государственный экологический мониторинг.

Понятие государственного экологического мониторинга установлено в ст.1 ФЗ «об Охране окружающей среды» 2002 г.:

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) —комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.

НПА: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»

Данное постановление определило порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.

Осуществляется путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга.

Государственный экологический мониторинг осуществляется:

· Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (объекты животного мира, охотничьи ресурсы)

· Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (земли с/х назначения)

· Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (атм.воздух, внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, радиационная обстановка)

· Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Государственный мониторинг земель, за исключением с/х земель).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *